Налогообложение России
Сибирский институт финансов и банковского дела
Кафедра Экономики
Курсовая работа
По дисциплине: Экономическая теория
На тему: Налогообложение в России
Выполнила студентка Руководитель:
Шиян
группы БШ-111
Елена Ивановна
Сенотрусова Ирина
Новосибирск
2000 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы налоговой системы Российской Федерации
1.1. Принципы налогообложения и сущность налогов…………………………….4
2. Классификация налогов………………………………………………………………………….6
3. Функции налогов……………………………………………………………………………………….9
4. Налоги как инструмент государственного регулирования………….11
Глава 2. Налоги Российской Федерации
2.1. Налоги на добавленную стоимость, на прибыль предприятий, объединений и
организаций…………………………………………………………….…………….14
2.2. Акцизы и другие федеральные налоги………………………………………………..19
2.3. Налоги республик в составе РФ и местные налоги с юридических
лиц………………………………………………………………………………………………………………………….21
2.4. Налоги с физических лиц………………………………………………………………………..26
2.4.1. Подоходный налог………………………………………………………………………………….28
2.4.2. Налоги на имущество……………………………………………………………………………30
2.4.3. Другие налоги с физических лиц………………………………………………………32
Глава 3.Перспективы развития налоговой системы Российской
Федерации……………………………………………………………………………….…………………………35
Заключение……………………………………………………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………………………………………….45
Введение
В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает величайший
экономический эксперимент - переход от планового управления народным
хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития.
Новые экономические инструменты сосуществуют с остаточными элементами
предыдущей экономической системы и укоренившимися традициями в сознании
субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством,
что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять
реформы в области права, политики и экономики. В настоящее время
практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и
системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода
экономики на рыночные рельсы.
Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления
проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня
другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике
и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и
противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система
— это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех
экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям
о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы
необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную
отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и
финансов.
Целью моей работы является изучить действующую налоговую систему в
Российской Федерации.
Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и функции, а также изучение налогов как инструмент государственного регулирования.
Второй задачей является непосредственно анализ существующих налогов в
РФ. Среди них рассмотрение таких важных как налоги на прибыль предприятий,
акцизы, налоги на добавленную стоимость и другие налоги с юридических и
физических лиц.
Наиболее же важной задачей моей работы является анализ и прогноз налогообложения РФ. Изучить мнения известных экономистов по поводу налоговой реформы. А также анализ Налогового кодекса РФ.
Глава 1.Основы налоговой системы Российской Федерации
1.1.Принципы налогообложения и сущность налогов
Государство, выражая интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –
экономическую, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве
средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования
социально-экономических процесс-
-ов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово- бюджетной системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества
на классы и появлением государства, которому требовались
средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», -
подчеркивал К. Маркс[12, 308]. В эпоху становления и развития
капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для
содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий –
рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные
средства.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости
валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет
сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства
валового внутреннего продукта:
. работники, своим трудом создающие материальные и нематериаль-
ные блага и получающие определенный доход;
. хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в
сфере предпринимательства.
За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируется финансовые ресурсы государства. Экономическое соде- ржание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формированию государственных финансов.
А. Смит в своем знаменитом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народа» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.
Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании
новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В
конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской
Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения,
корректирующий механизм налогообложения и структуру налогов. При этом,
однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения
утверждались законодательными актами «задним числом».
Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора общественной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих объектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (12 % и более) и отчислений в пенсионный фонд (1 %), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:
. прибыль (доход);
. стоимость определенных товаров;
. добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
. имущество юридических и физических лиц;
. передача имущества (дарение, наследование);
. операции с ценными бумагами;
. отдельные виды деятельности;
. другие объекты установленные законом.
Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
По данным Госналогслужбы РФ на 1 января 1997 г. в России зарегистрировано более 2625 тыс. налогоплательщиков – юридических лиц, из которых две трети (66,4) действующие предприятия, остальные – «неживые» налогоплательщики (не представляют отчетность, не платят налоги, находятся в розыске).
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов,
пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков
– юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы,
пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.
1.2. Классификация налогов
Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.
Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, которые первоначально еще в ХVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.
Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно- расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.
Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8