Налоги: эволюция, определения и формы. Принципы налоговой политики и функции налогов

Распределительная функция

   Распределительная (социальная)   функция     налогов   состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл   функции   в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового   бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально- распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Регулирующая функция

    По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса,   налоги   существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
   Регулирующая   функция   направлена на достижение посредством налоговых   механизмов тех или иных задач   налоговой   политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
   Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от   налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор   налоговых   льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.
   Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через   налоговое   бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок   налогов   (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога   на прибыль в размере 90%), установления   налога   на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин,   налога   на имущество, акцизов и других.
   Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду.   Нужно отметить, что   налоговое   стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не   налоговыми   льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.[6]
   В то же время регулирующая   функция     налогов   действует сразу и непосредственно при дестимулирующем   налоговом   подходе. Создание непомерного   налогового   бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый   гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного   налога   на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

Контрольная функция

   Через   налоги   государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм   налогов   возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной   функции   оценивается эффективность   налоговой   системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную   функцию   налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в   налоговую   систему и бюджетную политику государства.

Поощрительная функция

   Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление   налоговых   льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта  функция   представляет собой приспосабливание   налоговых   механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй   Налогового   кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

    В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

    Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах,  при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е.  обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

  Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.[7]

   Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

 

Заключение

Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В  условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и  значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в  развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

    На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

    Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства.

Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;

б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

    Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового  фактора может  привести к  весьма  неблагоприятным  последствиям  или  даже вызвать банкротство предприятия.  С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым  законодательством  льгот  и  скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и  возможности финансирования расширения деятельности,  новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.[8]







ТЕСТЫ

 

Тест 1:

Индексация доходов:

1. используется для поддержания уровня жизни лиц с фиксированными доходами т.к. - индексация доходов - установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и так далее).[9]


Тест 2:

Трансфертные платежи:

1. выплаты населению, не обусловленные предоставлением с его стороны товаров и услуг, т.к. трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.[10]



  1. Курс экономики: Учеб./ под ред. Проф. F.А.Райзберга – М., ИНФРА – М., 1999 г.

  1. [2] Меньшиков С. Экономика России, практические и теоретические вопросы перехода к рынку. – М., Международные отношения, 1996 г. Ст. 142

  1. [3] Меньшиков С. Экономика России, практические и теоретичесике вопросы перехода к рынку. – М., Международные отношения, 1996 г. с.276

  1. [4] Иохин В.Я., Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учеб. – М., ИНФРА – М, 1997 г.

  1. [5] Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб. В 2 кн. Кн 1 – 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 г.

  1. [6] Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб. В 2 кн. Кн 1 – 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 г.

  1. [7] Основы экономической теории: учеб. Пособие/ под ред. Проф. В.Д.Каменева. – М., Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999 г.

  1. [8] Курс экономики: Учеб./ под ред. Проф. F.А.Райзберга – М., ИНФРА – М., 1999 г.

стр.203

[9] ЗАКОН      РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1

Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР

(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)


[10] ЗАКОН      РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1

Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР

(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать