1. уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня доходов,
2. необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер,
3. обязательность уплаты налогов,
4. система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги,
5. налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическими потребностям,
6.налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого валового внутреннего продукта.
И, наконец, опыт, полученный на протяжении всей истории существования налогов, подсказал и главный принцип налогообложения: "нельзя резать курицу, несущую золотые яйца", то есть, как бы ни были велики потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
2.7 Налоговый кодекс РФ.
Часть первая Налогового Кодекса РФ определила основные начала
законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации:
1) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы,
2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Кодексом и таможенным законодательством,
3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами их конституционных прав,
4) Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров
(работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика,
5) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это предусмотрено Кодексом,
6) Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый гражданин (организация) точно знал, какие налоги, когда и какой суммой он должен платить,
7) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
На основе принципов построения налоговой системы к настоящему времени сложились основные концепции налогообложения.
Первая - физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Например, те, кто пользуются хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Вторая - концепция предполагает зависимость налога от размера полученного дохода, то есть физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги и наоборот.
Современные налоговые системы используют оба подхода в зависимости от социально-экономической базы государства, потребности правительства в доходах, взглядов политических правящих партий.
В ст. 3 Налогового Кодекса РФ закреплены важнейшие положения, определяющие основные принципы налогового законодательства России. Они являются ориентиром в первую очередь для государства и законодателя, которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.
Необходимо отметить, что принципы налогообложения нашли свое
конституционное закрепление в конституциях многих стран мира, однако в
Конституции РФ налоговые принципы четкого отражения не нашли. С принятием
первой части Налогового Кодекса в российском налоговом законодательстве
принципы налогообложения получили полноценное закрепление. При подготовке и
принятии Федеральных законов и иных нормативных актов о налогах и сборах
учет данных принципов обязателен. Нормативные акты любого уровня, в том
числе и местные законы, принятые в противоречии с принципами, изложенными в
ст. 3 НК, являются изначально незаконными.
2.8 Элементы налога.
Общие принципы построения налоговой системы находят выражение в элементах налогов.
Каждый налог включает следующие элементы: субъект, объект, единицу налогообложения, налоговую базу, ставку, налоговые льготы, налоговый оклад, носитель налога и т. д.
Субъектом налога выступает лицо, которое по закону должно уплатить налог.
Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог.
Объект налогообложения - имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание.
Единица обложения - это единица измерения объекта, в зависимости от вида объекта налогообложения может выступать в денежной или натуральной форме.
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Исчисляется налогоплательщиками - организациями по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных.
Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.
Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.
Прогрессивные ставки - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При данной ставке налогообложения плательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
Регрессивные ставки - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода.
Порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности - устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Последним элементом является налоговые льготы, предоставляемые
отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность
не уплачивать налог (в исключительных случаях могут быть индивидуальными).
Налоговые льготы отражают социальную сущность налогов, направленность
налоговой политики государства. Льгота на налоги устанавливается, как и
налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Распространены следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта
налога, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога
(например, затрат на НИОКР), освобождение от уплаты налогов отдельных лиц
или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налоговой
базы (налоговый вычет), налоговый кредит (отсрочка взимания налога или
уменьшение суммы налога на определенную величину).
2.9 Функции налога.
Реализация общественного назначения налогообложения как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов проявляется в выполняемых им функциях.
Наиболее последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.
Таким образом, фискальная функция создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения.
Регулирующая функция налогов заключается в следующем:
1. Установление и изменение системы налогообложения,
2. Определение налоговых ставок, их дифференциация,
3. Предоставление налоговых льгот.
Регулирующая функция налогов в современных условиях не только в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.
В налоговом регулировании выделяются стимулирующая подфункция, а так же подфункция воспроизводственного назначения.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений.
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.
Налоги играют важную роль и в социальной жизни. Механизм налогообложения, выступая наиболее активным регулятором экономики в руках государства, должен базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества. Реализация социальной функции налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.
Выделяется еще одна функция налогов как экономическая категория – контрольная.
Благодаря ей оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговый механизм и бюджетную политику.
По мнению А. Соколова налоги призваны выполнять следующие функции: собирание денежных сумм, регулирование денежных доходов и часто - хозяйственного накопления, перераспределение полученных доходов или прибыли, принудительное накопление средств, равновесие между спросом и предложением.
Все перечисленные функции, возможно, разделить на две группы: фискальную (первая функция) и экономическую (все остальные).
Наличие экономической функции означает, что налоги, как активный инструмент пере распределительных процессов, оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или сужая платежеспособный спрос населения.
III. Заключение.
3.1 Проблемы и пути их решения в современной налоговой системе РФ.
В Российской системе хозяйствования 90-х гг. налоговая политика трансформировалась в следующем направлении: в результате снижения объемов государственной собственности и развития инфляционных процессов сократились объемы налоговых доходов, поэтому перестройка налоговой системы была направлена на восстановление объема фискальных поступлений. Восприняв структуру налоговых систем, характерную для рыночной экономики, и воспроизведя основные принципы начисления налогов, отечественная налоговая система, тем не менее, сохраняет сугубо фискальный характер. Низкая эффективность, отторжение, как хозяйствующими субъектами, так и гражданами современной системы налогообложения в значительной степени зависит от неадекватной современному рыночному образу мышления функциональной направленности отечественной налоговой политики.
Оценивая перспективы продолжающейся реформы налогообложения, следует исходить из понимания того, что Россия является страной, стремящейся стать равноправным членом мирового и европейского рынка, хозяйственные субъекты которой последовательно включаются в процесс международного разделения труда. В этих условиях необходима переориентация налоговой реформы на приоритетные тенденции развития мировой налоговой политики, естественно, с учетом особенностей отечественной экономики. Нельзя игнорировать существования единой концептуальной основы, определяющей важнейшие направления развития налоговых систем в условиях современной рыночной экономики. Важно также учитывать общемировые тенденции гармонизации национальных налоговых структур и унификации принципов начисления основных видов налогов, постоянно углубляющиеся в процессе активного развития интеграционных процессов в мировом хозяйственном комплексе.
Исходя из принципа сбалансированности приоритетных задач государственной налоговой политики, можно определить основные подходы к созданию модели эффективной налоговой системы для российской экономики, включающей следующие положения.
Прежде всего - это формирование и последовательное развитие системы налоговых методов стимулирования инвестиционной активности корпораций, предпринимателей и частных лиц. Причем перечень стимулируемых инвестиций должен включать все стадии научно-производственного цикла: от вложений в развитие производства до разнообразных форм налогового стимулирования финансирования фундаментальных исследований, различных форм мелкого и среднего бизнеса, обеспечивающего непрерывный процесс модернизации производства в целом, а также в сферу профессиональной подготовки кадров и повышения уровня их квалификации.
Задачу обеспечения достаточного объема средств для инвестиций должна выполнять политика либерализации подоходного обложения - последовательного снижения ставок налогов на доходы предпринимателей, сопровождаемая расширением налоговой базы при обложении корпораций, фирм и частных предпринимателей.
Решить проблему пополнения бюджета, несущего неизбежные потери в результате либерализации подоходного обложения, предназначается политике последовательного расширения сферы применения налогов на потребление, в частности НДС.
Важной тенденцией развития налоговой политики является использование налогов в качестве гаранта социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения. Основными налоговыми инструментами должны стать налог на оплату труда в виде взносов в ФСС, финансирующий сеть программ социальной поддержки, и система налоговых льгот по подоходному налогу с физических лиц. Наиболее важным направлением развития методики расчетов налоговой базы и системы социальных льгот в рамках подоходного обложения должна стать приоритетная поддержка института семьи в качестве основы социальной и экономической структуры общества.
Рационально последовательное введение специальных акцизов на загрязняющие окружающую среду энергоносители и социально опасные виды товаров, расширение сферы действия и повышение ставок налогов на вредные выбросы. Главная цель введения этой группы налогов не фискальная, а регулирующая - они призваны обеспечить решение экологических и социальных проблем экономическими методами.
Специфика природно-географических и социально-экономических факторов национальной хозяйственной структуры при разработке модели налоговой системы России требует учитывать:
1. региональную дифференциацию производства, а также проблемы изъятия и перераспределения природной и географической ренты;
2. необходимость поддержания внутренних цен на топлив-но-энергетические ресурсы, транспортных тарифов на относительно низком по сравнению с мировым уровнем за счет льготных налоговых ставок;
3. необходимость формирования специальной системы налоговых стимулов для производства и экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.
Развитие в современной рыночной экономике таких явлений, как взаимозависимость национальных хозяйственных комплексов и интернационализация научно-технического развития производства, стимулирует процесс унификации налоговых ставок и гармонизации национальных налоговых систем России и ее экономических партнеров, в первую очередь государств - членов СНГ.
Взаимосвязанная и согласованная реализация данных направлений обложения и составляет основу концептуального подхода в политике государственного налогового регулирования российской экономики.
Весь мировой опыт регулирования рыночной экономики подтверждает, что слаженно действующий фискальный механизм, учитывающий максимум особенностей современного этапа развития общественного производства, создает атмосферу экономической и социальной стабильности в обществе, укрепляет уверенность правительства в том, что оно обладает материальной основой для выполнения своих обязательств, а общества - в том, что ему обеспечены законность и стабильное развитие.
IV. Список литературы.
1. Смит А., Рикардо Д. «Антология экономической классики» – М:
«Эконов–ключ», 1993;
2. Белялов А.З. "Рекомендации: как избежать больших российских налогов",
Москва: МВЦ "АЙТОЛАН"
3. Киперман Г.Я., Белялов А.З. "Налогообложение предприятий и граждан в
Российской Федерации", Москва, МВЦ "АЙТОЛАН"
4. Закон РФ «О налоге на имущество предприятий».
5. Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в РСФСР"
6. Указ Президента РФ "О Государственной налоговой службе Российской
Федерации" (с приложениями)
7. Журнал "Финансы" N 9 за 1997 год
8. Журнал "Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию" приложение к журналу "Финансы", N 8,9,10 за 1998 год
9. Газета "Экономика и жизнь", N 37,38 за 1997 год.
* Налог1 – Журнал «Финансы» №9 за 1997 год, стр.12.
** Смит Адам «Исследование о природе и причинах богатства народов» /Смит
А., Рикардо Д. «Антология экономической классики» – М: «Эконов–ключ», 1993;
*** Некоторые ученые, выделяя две функции, вместо названия «экономическая»
употребляют термины «регулирующая» или «распределительная», закладывая в
них тот же экономический смысл.
-----------------------
Табл. 2.3.1
РИС. 2.4.1. Налоговая система Российской Федерации
Налог на прибыль
(доход) организаций
Налог на дополни-
тельный доход
от добычи углево-
дородов
Налог на доходы
от капитала
Сбор за право пользования
объектами животного ми-
ра и водными биологи-
ческими ресурсами
Налог на доходы
физических лиц
Лесной налог
Единый социальный налог
Водный налог
Налоги на пользование
недрами
Экологический налог
Государственная пошлина
Федеральные
лицензионные
сборы
Налог на воспроизводство
минерально-сырьевой
базы
Прямые налоги
Налог на добав-
ленную стоимость
Акцизы
Таможенная пошлина
и таможенные сборы
Налог на покупку иностран-
ных денежных знаков и пла-
тежных документов, выраже-
нных в иностранной валюте
Косвенные налоги
Федеральные налоги и сборы
Налог на имущество
организаций
Налог на недвижимость
Дорожный налог
Транспортный налог
Налог на игорный
бизнес
Региональные
лицензионные
сборы
Прямые налоги
Налог с продаж
Косвенные налоги
Налоги и сборы субъектов федерации
(региональные налоги и сборы)
Земельный налог
Налог на имущество
физических лиц
Налог на рекламу
Налог на наследование
и дарение
Местные
лицензионные
сборы
Прямые налоги
Местные
налоги и сборы