Национальная резервная банковская система
p> 2. Национальная резервная банковская система Украины «НБУ».

Тема взаимоотношений национального банка и министерства финансов довольно деликатна. Во многих странах центральный банк является реально независимым от правительства учреждением (ФРС в США, Бундесбанк в
Германии).

Национальный банк Украины (НБУ) организован в 1991 г. на базе бывшей
Украинской республиканской конторы Госбанка СССР и ее областных управлений.
Он представляет собой систему единого байка и включает центральный аппарат, расположенный в г. Киеве, центральное республиканское и 24 областных управления НБУ действуют от его имени в пределах предоставленных им полномочий и функций. Они подотчетны Правлению банка, функциональным подразделениям НБУ принадлежат вычислимые, расчетно-кассовые центры, региональные и центральные палаты. Структурным подразделением национального банка выступает аппарат инкассации.

Руководящим органом Национального банка Украины является собрание, состав которого назначается Президиумом Верховного Совета Украины.
Председатель Правления избирается Верховным Советом Украины по представлению Председателя Верховного Совета сроком на четыре года.

Национальный банк Украины не является независимым. Он подотчетен
Верховному Совету и оперативно подчинен Кабинету Министров Украины.
Председатель Правления НБУ входит в состав Кабинета Министров. Верховный
Совет ежегодно утверждает основные направления денежно-кредитной политики, а также рассматривает отчет о работе Национального банка Украины и утверждает распределение его прибыли. Кроме того, в течение 1992- 1993 гг.
Верховный Совет Украины практиковал принятие решений, определяющих оперативную деятельность НБУ: увеличение общих объемов кредитования, выдачу целевых кредитов на пополнение оборотных средств, погашение задолженности предприятий государственного сектора, ссуд сельскому хозяйству и др.
Политика Национального банка, его оперативная деятельность по денежно- кредитному регулированию координируется с программой действий и практикой работы Кабинета Министров Украины. Со второй половины 1993 г. НБУ совместно с Кабинетом Министров начал устанавливать, официальный валютный курс национальной валюты — украинского карбованца.

- Законодательство Украины предопределило построение ее банковской системы в соответствии с двухуровневым принципом организации, национальный банк является банком первого уровня. Он выполняет традиционные функции, характерные для центрального банка государства: является эмиссионным и расчетным центром государства, банком банков и банкиром правительства.
Национальному банку Украины предоставлено монопольное право на выпуск денег в обращение. Казначейство Министерства финансов Украины не имеет права эмиссии денег и осуществляет финансирование государственных расходов в пределах поступивших доходов в бюджет, а также полученных кредитов. Этим самым обеспечена кредитная основа совокупного денежного оборота Украины.

На Национальный банк Украины возложена ответственность за создание материально-технической базы производства собственной валюты, выпущенные в обращение в начале_1992-г. денежные знаки - украинские карбованцы-(купоны), а также гривны были изготовлены за рубежом, Он определяет организационно- технические основы осуществления налично-денежного оборота: правила хранения, перевозки и инкассации денежной наличности; правила выполнения кассовых операций банками и хозяйствующими субъектами; создает и управляет резервными фондами банкнот и монеты; устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков.

Как расчетный центр страны Национальный банк устанавливает с правила проведения безналичных расчетов хозяйствующими субъектами, а также организует расчеты между коммерческими банками в Украине. Он представляет интересы государства в отношениях с у центральными банками других стран, в международных финансовое кредитных учреждениях. Важной задачей банка выступает налаживание системы международных межбанковских расчетов и в первую очередь — со странами СНГ. Устанавливает правила и проводит регистрацию коммерческих банков, выдает лицензии на ведение валютных операций, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков на территории Украины. Как банк банков он ведет счета коммерческих банков, осуществляет их расчетно-кассовое обслуживание, предоставляет кредиты коммерческим банкам, устанавливает правила функционирования межбанковского кредитного рынка в Украине. Национальный банк организует кассовое выполнение бюджета банковской системой Украины, предоставляет кредиты правительству. На него возложено выполнение операций по размещению ценных государственных бумаг.

Обслуживание и выдача кредитов правительству осуществляется согласно решениям Верховного Совета Украины. НБУ запрещено финансировать дефицит государственного бюджета. Кроме того, на Национальный банк возложено выполнение операций, связанных с функционированием валютного рынка Украины.
Он, по согласованию с Кабинетом Министров Украины, устанавливает официальный валютный курс национальных денег, создает валютные резервы, организует операции с монетарными металлами

На НБУ возложено регулирование банковских операций связанных с обращением приватизационных ценных бумаг, установлением форм безналичных депозитов, эмиссия приватизационных бумаг, установление условий их хранения, учета и погашения.

Основной экономической задачей банка является обеспечение стабильности национальной денежной единицы. На ее решение направлена создаваемая им система денежно-кредитного регулирования.

Национальный банк Украины отказался от использования характерной для банковской системы бывшего СССР системы кассового планирования, определявшего оборот денег через кассы банков, и жесткого регулирования наличие денежных операций в хозяйстве как форм прямого директивного управления денежным обращением. Объектом регулирования выступает не налично- денежный, а совокупный денежный оборот. Для его оценки используется принятые в мировой практике показатели денежной массы (М1, М2, МЗ) и скорости обращения денег. Вместо ограничения объемов кредитных вложений коммерческих банков посредством установления лимитов, плановых размеров кредитования Национальный банк в отличие от Российской Федерации, использующей форму бумажных приватизационных чеков, в Украине была внедрена форма «ваучерной» безналичной приватизации: открытие гражданам Украины приватизационных счетов за балансами коммерческих банков.
Начал использовать методы косвенного воздействия, осуществляемую коммерческими банками депозитную эмиссию.

Это означало переход от административного к экономическому ограничению объемов кредитных и других активных операций коммерческих банков — их ограничение величиной мобилизованных кредитных ресурсов. Такой переход потребовал ликвидации прижившейся в банковской системе бывшего СССР системы межбанковских расчетов по счетам меж филиальных оборотов (МФО) внедрения расчетов между коммерческими банками через их корреспондентские счета, открытые в Национальном банке. Налаживание контроля НБУ за осуществляемой коммерческими банками кредитной эмиссией потребовало изменения системы кассового исполнения бюджета, перехода от финансирования расходов государственного бюджета на кредитной основе, за счет осуществляемой коммерческими банками согласно бюджетным поручениям Минфин Украины кредитной эмиссии к его проведению в соответствии реально полученными доходами. Методы воздействия, которые используются Национальным банком
Украины для проведения в жизнь денежно-кредитной политики, находятся в процессе становления.

Возможности использования операций на открытом рынке ограничены неразвитостью рынка ценных бумаг в Украине. Государственные ценные бумаги на рынке ценных бумаг отсутствуют. Министерство финансов Украины не осуществляло эмиссию ценных бумаг. Государственные ценные бумаги бывшего
СССР изымаются из обращения. Обязательства по размещенной среди юридических лиц республиканской внутренней 10-процентной ссуде Украины с 1990 г. на вторичном рынке не обращаются. Возможности осуществления покупки и продажи негосударственных ценных бумаг в отношениях НБУ и коммерческих банков
Украины не определены.

Характерное для операций на открытом рынке воздействие и объем ликвидных платежных средств межбанковского оборота используется при осуществлении
Национальным банком операций по покупке и продаже иностранной валюты.
Осуществляя скупку иностранной валюты, НБУ увеличивает объем ликвидных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, что увеличивает их возможности по выдаче кредитов и осуществлении других активных операций.
Продажа валюты Национальным банком приводит к сокращению остатков корреспондентских счетов и побуждает коммерческие банки к сокращению, активных операций, однако состояние валютного рынка Украины в 1993 в начале
- 1994 гг. не позволяло широко использовать этот инструмент регулирования.
На практике работы НБУ активно используются такие методы денежно- кредитного регулирования, как: рефинансирование (учетная и кредитная политика); регулирование норм обязательных резервов; регулирование ликвидности коммерческих банков.

Причины столь высоких темпов инфляции в известной мере обусловлены недостатками в проведении денежно-кредитной политики. Сказались организационно-технические трудности становления межбанковских расчетов и задержка внедрения нового порядка кассового исполнения бюджета (он начал функционировать только с 1 июля 1993 г.), что не позволяло наладить эффективное регулирование депозитной эмиссии коммерческих банков со стороны
Национального банка Украины. Слабой оказалась финансовая политика государства. Дефицит государственного бюджета за 1992 г. составил 18, 1 % от валового внутреннего продукта (ВВП), а за 1993 г. — около 13 %. Это в условиях, когда на 1992 г. планировался практически бездефицитный бюджет, а на 1993 г. Верховным Советом Украины был первоначально утвержден бюджет с дефицитом 6,2% ВВП.

Там не менее, более низкие темпы роста денежной массы по сравнению с темпами роста цен в течение 1993 г. свидетельствуют о том, что в основе развития инфляции лежали немонетарные факторы. Инфляция в Украине в основном протекала в форме «инфляции издержек». Ее вызвали монопольное поведение производителей, спад производства и общее снижение его эффективности. Воздействие этих факторов оказалось особо чувствительным ввиду особенностей структуры экономики Украины: высокого удельного веса

(около 3/4) производства средств, производства, преобладание тяжелой и добывающей промышленности. Правительство отказалось от использования системы жестких бюджетных ограничений в отношении предприятий- производителей. Посредством бюджетной, налоговой, кредитной политики оказывалась поддержка предприятиям государственного сектора, сельскохозяйственных товаропроизводителей. Несмотря на принятие еще в 1992 г. Закона о банкротстве, этот метод санации экономики практически не использовался. Широко внедренная с конца 1992 г. система государственного регулирования цен сама выступала дополнительным фактором раскручивания инфляции, придавая ей наиболее разрушительный скачкообразный характер. На наличие значительного потенциала дальнейшего развития инфляции издержек в
Украине указывает значительное превышение темпов роста оптовых цен по сравнению с ростом розничных цен на потребительские товары и услуги в течение 1993 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать