Национальная экономика: результаты и их измерение
1.Национальная экономика: результаты и их измерение.
Ведущим в систем национальных счетов является показатель валового продукта. Он характеризует объем национального производства независимо – продана продукция или осталась.
Существуют:
- валовый внутренний продукт (ВВП)
- валовый национальный продукт (ВНП).
ВВП представляет суммарную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год. Он характеризует экономическую силу страны.
ВНП – включает в себя сумму конечных товаров и услуг, произведенных национальными товаропроизводителями, экономическими агентами, действующими как стране так и за рубежом.
2 вида ВНП:
1) номинальный ВНП – выражающийся в текущих ценах;
2) реальный ВНП – стоимость конечного продукта, выраженная в сопоставимых ценах.
Отношение номинального ВНП к реальному называется дефлятором ВНП.
Существует 2 способа подсчета ВНП:
1) по расходам;
2) по доходам.
По расходам:
1) потребительские расходы на покупку товаров и услуг (С);
2) инвестиционные: валовые, частные, внутренние (российских фирм) (J)
3) государственные закупки (G)
оплата гос. служащих
4)торговый баланс (ТВ)
(между экспортом и импортом)
ВНП = С + J + G + TB
По доходам:
1) платежи не связанные с получением дохода;
2) заработная плата, прибыль, %, рента.
Чистый национальный продукт: ЧНП
ЧНП = ВНП – Амортиз.отчисленная
Национальный доход : НД
НД = ЧНП – косвенные налоги
Личный доход: ЛД
Совокупность всех доходов, который получат граждане страны. Сюда входят и все социальные выплаты из бюджета.
Располагаемый доход: РД
РД= ЛД – подох.налог
Для оценки развития страны используются два показателя:
1) индекс развития человеческого потенциала (продолжение жизни, уровень образования и т.д.)
2) национальное богаство ( накопленные ресурса, оценка человеческого капитала.
2.Совокупный спрос – это определенный объем (V) продукции и услуг, который готов купить при определенном уровне цен – потребители, предприятия, правительство.
Кривая совокупного спроса
Чем ниже уровень цен, тем больше объем продукции и услуг будет куплен и наоборот.
Ценовые факторы совокупного спроса:
Денежные активы населения.
Процентная ставка, импортные закупки.
Неценовые факторы:
Потребительские расходы, инвестиционные, государственные расходы, расходы на чистый экспорт.
Инвестиционные (изменение процентной ставки за кредит, изменение налогов на бизнес, изменение ожидаемой прибыли от инвестиций).
А также: изменение вкусов потребителей, изменение качества товаров, изменение доходов покупателей, инфляционные ожидания.
Если существует высокий уровень цен, это увеличивает спрос на деньги, это увеличивает процентную ставку, и снизит инвестиционные расходы, потребительские расходы снизятся, значит повышение цен ведет к обесцениванию денежных вкладов населения (счета в банках, облигации).
Дорогостоящие покупки откладываются.
Увеличение пенсионеров (ведет к повышению спроса на лекарства).
Повышение спроса на спортивную обувь (значит больше покупают).
Уровень цен является важнейшим фактором влияющим на совокупный спрос.
3. Совокупное предложение
Это количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.
Основной фактор: чем выше цена, тем выше предложение ( прямая зависимость).
Цены прямо влияют на предложение.
Но в краткосрочном плане рост предложения не всегда наступает за ростом цен, т.к. может не оказаться резервов для увеличения производства.
В долгосрочном периоде за ростом цен следует повышение предложения ( AS).
Неценовые факторы предложения (AS).
А) изменение издержек производства из-за технических нововведений, изменений источников ресурсов, налоговой политики (кривая смещается влево);
Б) выход на рынок новых фирм – это ведет к повышению предложения (AS) вне зависимости от цен.
В) изменение цен на другие товары, приводящие к переливу ресурсов ( уход фирм из отрасли). Это уменьшит предложение (AS). Изменение технологии производства.
Г) природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения.
В общем своем виде кривая совокупного предложения состоит из:
1) Кейнсианского (горизонтального)
2) Классического (вертикального)
3) Промежуточного (восходящего) отрезков.
К – точка макроэкономич. равновесия товарных рынков точка L - стагфляция
Стагфляция – рост цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем (V) выпуска изменяются в разных направлениях.
4. Потребление
Потребление выступает главным компонентом совокупных расходов. Существует много факторов влияющих на уровень потребительских расходов, но самым важным является располагаемый доход (в частности доход после уплаты налогов). А так как сбережения являются той частью располагаемого дохода, которая не потребляется, то доход после уплаты налогов – это основной фактор определяющий и личные сбережения.
График зависимости объемов потребления от располагаемого дохода:
Кривая не проходит через начало координат, это означает что определенная часть реальных доходов никак не связана с уровнем располагаемого дохода. Это автономное потребление (используются свои сбережения или занятые в долг деньги). Наклон кривой потребления определяется той долей располагаемого дохода, которая направляется на потребление , т.е. предельной склонностью к потреблению (МРС).
b – предельная склонность к потреблению (МРС)
средняя склонность к потреблению (АРС)
равна
т.е. АРС = МРС + а/y
следовательно средняя склонность к потреблению превышает предельную, пока автономное потребление (а) выше нуля.
Факторы потребления:
- благосостояние (богатство), его рост смещает кривую потребления вверх, если уменьшение богатства - (например крах финансовой биржи) смещает кривую потребления вниз;
- уровень цен (рост цент смещает кривую вниз);
- ожидания;
- налогообложение (смещение кривой зависит от вида налога).
5. Сбережения
Y = C + S, где Y – личный располагающий доход
C – личное потребление; S – личные сбережения.
Сбережения домохозяйств – часть их личного располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг.
Личные сбережения позволяют домохозяйствам сохнарить привычный уровень потребления при отсутствии достаточных текущих доходов, Поэтому сбережения подвержены значительным краткосрочным колебаниям, они могут быть отрицательными при спаде и резко возрастать при подъеме.
жный потребительский спрос, который ускоряет инфляцию, но отечественные предприятия не смогут на него адекватно среагировать, т.к. нет финансовых источников инвестиций.
Это ведет у уменьшению ВНП и занятости населения, следовательно приводит к стагфляции (т.е. цена и объем выпуска изменяется в разных направлениях).
Если соотношение С:S выразить 60:40 следовательно это приведет к кризису перепроизводства, характеризуемый дефляцией и массовой безработицей из-за вялого потребительского спроса, чрезмерной сберегательной активности.
Суть парадокса бережливости: чрезмерное сбережение не делает общество богаче. Сберегая сегодня много, люди лишаются будущих сбережений.
Проявляется обычно в богатых странах.
В нашей стране парадокс проявляется:
-т.к. нестабильность
-низкие социальные гарантии. Сбережения есть, но они лежат и не становятся инвестициями.
6. Ивестиционная активность и факторы, ее определяющие
Из всех компонентов ВНП инвестиции наиболее изменчивы, во время экономического спада происходит их быстрое падение.
Факторы крайней нестабильности инвестиции:
- продолжительный срок службы основного капитала;
- нерегулярность инноваций;
- факторы, составляющих содержание понятия «инвестиционный климат»
это:
1) Одижаемая норма чистой прибыли, расчитываемую получить от расходов на инвестиции (выручка минус издержки минус налоги). Снижение прибыли влечет падение инвестиционной активности (Рост цен на нефть).
2) Реальная ставка процента (ч) процентная ставка оказывает троякое (обратное) воздействие на уровень инвестиционной активности
- увеличение процентной ставки (ч) ведет к отказу от инвестиций (кладут деньги в банк)
- Увеличение процентной ставки (ч) – за пользование кредитом
- инвестор может получить капитал, обратившись к фондовой бирже, но необходим высокий курс выпускаемых им акций
3) Налоговая политика - высокие налоги не стимулируют инвестиции.
4) На реальную ставку процента влияют: денежная масса, уровень инфляции и денежно-кредитная политика
5) Прогноз инвестиционных перспектив.
Например: ожидание инвестора, возврат страны к тоталитарному режиму, нестабильность законодательства.
7. Мультипликативный эффект. Автономные и производственные инвестиции.
Мультипликатор – это коэффициент показывающий во сколько раз увеличивается национальный доход при увеличении автономных (государственных инвестиций) на единицу.
Мультипликативный эффект – тенденция в соответствии с которой изменения объема (V) потребления, инвестиций гос. расходов, чистого экспорта приводят к большему приращению совокупного спроса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19