Национальная экономика - цели и результаты

Влияние разграничения полномочий на формирование расходов федерального бюджета осуществляется за счет предоставления субвенций из Фонда компенсаций для финансового обеспечения делегируемых субъектам РФ полномочий федеральных органов государственной власти в размере 33,1 млрд. руб., из Фонда софинансирования социальных расходов - 8 млрд. руб., а также за счет передачи в собственность субъектов РФ учреждений начального и среднего профессионального образования, содержание которых обходится в 24,8 млрд. руб.

В ведение федерального бюджета переходит финансирование организации воинского учета и призывной кампании (в размере 7,1 млрд. руб.) и финансирование воспроизводства минерально-сырьевой базы в связи с передачей на федеральный уровень полномочий субъектов РФ по геологическому изучению недр (в размере 9,5 млрд. руб.).

Ранее, когда водный налог поступал в бюджеты субъектов РФ, субъекты сами осуществляли работы по ремонту и реконструкции гидротехнических сооружений, находящихся на их территории. В 2005 г. водный налог будет целиком поступать в федеральный бюджет, соответственно, финансирование ремонтных работ также переходит в ведение федерального бюджета (в размере 9,5 млрд. руб.). Это начало серьезной модернизации водных объектов по всей стране: дамб, плотин, шлюзов, береговых укреплений и пр.

Капитальные вложения и ФЦП

На рис. 3. показано распределение в 2005 г. расходов бюджета на федеральные целевые программы. Большая часть средств идет на субсидирование национальной экономики (41,2%) и региональное развитие (25%).

Структура финансирования ФЦП по сравнению с 2004 г. изменилась в сторону существенного увеличения расходов на капитальные вложения (с 22,2% до 50,9%), поскольку материальная база российской экономики требует серьезной модернизации и обеспечения оборудованием.

Общий объем расходов капитального характера, включая межбюджетные трансферты, возрастет в 2005 г. за счет перераспределения средств до 282,9 млрд. руб., что составит 9,3% к расходам федерального бюджета (против 231,5 млрд. руб., или 8%, в 2004 г.). Общие расходы капитального характера, а не только в рамках ФЦП, распределяются следующим образом: на национальную экономику - 21%, на обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности - 18%, на национальную оборону - 15%, на общегосударственные вопросы - 12%, на социальную сферу - 11%, в Федеральный фонд регионального развития - 23%.

Среди новых направлений финансирования национальной экономики государственная поддержка гражданской авиации составляет 6 млрд. руб. на лизинговые операции, на субсидирование кредитных ставок для поддержки экспорта продукции - 3 млрд. руб., на поддержку малого бизнеса - 1,5 млрд. руб., взнос в уставной капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию - 0,7 млрд. руб.

Финансирование перевода натуральных льгот в денежную форму составит в 2005 г. 203 млрд. руб., из которых 99,9 млрд. руб. будет перечислено в Пенсионный фонд на компенсационные выплаты, 50,8 млрд. руб. будет перечислено в Фонд обязательного медицинского страхования на обеспечение лекарственными средствами, 9,6 млрд. руб. будет перечислено в Фонд социального страхования на обеспечение санаторно-курортного обслуживания. В том числе, прямые расходы федерального бюджета составят 12,7 млрд. руб., а расходы на компенсационные выплаты военнослужащим и работникам правоохранительных органов - 30 млрд. руб.

Необходимо отметить, что осуществляется переход к системе страхования через рыночные механизмы. Если каждый льготник, получая денежную компенсацию, например, в 450 руб., будет выплачивать из них 350 руб. в месяц на страховку, то фактически он получает гарантию лекарственного обеспечения на любую прописанную врачом сумму - 5 тыс. руб., 10 тыс. руб. и т. д. В будущем году благодаря этой системе льготники будут дополнительно обеспечены лекарствами на сумму в 50 млрд. руб.

С 1 января 2005 г. планируется индексация заработной платы 2,27 млн. работников федеральных бюджетных учреждений в 1,2 раза, объем средств, выделенных для этой цели, составит 19,8 млрд. руб. С 1 сентября 2005 г. произойдет увеличение стипендиального фонда в среднем на 50%, т. е. на 2,6 млрд. руб. Индексация заработной платы работникам бюджетных учреждений регионального уровня должна проводиться в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ.

В следующем году сумма на обслуживание государственного внешнего долга возрастет на 17,7 млрд. долл. Высокие цены на нефть позволяют без серьезных проблем для бюджета осуществлять погашение долга, используя средства стабилизационного фонда. По мере снижения суммы долга проценты также снижаются, в 2005 г. их сумма составит 6,2%, что почти на 1 млрд. долл. меньше, чем в 2004 г. Очевидно, что лучше снижать основной долг, пока существует такая возможность, и не платить проценты.

Профицит и Стабилизационный фонд

Стабилизационный фонд по состоянию на 1 января 2005 г. планируется в размере 574,4 млрд. руб. Поступления в Стабилизационный фонд в следующем году составят 387,8 млрд. руб., из них экспортные пошлины на нефть - 236 млрд. руб. и НДПИ на нефть - 151,7 млрд. руб. Использование средств Стабилизационного фонда составит 242,7 млрд. руб., включая покрытие дефицита Пенсионного фонда - 74,7 млрд. руб. и погашение внешнего долга - 167,2 млрд. руб. Размер Стабилизационного фонда на 1 января 2006 г. составит 719, 5 млрд. руб.

Одной из основных функций Стабилизационного фонда является стерилизация избыточного денежного предложения. Правительство осуществляло стерилизацию за счет налоговой политики, и в следующем году также необходимо провести эту процедуру на сумму 258 млрд. руб. за счет эффектов налогообложения. Эта мера является основным условием успеха курсовой и инфляционной политики и снижения инфляции.

Безусловно, есть и другие возможности, другие инструменты стерилизации или связывания денежной массы, для того, чтобы она не влияла на инфляцию. В результате стабильной курсовой политики доверие к рублю возрастает с каждым годом, и население переводит средства из долларов в рубли.

На рис. 4 показана дедолларизация сбережений населения. Сальдо операций по покупке-продаже иностранной валюты населением в 2003 г. составляет 6,6 млрд. долл., т. е. на 6,6 млрд. долл. население больше купило рублей, чем продало валюты. Связывание рублей также влияло и на снижение инфляции, на повышение доверия к рублю. В первом полугодии 2004 г. эта тенденция замедлилась в связи с тем, что рубль укреплялся меньшими темпами из-за меньшего доверия к банкам. В результате принятых мер в отношении банков, которые не выполняют нормативные требования, во втором квартале 2004 г. население фактически вышло на нулевое сальдо по продажам и покупкам иностранной валюты.

Если в результате количество инструментов связывания сократилось, необходимо снова больше базироваться на бюджетных механизмах, среди которых нужно отметить укрепление рубля к доллару. На рис. 5 видно, что в мае 2004 г. произошло ослабление рубля в реальном выражении, но уже в июне 2004 г. рубль незначительно укрепился. Это изменение тенденции по укреплению рубля тоже сегодня стало влиять на приток спекулятивного капитала на российский рынок и, соответственно, на переход на рубли. В этой связи при сохраняющемся некотором оттоке капитала приток капитала сократился. В целом наблюдается увеличение отрицательного сальдо оттока капитала.

Кроме всех прочих показателей, влияет на инфляцию скорость обращения денег. Зачастую нам советуют деньги стабилизационных фондов вложить в инвестиции, таким образом они будут связаны. Но деньги просто перейдут со счета одного учреждения на другой счет, поэтому, конечно, они в землю не будут зарыты, но никакого связывания не происходит, просто больше станет денег в экономике. Но эффект, который сейчас получен в виде инвестиций, реальный объем работ, никак не свяжет эти деньги. Связывает деньги их количество и скорость обращения. Только с ростом экономики и с ростом, соответственно, доверия к рублю скорость обращения снижается. Это позитивный процесс. То есть от рублей не убегают, как от какой-то жгущей руки бумаги, в какие-то другие валюты. Мы их готовы сберегать, при этом скорость обращения снижается, и это опять связывает рубли. Пока что темпы снижения недостаточны, несмотря на то, что в 2003 г. прирост наличных денег в обращении составил 50,5% (рис. 6).

Поэтому, когда говорят о том, чтобы средства Стабилизационного фонда потратить на инвестиции, о том, чтобы что-то еще хорошее сделать, всегда нужно помнить о законах экономики.

На десятые процента можно ошибиться, но в целом нужно сохранять тенденцию к снижению инфляции. В этой связи возникает вопрос монетизации экономики. Монетизация показывает тот уровень связывания денег, который осуществляется благодаря реальному обороту, реальному росту, реальному доверию к деньгам, здоровье экономики возрастает при росте монетизация.


Заключение

 

Современное государство в условиях рыночной экономики практически включено во все сферы экономической деятельности общества. Важнейшими из них являются формирование законодательной базы, защита конкурентной среды, доходов, регулирование системы общественного перераспределения, стабилизация и стимулирование экономического роста, а также коррекция общественных благ и услуг.

Государственное регулирование выступает в качестве объективной потребности общественного развития, особенно это проявляется в условиях превращения науки в непосредственную производительную силу в процессе труда. Поясняя этот тезис, мы хотим подчеркнуть, что государство – как ассоциированный собственник – берет на себя функции создания и поддержания на стабильном уровне  дорогих условий воспроизводства рабочей силы (высокоразвитые системы образования, информации, здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д.).

Большую роль в системе госрегулирования играет сфера внешнеэкономической деятельности, имеющая непосредственную связь со структурной политикой и составлением общенациональных программ. Прогноз и контроль над экспортом, импортом, торговым и платежным (включая валютный) балансами – это серьезные гарантии, с одной стороны, а с другой – стимулы для предпринимательства как одного из факторов поступательного развития хозяйственного потенциала страны.

В современных условиях трансформирования экономики России задача оптимального сочетания рыночных регуляторов с системой мер государственного воздействия представляется тем более актуальной, что с одной стороны, Россия обладает исторической, "национальной" и природно – географически обусловленной спецификой, в силу которой копирование западных моделей и практики их применения (даже если они имели успех в странах Восточной Европы в условиях преобразования их хозяйственных комплексов) неэффективно, а зачастую просто вредно. С другой – процесс ускоренного преобразования государственной собственности и отсутствие эффективного управления ею как со стороны Госкомимущества, так и частных собственников преобразованного госимущества, необходимость структурной перестройки производственного потенциала и создания добросовестной конкурентной среды на национальном рынке, смещения в структуре экспорта в сторону обрабатывающей промышленности и постепенного повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке, – все это настоятельно диктует усиление воздействия государства на экономические процессы при обеспечении баланса интересов всех социальных групп населения и формирования благоприятных условий для их жизни.

На мой взгляд для стабильного развития национальной экономики целесообразны следующие рекомендации:

·                   привести в логичное единообразие  национальные законодательные системы, исключив принятие частных взаимопротиворечащих изменений, распространяемых на хозяйствующих субъектов страны, независимо от того, есть или нет доли иноучастия в капитале, (показателен пример Польши, взявшей за основу в частности в целях избежания ложного банкротства в финансовой сфере законодательства еще 30–х годов);

·                   четко определить приоритеты отраслевого хозяйственного развития, и используя гибкую систему государственного инструментария (поддержки, гарантий, защиты инвестиций, участия и преференцирования), обеспечив равные условия для национальных и зарубежных инвесторов, стимулировать приток капитала именно на развитие приоритетных отраслей;

·                   шире использовать систему точечных проектов регионального приоритетного значения на основе конкурсного участия потенциальных инвесторов с привлечением средств и региональных, и центральных бюджетных ресурсов (из бюджетов развития) создание сети страхования инвестиций, в т.ч. с участием государственных органов, использования залогового и ипотечного инструментария вступление в международные экономические организации, в т.ч. регионального характера, которые создадут своего рода  "крышу" или гарантийную поддержку привлечения частного зарубежного капитала.

·                   широкая гласность в обеспечении работа аппарата чиновников и гласность контроля за этой работой по всем денежно–ресурсным направлениям деятельности (и приватизация, и банкротство, и кредиты международных организаций, и эффект привлечения частного зарубежного капитала, в т.ч. на региональном уровне).

И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что иностранный капитал – это лишь вспомогательное средство обеспечения экономического развития, преследующее в первое очередь свои собственные интересы. Но умелое и грамотное регулирование инвестиционного климата в стране в конкретно избранный отрезок времени и этапа развития страны может превратить его существенный движитель оживления национальной конкурентной среды, завоевания новых рынков и инновационно–технологического прорыва.


Практикум


Экономика страны характеризуется следующими данными (в млрд. долл.):

Личные потребительские расходы населения - 7000

Валовые внутренние инвестиции частных фирм - 1500

Государственные расходы - 1900

Чистый экспорт - (-500)

Амортизационные отчисления - 1000

Оплата труда наёмных работников - 6000

Косвенные налоги - 800

Валовая прибыль корпораций - (прибыль, полученная от производства до вычета доходов от собственности)- 2100

Валовые смешанные доходы малого бизнеса - 1000

Доходы резидентов, полученные из-за границы - 3000

Доходы нерезидентов, перечисленные за границу - 1000

1. Рассчитайте показатели валового внутреннего продукта (ВВП) двумя методами (расходов и доходов).

2. Определите объёмы валового национального дохода (ВНД), чистого внутреннего продукта (ЧВП) и чистого внутреннего дохода (ЧНД).

Решение:

1. Находим ВВП по методу конечного использования (расходов): ВВП=С+I+G+Nx =7000+1500+1900+(-500)=9900 млрд. долл.

Находим ВВП по распределительному методу (доходов):

ВВП=А+Б+Σ факторных доходов =1000+800+6000+2100+1000=10900 млрд. долл.     

 Статистическое расхождение-1000 млрд. долл.

2. Определяем объём ВНД : ВНД=ВВП+ (Доходы резидентов- Доходы нерезидентов)=9900+(3000-1000)=11900 млрд. долл.

ЧВП=ВВП-ПОК(потребление основного капитала)=9900-1000=8900 млрд. долл.

ЧНД=ВНД-ПОК=11900-1000=10900 млрд. долл.


Список литературы

 

1.                 Макроэкономика: Учеб.пособие для вузов/ Под ред .проф. И.П.Николаевой. М.: Юнити-ДАНА, 2000.

2.                 Макроэкономика: Учеб.пособие для вузов/ Под ред .проф. И.П.Николаевой.-М.: Юнити-ДАНА, 2000.

3.                 Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Издательство  РАГС,1998.

4.                 Журнал «Экономика России: ХХI век» № 17.

5.                 Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России.-М.,2005.

6.                 Экономическая теория. Учебник для ВУЗов / Под ред. Камаева.М.1998

7.                Экономическое развитие России в 2005 году /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2005.


[1] Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России.-М.,2001.-С.302.

[2] Российский статистический ежегодник: Стат . сб./Госкомстат России.-М.,2005.-С.302.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать