Национальная экономика: результаты и их измерение

М1 – наличные деньги и наиболее близкие к ним платежные средства – счета до востребования чековые депозиты и дорожные чеки (ими могут в любой момент оплатить покупку).

М2 = М1 плюс срочные вклады необходимых размеров и др. (например: сберегательные вклады и др.)

М3= М1+М2 + срочные вклады крупных размеров, отдельные виды ценных бумаг, гос.облигации и др. Аналогичные ценные бумаги.

Центральный банк контролирует предложение денег и определяет необходимое количество денег исходя из состояния экономики страны, вне связи с уровнем процентной ставки.

Поэтому кривая будет представлять вертикальную линию перпендикулярную оси абсцисс в точке соответствующей количеству денег в стране.


24. Центральный банк и его инструменты

Центральный банк является:

1)эмиссионным центром страны;

2)банком банков

3)банкиром правительства

4)органом регулирования экономики страны денежно-кредитными методами.

Его стратегическая задача:

-контроль объема денежной массы

-высокого уровня инфляции

-значительной безработицы

Центральный банк является эмиссионным центром страны, и обладает монопольным правом выпуска денег.

Инструменты ЦБ

1)Учетная политика учетная ставка-ставка процента за кредит, предоставляется ЦБ – коммерческим банком.

При экономическом спаде при депрессии учетная ставка сокращается.

2)Регулирование банковских резервов.

Это вклады (депозиты) коммерческих банков в центральном банке.

Денежную сумму комм.банк обязан держать на своем счете в ЦБ (на случай банкротства банка)

3)Операции на открытом рынке (т.е. на рынке ценных бумаг).

ЦБ в целях регулирования денежной массы ведет куплю-продажу гос. долга.

Если экономика столкнулась с безработицей и уменьшению цен, то используется покупка ценных бумаг ЦБ на открытом ранке, сокращением резервной нормы, сокращением учетной ставки. Так проявляется политика дешевых денег.

1-ый и 2-ой инструменты включают механизмы косвенного воздействия (ЦБ и др.).

3-ий инструмент влияет на денежную массу.

ЦБ эффективно использует данные инструменты в случае независимости от исполнительной власти (он подчинен парламенту).


25. Денежно-кредитная политика и ее основные модели. Первым орудием д-к  политики  ЦБ является учетная  политика. Учетная ставка (ставка рефинансирования) -  ставка процента за кредит,  предоставляемый ЦБ коммерческим банкам.  Учетно-процентная  (дисконтная) политика  состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта),  по которой  коммерческие  банки  могут  заимствовать средства у ЦБ под определенный залог. Назначая единую учетную ставку,  ЦБ тем самым определяет низшую границу учетной  ставки коммерческих банков (комиссионный процент которых превышает учетную ставку центрального банка, как правило, на 0,5 - 2%). Если произошел экономический спад и наступила депрессия, то учетная ставка сокращается. Тем самым коммерческие банки поощряются к приобретению дополнительных кредитов и наращиванию денежного предложения и стимулируются совокупные расходы. И наоборот, если на гребне подъема ускоряются темпы  инфляции,  то  ЦБ поднимает размер дисконта. Последнее мероприятие, в свою очередь, порождает 3 эффекта: а) некоторым банкам дорогой государственный  кредит  становится недоступным, что  сокращает  скорость нарастания денежной массы в обращении; б) если  коммерческий банк все же берет подорожавший кредит, то он вынуждается повышать эффективность своих операций, кредитовать только наиболее эффективные проекты; в) коммерческие банки стремятся перекладывать дорогой государственный кредит  на  плечи своих клиентов - повышается ставка процента за кредит и у коммерческих банков -  сокращение  спроса  на деньги. Второе орудие ЦБ  -  регулирование  банковских резервов. Обязательные  резервы  -  это минимальная норма вкладов (депозитов) коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов в ЦБ. Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий  банк  не  имеет  права давать взаймы и обязан держать на своем счете в ЦБ.  Такие вклады коммерческих банков, с одной стороны, выступают средством защиты интересов вкладчиков (на случай банкротства банка), а с другой -  значительно  облегчают систему безналичных межбанковских расчетов (клиринг). Третьим инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке (преимущественно на рынке ценных бумаг). Политика открытого рынка выражается  прежде всего в выпуске, продаже и погашении ЦБ долговых  обязательств  федерального правительства  и  местных органов  власти  коммерческим банкам,  населению. ЦБ в  целях регулирования денежной массы ведет куплю-продажу государственного  долга. Первый и второй инструменты денежно-кредитной политики включают механизмы косвенного воздействия,  в них участвуют и центральный банк, и другие элементы банковской системы. Используя третий инструмент,   ЦБ    напрямую влияет на денежную массу. Поэтому операции на открытом рынке являются наиболее  быстродействующим средством регулирования денежной массы.  ЦБ способен эффективно использовать данные инструменты лишь  в  случае независимости от исполнительной власти и подчинения одному только закону. В деятельности ЦБ широко используются не только косвенные, но и прямые методы регулирования. Они связаны с установлением экономических нормативов для банков  -  минимального размера уставного капитала,  минимального размера риска на одного заемщика,  и др.   Превышение коммерческими банками данных нормативов влечет за собой  выплату ими штрафных процентов либо перевод на беспроцентный счет ЦБ суммы, равной объему превышенного кредита. Подобные действия ЦБ влекут за собой как позитивные последствия (торможение кредитной экспансии в условиях инфляционного перегрева экономики), так и последствия негативные (ослабляется конкуренция в банковской сфере, сдерживается  рост эффективно работающих банков). В деятельности ЦБ широко используется и простое увещевание не допускать излишнего увеличения или сокращения банковского кредита для противодействия инфляции или безработице.


26. Инфляция, ее сущность и причины.

Инфляция – это рост денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

С позиции темпа роста цен инфляция подразделяется:

1)умеренную, «ползучую» - до 10% в год

2)галопирующую – 20-200% в год

3)гиперинфляция – свыше 200-300% в год

Причины инфляции:

1)Дисбаланс совокупного спроса AD   и совокупного предложения  AS (появляется дефицит товара, цены растут)

2)Несбалансированного гос.расходов и доходов, выражающаяся в дефиците гос.бюджета

В существовании связи «Инфляция – бюдж.дефицит» состоит суть эффекта Оливьера-Танзи. Он проявляется в высокой степени зависимости реальной величины бюджет. Поступлений от уровня инфляции и задержек внесения в бюджет налоговых платежей. По мере нарастания инфляции усиливается стремление оттянуть максимально срок платежа, что повышает действие данного эффекта. Прогнозировать его количественные последствия весьма сложно. Стремление предупредить действие данного эффекта в нашей стране был введен налог на добавленную стоимость.

3)Диспропорциональность между военно-промышленным и гражданским секторами экономики, в связи с милитаризацией последней.

4)Несовершенная конкуренция, т.е. монополизация экономики, При этом уровень инфляции зависит от уровня развития 3 форм монополизма:

-монополизм профсоюзов

-монополизм государства

-монополизм крупных олигополистических компаний.

5)Инфляционные ожидания, т.е.- инфляция как причина инфляции.

Привычка жить в условиях роста цен порождают:

-требование повышать, индексировать все виды доходов

-стремление создать запас товаров и тем самым нагнетание текущего спроса

-удерживание товара на складах с расчете на резкое повышение цен в ближайшем будущем.

6)Непродуманная денежно-кредитная политика ЦБ, в том, что предоставление займов государству для покрытия дефицита бюджета. Банк теряет контроль под инфляцией.

7)Неверные действия государства в сфере налогообложения.

Повышение налогов означает либо рост цен, либо ухудшение экономического состояния производителя и его уход в теневую экономику.

8)Внешнеэкономические факторы, Через импортируемые товары инфляция переходит из страны в страну.

Например, в 70-х годах рост цен на нефть и в связи с этим энергетич.кризис, что привело к импортированной инфляции в странах, которые не располагают собственными энергоносителями.


27. Инфляция и ее социально-экономические последствия

Виды инфляции:

1)Темп роста цен:

-умеренная, ползучая до 10% в год

-галопирующая – 20-200% в год

-гиперинфляция свыше 200-300% в год.

2)Соотносительности роста цен по разным товарам

-сбалансированная – цены различны товаров неизменны относительно друг друга.

-несбалансированная – цены различных товаров изменяются в различных пропорциях.

В России – несбалансированная инфляция

3)Монетаристы выделяют:

-ожидаемую, т.е. прогнозируемую

-непредвиденную.

Положительное влияние на бизнес оказывает комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции. Худший вариант сочетание несбалансированной и непредвиденной.

4)Инфляция спроса – нарушение равновесия AD и AS со стороны спроса.

Инфляция спроса возникает в случае – темпы повышения совокупного спроса превосходят темпы роста полной занятости вероятность проявления инфляции спроса возрастает.

Инфляция предложения – означает рост цен вследствие увеличения издержек производства.

Факторы российской инфляции издержек:

-удорожание материальных ресурсов

-неизбежное повышение зарплаты в условиях сокращающейся производительности труда

-налоги на отечественных товаропроизводителей

5)Открытая инфляция – повышение общего уровня цен, но механизм рынка работает.

Подавленная инфляция – дефицит товаров и услуг, ухудшение качества товаров, при неизменной цене «вымывание» дешевых товаров и ассортимента, наличие неудовлетворенного спроса  в форме вынужденных сбережений населения.

Экономические последствия инфляции:

1)Перераспределение доходов и богатства, при котором одни предприниматели, домохозяйства выигрывают за счет других. Такое перераспределение от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает соц.расслоение.

2)Скрытая конфискация денежных средств через налоги. Правительство за счет населения сокращает свои расходы и повышает доходы, Необходима своевременная индексация налоговых порогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать