Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблогаемой базы, понижения налоговой ставки.
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
- финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;
- малых форм предпринимательства;
- занятости инвалидов и пенсионеров;
- благотворительной деятельности в социально-культурной и
природоохранной сферах.
Проференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и
____________________________________________________________________
3 - ЧерникД.Г. Налоги: учебное пособие - М., 1995, на стр. 46
- 7 -
целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных затрат.
Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях
возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между
предприятием и региональным налоговым органом.
Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство природно-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют чёткую отраслевую принадлежность.
Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчётов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг), и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.
При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги.
1.3. Налоги как средство государственного регулирования.
Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, капиталовложения, цены, научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.4
Регулирующая функция налогов заключается в следующем:
- установление и изменение системы налогообложения;
- определение налоговых ставок, их дифференциация;
- предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части
прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с
задачами государственное экономическое программирование.
____________________________________________________________________
4 - Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С.Булатова. - М.: Издательство БЕК,
1995. - глава XV
- 8 -
Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения,
избранная правительством. Например, налог с оборота при допущении его с
оборота между предприятиями по "принципу ограничения единства" не взимается
с оборота между предприятиями "органически единой" формы, корпорации и
ставил таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение.
Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом
централизации капитала, создания единых структур. подразделения которых
тесно связаны между собой технически.
Изменения налоговой ставки на прибыль. государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.
По мере усложнения и совершенствования государственного регули-
рования экономики налоги всё шире использовались для регулирования
структуры народного хозяйства. Налоговые ставки всё более дифференци-
ровались по отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся
воздействие на отраслевую и подотрослевую структуру, на изменение роли
отдельных земель, штатов, департаментов в народно хозяйственном комплексе.
Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, а в малоосвоенных,
экономически менее развитых районах они часто ниже.
Налоговая система становится всё более гибкой. При сохранении основ и
структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы
выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для
предприятий, следующих целям государственного регулирования экономики.
Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на
капиталовложения, на научные исследования и внедрение их достижений, на
создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.
Регулирующая функция налогов в современных условиях не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать жёсткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.
Большинство целей государственного регулирования экономики достигается на Западе путём целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном темпы роста, состояние коньюктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвистиций - отраслевая и региональная структура, темпы и направленность научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ. Преобладающей формой обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только благодаря государственной налоговой политике, и в частности санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному спасению основного капитала.
- 9 -
II. Государственный бюджет.
2.1. Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.5
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определённая доля национального дохода, необходимая для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социо-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления. Возникновение бюджетных отношений немыслимо вне государства; но, будучи связанными с государством, они тем не менее являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения - это органическая часть экономической структуры общества; их функционирование объективно предопределённо тем, что нужна материально-финансовая база для осуществления государством его функций.
В процессе функционирования бюджетные отношения получают
соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются
в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру.
Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации
финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня
развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях,
учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач; масштабов
намеченных структурных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.п. В
основе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических
формах.
Бюджет - категория, являющаяся частью финансов, характеризующаяся теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие её от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:
- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и её использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государст-венно- территориальных формирований;
- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере,
чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного
воспроизводства в целом и задачами, состоящими перед
____________________________________________________________________ 5 -
Финансы/ В.М.Родионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.; Под ред.
В.М.Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995. - глава XV.
- 10 -
обществом на каждом историческом этапе развития;
- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную ( перераспределительную) и контрольную функцию.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общественных потребностей.
2.2. Доходы государственного бюджета.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет. а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой стороны выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используемая для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится до 90% все поступлений в бюджеты промышленно развитых стран (см. выше).
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности и от её продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. Так же доходы государственного бюджета могут получаться в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также доходы от продажи ценных бумаг.
- 11 -
2.3. Расходы государственного бюджета.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и
его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
В расходах бюджета находят своё выражение две стороны распределительного
процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование
денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений
материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные
ассигнования.
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды
расходов, каждый из которых может быть охорактерезован с качественной и
количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить
экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных
расходов, количественная - их величину. Активная роль государства в
экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований
обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано
с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем
социально экономического развития страны, разветвлённостью связей бюджета с
народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д.
Сочетание названных фактов на каждом из этапов развития государства
порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям
экономики, типу и уровню управления ею.
Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Функция социального регулирования занимает первое место в бюджетных расходах, которая включает в себя социальные пособия, образование, здравоохранение и т.д. Функция хозяйственного регулирования включает в себя выделение бюджетных субсидий сельскому хозяйству. Функция политического регулирования включает в себя расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами.
Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам,
а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, бьем расходов бюджета
лимитируется жёсткими рамками поступающих бюджетных доходов, причём
последние в свою очередь определяются экономическими возможностями
государства. Поэтому очень важно установить такой бьем бюджетных расходов и
такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бы
решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при
минимальных затратах с максимальным народнохозяйственным эффектом. С другой
стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут
оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства,
развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.
- 12 -
Заключение.
Главным средством перераспределения валового внутреннего продукта служат государственные финансы, состоящие из государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный бюджет представляет собой годовой план государственных расходов и источников их покрытия. Он состоит из центрального и местного бюджетов, их проекты и отчёты об их исполнении ежегодно принимаются парламентами.
Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов, субсидий и поручительств.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный, обязательный характер, простота и гибкость.
Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая.
Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления
физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями
государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.
В современных условиях налоги стали предметом международных соглашений. В первую очередь это относится к таможенным пошлинам, а также к внутренним налогам в странах - участницах интеграционных объединений.
Подведя итог выше сказанному, можно сказать, что налоги играют одну из важнейших функций в финансовой системе перераспределения доходов в государственной системе.
- 13 -
Использованная литература:
1. БорисовЕ.Ф. Основы экономической теории. М., 1996.
2. КазаковА.П., МинаеваН.В. Экономика. М., 1996.
3. Курс экономической теории/Под ред. ЧепуринаМ.Н.,
КисилёваЕ.А., Киров, 1994.
4. ЛипсицИ.В. Экономика. М., 1996.
5. МакконнеллК.Р.,БрюС.Л. Экономикс. М., 1996.
6. Налоги: Учебное пособие/Под ред. ЧерникаД.Г. М., 1995.
7. СаженаМ.А., ЧибриковГ.Г. Основы экономической теории.
М., 1996.
8. Современная экономика/Под ред. МамедоваО.Ю. Ростов-на-
Дону, 1996.
9. Финансы/Под ред. РодионовойВ.М. М.,1995.
10. Экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова. М., 1995.
Страницы: 1, 2