Налоги в финансовой системе
p> Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие подфункции, а так же подфункция воспроизводственного назначения. В отлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблогаемой базы, понижения налоговой ставки.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

- финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;

- малых форм предпринимательства;

- занятости инвалидов и пенсионеров;

- благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.
Проференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и
____________________________________________________________________
3 - ЧерникД.Г. Налоги: учебное пособие - М., 1995, на стр. 46

- 7 -

целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных затрат.
Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между предприятием и региональным налоговым органом.

Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство природно-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют чёткую отраслевую принадлежность.

Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчётов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг), и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.

При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги.

1.3. Налоги как средство государственного регулирования.

Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, капиталовложения, цены, научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.4

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

- установление и изменение системы налогообложения;

- определение налоговых ставок, их дифференциация;

- предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственное экономическое программирование.
____________________________________________________________________
4 - Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С.Булатова. - М.: Издательство БЕК,
1995. - глава XV

- 8 -

Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота при допущении его с оборота между предприятиями по "принципу ограничения единства" не взимается с оборота между предприятиями "органически единой" формы, корпорации и ставил таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение.
Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых структур. подразделения которых тесно связаны между собой технически.

Изменения налоговой ставки на прибыль. государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

По мере усложнения и совершенствования государственного регули- рования экономики налоги всё шире использовались для регулирования структуры народного хозяйства. Налоговые ставки всё более дифференци- ровались по отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на отраслевую и подотрослевую структуру, на изменение роли отдельных земель, штатов, департаментов в народно хозяйственном комплексе.
Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, а в малоосвоенных, экономически менее развитых районах они часто ниже.

Налоговая система становится всё более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям государственного регулирования экономики.
Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, на научные исследования и внедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.

Регулирующая функция налогов в современных условиях не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать жёсткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

Большинство целей государственного регулирования экономики достигается на Западе путём целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном темпы роста, состояние коньюктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвистиций - отраслевая и региональная структура, темпы и направленность научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ. Преобладающей формой обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только благодаря государственной налоговой политике, и в частности санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному спасению основного капитала.

- 9 -

II. Государственный бюджет.
2.1. Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.5

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определённая доля национального дохода, необходимая для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социо-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления. Возникновение бюджетных отношений немыслимо вне государства; но, будучи связанными с государством, они тем не менее являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения - это органическая часть экономической структуры общества; их функционирование объективно предопределённо тем, что нужна материально-финансовая база для осуществления государством его функций.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру.
Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач; масштабов намеченных структурных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.п. В основе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.

Бюджет - категория, являющаяся частью финансов, характеризующаяся теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие её от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и её использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государст-венно- территориальных формирований;

- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, состоящими перед
____________________________________________________________________ 5 -
Финансы/ В.М.Родионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.; Под ред.
В.М.Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995. - глава XV.

- 10 -

обществом на каждом историческом этапе развития;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную ( перераспределительную) и контрольную функцию.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общественных потребностей.

2.2. Доходы государственного бюджета.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет. а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой стороны выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используемая для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится до 90% все поступлений в бюджеты промышленно развитых стран (см. выше).

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности и от её продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. Так же доходы государственного бюджета могут получаться в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также доходы от продажи ценных бумаг.

- 11 -

2.3. Расходы государственного бюджета.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
В расходах бюджета находят своё выражение две стороны распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охорактерезован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально экономического развития страны, разветвлённостью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д.
Сочетание названных фактов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Функция социального регулирования занимает первое место в бюджетных расходах, которая включает в себя социальные пособия, образование, здравоохранение и т.д. Функция хозяйственного регулирования включает в себя выделение бюджетных субсидий сельскому хозяйству. Функция политического регулирования включает в себя расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.

Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами.
Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, бьем расходов бюджета лимитируется жёсткими рамками поступающих бюджетных доходов, причём последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. Поэтому очень важно установить такой бьем бюджетных расходов и такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бы решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах с максимальным народнохозяйственным эффектом. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

- 12 -

Заключение.

Главным средством перераспределения валового внутреннего продукта служат государственные финансы, состоящие из государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет представляет собой годовой план государственных расходов и источников их покрытия. Он состоит из центрального и местного бюджетов, их проекты и отчёты об их исполнении ежегодно принимаются парламентами.

Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов, субсидий и поручительств.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный, обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая.
Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

В современных условиях налоги стали предметом международных соглашений. В первую очередь это относится к таможенным пошлинам, а также к внутренним налогам в странах - участницах интеграционных объединений.

Подведя итог выше сказанному, можно сказать, что налоги играют одну из важнейших функций в финансовой системе перераспределения доходов в государственной системе.

- 13 -

Использованная литература:


1. БорисовЕ.Ф. Основы экономической теории. М., 1996.


2. КазаковА.П., МинаеваН.В. Экономика. М., 1996.


3. Курс экономической теории/Под ред. ЧепуринаМ.Н.,

КисилёваЕ.А., Киров, 1994.


4. ЛипсицИ.В. Экономика. М., 1996.


5. МакконнеллК.Р.,БрюС.Л. Экономикс. М., 1996.


6. Налоги: Учебное пособие/Под ред. ЧерникаД.Г. М., 1995.


7. СаженаМ.А., ЧибриковГ.Г. Основы экономической теории.

М., 1996.


8. Современная экономика/Под ред. МамедоваО.Ю. Ростов-на-

Дону, 1996.


9. Финансы/Под ред. РодионовойВ.М. М.,1995.


10. Экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова. М., 1995.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать