Распределительная функция
Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально- распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Регулирующая функция
По мнению, крупного английского экономиста Дж.
Кейнса, налоги существуют в
обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
Регулирующая функция
направлена на достижение посредством налоговых
механизмов тех или иных задач налоговой
политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую,
дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или
иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и
освобождений от налогов. Нынешняя система
налогообложения представляет широкий набор налоговых
льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным
производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в
производство и благотворительную деятельность, и т.д.
Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление
через налоговое бремя
препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется
путем введения повышенных ставок налогов
(так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога
на прибыль в размере 90%), установления налога
на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога
на имущество, акцизов и других.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции
средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду.
Нужно отметить, что налоговое
стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного
хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого
результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми
льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.[6]
В то же время регулирующая функция
налогов действует сразу и
непосредственно при дестимулирующем налоговом
подходе. Создание непомерного налогового
бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его
эффективности. Так, например, непомерный налоговый
гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой
борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время
введение 70%-ного налога на
прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению
видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х -
начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных
пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза
тех или иных товаров.
Контрольная функция
Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
Поощрительная функция
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.
Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.
Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.[7]
Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.
Заключение
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства.
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;
б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.[8]
ТЕСТЫ
Тест 1:
Индексация доходов:
1. используется для поддержания уровня жизни лиц с фиксированными доходами т.к. - индексация доходов - установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и так далее).[9]
Тест 2:
Трансфертные платежи:
1. выплаты населению, не обусловленные предоставлением с его стороны товаров и услуг, т.к. трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.[10]
- [2] Меньшиков С. Экономика России, практические и теоретические вопросы перехода к рынку. – М., Международные отношения, 1996 г. Ст. 142
- [3] Меньшиков С. Экономика России, практические и теоретичесике вопросы перехода к рынку. – М., Международные отношения, 1996 г. с.276
- [4] Иохин В.Я., Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учеб. – М., ИНФРА – М, 1997 г.
- [5] Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб. В 2 кн. Кн 1 – 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 г.
- [6] Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб. В 2 кн. Кн 1 – 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 г.
- [7] Основы экономической теории: учеб. Пособие/ под ред. Проф. В.Д.Каменева. – М., Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999 г.
- [8] Курс экономики: Учеб./ под ред. Проф. F.А.Райзберга – М., ИНФРА – М., 1999 г.
стр.203
[9] ЗАКОН РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1
Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР
(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)
[10] ЗАКОН РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1
Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР
(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)