Национальная резервная банковская система
p> Приступим к рассмотрению инструментов денежной политики, дающих ФРС возможность контролировать величину денежной массы.

Принцип действия основного инструмента денежной политики - операции на открытом рынке, который использует ФРС для управления величиной денежной массы. Если ФРС считает, что необходимо расширить величину денежной массы, она отдает распоряжение управляющему отделом Федерального резервного банка Нью-Йорка по текущим операциям на открытом рынке приобрести государственные ценные бумаги. Эта операция известна как покупка на открытом рынке. А - иногда, ФРС производит окончательную покупку ценных бумаг с безотлагательной уплатой, однако гораздо чаще она приобретает ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе. По условиям такой сделки дилер, продающий ФРС ценные бумаги, дает согласие впоследствии выкупить их. Операции на открытом рынке, осуществляемые в форме соглашений об обратном выкупе, оказывают лишь временное воздействие на величину банковских резервов. Как только условие «обратного выкупа» оказывается выполненным, величина резервов возвращается к своему исходному уровню. Операции подобного рода используются для текущей корректировки относительно незначительных изменений в структуре банковских резервов.

Независимо от того, на каких условиях осуществляется покупка, ФРС оплачивает ценные бумаги телеграфным переводом. На данную сумму производится кредитование резервного счета того банка, в котором продавец ценных бумаг имеет свой счет. Поскольку эти денежные средства представляют собой дополнительно созданные резервы, а не просто некий перевод денег с резервного счета одного банка на резервный счет другого, они увеличивают общий объем резервных депозитов банковской системы. Более того, каждый доллар дополнительных резервов, введенный в банковскую систему, позволяет увеличить на несколько долларов объем тех категорий депозитов, в качестве резервного покрытия которых он используется.
Количественным показателем экспансии, определяющим увеличение денежной массы при введении в экономическую систему каждого дополнительного доллара резервов, является денежный мультипликатор. Однако на самом деле величина денежного мультипликатора определяется гораздо более сложными факторами.

Если ФРС делает вывод о необходимости сократить величину денежной массы, она поступает противоположным образом: ФРС отдает распоряжение управляющему текущими операциями на открытом рынке произвести продажу ценных бумаг либо в форме окончательной продажи, либо на условиях соглашения об обратном выкупе. Как только некий дилер покупает у ФРС ценные бумаги и оплачивает их путем телеграфного перевода средств со своего депозита в некотором коммерческом банке, банковская система лишается определенного количества своих резервных депозитов. Происходит сжатие объема предложения денег на величину, равную произведению денежного мультипликатора и объема продажи на открытом рынке. Несмотря на то, что операции на открытом рынке наиболее часто используются для регулирования денежной массы, упомянутый рынок является далеко не единственным инструментом такого регулирования

Банковская учетная ставка: банки и сберегательные институты, которые нуждаются, в дополнительных резервах для удовлетворения требованиям ФРС либо для расширения объема своих ссуд, имеют еще один вариант поведения: получение резервов путем займа.

0дин из возможных способов осуществления этого варианта состоит в привлечении резервов посредством займа у другого банка. Рынок, на котором банки предоставляют свои резервы в форме краткосрочных ссуд другим банкам, известен как рынок федеральных фондов. Ставка ссудного процента, взимаемого по этим ссудам, именуется ставкой процента по федеральным фондам. Ежедневный объем операций на данном рынке, где предоставляются
«24-часовые» ссуды, достигает миллиардов долларов.

Кроме того, банки могут получать резервы путем займа у ФРС через так называемое «учетное окно» (Не следует понимать это выражение буквально, так как в действительности оказание такого рода услуг возложена на один из отделов региональных Резервных банков, который, конечно, не является окном в прямом смысле слова.) Банки обращаются к ФРС за займами в двух различных ситуациях. Наиболее часто они получают краткосрочные ссуды, чтобы привести в порядок свои резервы, если неожиданные изъятия депозитов привели к падению резервов ниже установленного обязательного уровня,
Подобного рода адаптационные займы, как их принято называть, подвержены административным ограничениям. ФРС не поощряет практику предоставления займов тем банкам, частота и размеры использования ссуд которыми чрезмерно велики. Чем чаще некий институт обращается за займами через учетное окно, тем более жестким становится давление административных ограничений, препятствующих предоставлению ссуды. В тех случаях, когда банки захотят увеличить свои резервы по той простой причине, что они обнаружили возможности выгодного предоставления ссуд, им будет рекомендовано использование иных источников денежных средств, например, привлечение дополнительных депозитов.
Помимо предоставления краткосрочных адаптационных займов через учетное окно, ФРС иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть, например, ссуды мелким банкам для удовлетворения их дополнительных сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса
Ставка ссудного процента, которую ФРС назначает по ссудам, предоставляемым через учетное окно, называется банковской учетной ставкой. Она представляет собой второй инструмент политики, который используется для осуществления контроля за предложением денег. Если ФРС считает необходимым создать благоприятные условия для увеличения объема займов через учетное окно («дисконтных займов»), она понижает уровень банковской учетной ставки. Как только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента по займам на рынке федеральных фондов, денежные издержки, сопряженные с привлечением средств путем займов через учетное окно, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками получения ссуд у других банков. Естественно, объем дисконтных займов при этом увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого банки откажутся от дальнейших займов через учетное окно даже в том случае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки процента по займам на рынке федеральных фондов. По мере расширения объема дисконтных займов наступает момент, когда альтернативные издержки, обусловленные жесткостью вводимых ФРС административных ограничений (против злоупотребления банками дисконтными займами), возрастает настолько, что полностью нейтрализуют преимущества низкого уровня процентной ставки при получении ссуд через учетное окно.
Поэтому банки обращаются за займами через учетное окно только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, сопряженными с привлечением через учетное окно каждого дополнительного доллара (включая как явные, денежные издержки, определяемые уровнем банковской учетной ставки, так и альтернативные издержки, обусловленные ужесточением административного давления), и ставкой ссудного процента по займам на рынке федеральных фондов. Если банковская учетная ставка изменяется относительно ставки процента по займам на рынке федеральных фондов, то требуется только сравнительно незначительное изменение величины дисконтных займов для достижения этой точки.

Если ФРС считает необходимым сократить объем займов через учетное окно, она повышает уровень банковской учетной ставки. Когда последняя поднимается выше ставки ссудного процента на рынке федеральных фондов, займы через учетное окно, становятся менее привлекательным источником пополнения денежных средств.
Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме ссуд через рынок федеральных фондов, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного банка на счета другого.
Денежные средства, взятые в ссуду через учетное окно, представляют собой чистые дополнительные резервы. Они образуют основу процесса мультипликативного расширения депозитов аналогично резервам, вводимым в банковскую систему путем покупок на открытом рынке. Поскольку эта форма займов воздействует на объем резервных депозитов, изменения уровня банковской учетной ставки дают в руки ФРС еще один инструмент управления величиной денежной массы. Повышение уровня банковской учетной ставки сокращает объем резервов, привлекаемых за счет займов и, следовательно, имеет тенденцию уменьшать величину денежной массы. Понижение же уровня учетной ставки способствует росту объема резервов, привлекаемых за счет займов, создавая предпосылки для расширения денежной массы.
Изменение нормы обязательных резервов представляет собой третий инструмент денежной политики, который может использовать ФРС для контроля за предложением денег. Таким образом, понижение нормы обязательных резервов увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов, а повышение этой нормы сократит количество долларов денежной массы, которое приходится на некоторое данное количество резервов.
Хотя изменение нормы обязательных резервов никогда не использовалось для целей текущего контроля за предложением денег, ФРС иногда варьировала эту норму. Происходило это в тех случаях, когда ФРС имела решительные намерения добиться сдвига в сторону расширения или сжатия объема предложения денег. Например, в период тяжелого экономического спада 1974
— 1975 годов ФРС трижды понижала свои требования к величине обязательных резервов.
Закон о контроле за денежным обращением 1980 года расширил сферу распространения нормы обязательных резервов, устанавливаемой ФРС. До того как был принят этот закон, ФРС могла требовать соблюдения указанной нормы только у коммерческих банков, входящих в ее структуру. В настоящее время
ФРС может устанавливать требования, которые касаются резервного покрытия трансакционных депозитов, для всех депозитных институтов, за исключением лишь самых мелких. Согласно закону, ФРС может регулировать величину нормы обязательных резервов в пределах от 8 до 14 процентов для финансовых институтов, суммарное количество трансакционных депозитов которых превышает некий установленный уровень. Кроме того, при определенных условиях она может налагать дополнительные обязательства по резервному покрытию трансакционных депозитов. Помимо этого, она может обязать финансовые институты, размер активов которых превышает определенную величину, соблюдать требования обязательных резервов для неличных срочных вкладов и некоторых других категорий пассивов путем установления обязательных резервов по ним в пределах от 0 до 9 процентов.
Однако в действительности усовершенствования практики установления норм обязательных резервов, вводимые согласно закону о контроле за денежным обращением, сопряжены с различного рода тонкостями Технического характера. Последние делают менее привлекательным, с точки зрения ФРС, использование изменения нормы обязательных резервов в качестве инструмента денежной политики. И хотя юридически этот инструмент все еще доступен, после 1980 года он в значительной степени потерял свою актуальность и был отложен до лучших времен.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать