В 1994 г. бюджетные взаимоотношения между федеральным и региональным уровнями реформируются на основе разделения ответственности за развитие экономики и социальной сферы и распределения налоговых поступлений в соответствующие бюджеты.
Учитывая, что собственных доходных источников для финансирования бюджетных расходов на уровне, обеспечивающем минимальные социальные потребности, многим субъектам РФ не хватает в федеральном бюджете создан фонд финансовой поддержки регионов за счет отчислений 25 % от НДС (из доли, подлежащей зачислению в федеральный бюджет). Средства нового фонда распределяются между регионами с учетом налогового потенциала субъекта РФ, соотношение доходов регионального бюджета на одного жителя в сравнении со средним уровнем по России в целом и данному экономическому району. Это позволяло менее субъективно подходить к определению потребности того или иного региона в финансовой поддержке и возможности ее удовлетворения.
Начиная с 1998 г. введена новая схема формирования и распределения
средств ФФПР субъектов РФ. Доходная часть этого фонда образуется в размере
14% от суммы налоговых поступлений федерального бюджета, за исключением
доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей,
а также доходов целевых бюджетных фондов.
Для обеспечения более объективного распределения финансовых ресурсов субъекта РФ по уровням бюджетов целесообразно и в регионах создавать свой фонд финансовой поддержки городов и районов с выделением среди нуждающихся и особо нуждающихся.
Однако, так как при формировании ФФПР используется процедура
согласования ожидаемых поступлений по основным видам налогов с
представителями регионов, то такой подход приводит к тому, что в настоящее
время субъекты Федераций в большей степени заинтересованы в сокрытии
собственной финансовой базы и выбивании у Центра дополнительной финансовой
помощи, нежели повышении уровня общей налогоспособности региона. Таким
образом, возникает своеобразный порочный круг, в котором 11 субъектов
Федерации не получают финансовой помощи из ФФПР , однако, являются
основными субъектами формирования доходов федерального бюджета.
Построение рационального механизма формирования и использования средств ФФПР зависит от решения проблемы разделения бюджетных полномочий и расщепления основных бюджетно формирующих налогов по уровням бюджетной системы.
Глава 2.Налоги Российской Федерации
2.1.Налоги на добавленную стоимость и на прибыль предприятий, объединений и организаций.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг, и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации их обложение НДС производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.
При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне.
В целях налогообложения товаром считаются предмет, изделие, продукция, в том числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, а также электро - и теплоэнергия, газ.
При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.
Предприятия и организации розничной торговли, получающие доход в виде
наценок, надбавок, вознаграждений, исчисляют налог с суммы этого дохода.
При этом размер наценки, вознаграждения, сбора применяется к стоимости
товаров, включающей сумму налога.
Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не
облагаемых налогом на добавленную стоимость, а также перечень продукции
(товаров), работ и услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. Данный
перечень является единым на всей территории РФ, и не может быть изменен
решениями местных органов государственной власти.
Плательщиками налога являются:
. предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
. филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги);
. международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.
Плательщиками НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Не оплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах: а) 10 % - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ; б) 20 % - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.
При реализации товаров по государственным регулируемым ценам и тарифам, при уплате НДС с суммы разницы между ценой реализации и приобретения товаров, а также при реализации услуг, в стоимость которых включен налог (при осуществлении торгово-закупочной, посреднической деятельности и т. д.), вместо ставок 10 и 20 % применяются расчетные ставки соответственно 9,09 и 16,67 %.
Контроль за полнотой исчисления и своевременностью перечисления НДС в бюджет осуществляется налоговыми органами на основании данных, сообщаемых налогоплательщиками в налоговых расчетах, представляемых в сроки, установленные действующим законодательством.
Налог на прибыль наряду с НДС является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода.
Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия и организации.
Плательщиками налога на прибыль является предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Объектом обложения налога является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работы, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Решение проблем, связанных с правильным применением действующего законодательства по налогообложению прибыли предприятий и организаций, следует начинать с ответа на следующий вопрос: какие средства полученные предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово- хозяйственной деятельности, как в денежной, так и в материально- вещественной форме, следует считать доходами, подлежащие обложению налогом на прибыль, а какие не подлежат включению в состав объекта налогообложения.
Для этой цели предприятия следует разделить на две основные группы: 1) осуществляющие деятельность с целью получения прибыли (дохода); 2) не преследующие в своей деятельности цели получения дохода.
К первой группе относятся практически все предприятия, созданные для осуществления предпринимательской деятельности.
Ко второй группе предприятий следует отнести бюджетные организации, т.е. предприятия, расходы которых, связанные с осуществлением основной деятельности полностью или частично покрываются из бюджетов всех уровней, а также некоммерческие организации (общественные организации и фонды, концерны, объединения и союзы предприятий, международные некоммерческие организации и фонды), деятельность которых согласно условиям, определенным в их уставах, финансируется главным образом за счет средств учредителей.
Состав доходов предприятий относящихся ко второй группе не включаются
средства, полученные как в денежно, так и в вещественно-материальной форме
(основные средства, нематериальные активы, материалы, фактически
произведенные затраты и т.п.) в результате целевых отчислений на содержание
таких предприятий от других предприятий и организаций (так называемые
спонсорские взносы), членские вступительные взносы, долевые (паевые и
целевые) вклады участников этих предприятий. К этой же группе средств
относятся «гранты», которые следует понимать как целевые средства
предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями
предприятиям и организациям в денежной или натуральной форме на проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение
и другие средства с последующим отчетом об их использовании.
Для всех без исключения предприятий не включается в состав налогооблагаемой прибыли следующие средства:
. внесенные участниками предприятия доли в уставный фонд в размерах, предусмотренных учредительными документами. Средства, направленные на пополнение уставного фонда сверх вышеназванных размеров, в полном объеме включается в состав облагаемой прибыли.
. объединяемые предприятиями для осуществления совместной деятельности без образования юридического лица на балансе одного из участников такой деятельности, который в соответствии с достигнутыми соглашениями выполняет обязанности поведения учета доходов и расходов, возникающих при осуществлении совместной деятельности, в пределах размеров, установленных договором о совместной деятельности.
Не подлежат обложению налогом на прибыль также средства:
. от добровольных пожертвований и взносов граждан (кроме банков);
. полученные от учреждений банков, других кредитных учреждений, предприятий и организаций во временное пользование в виде ссуд, займов, финансовой помощи (в том числе и по договорам совместной деятельности). Если по истечении установленного договорами срока пользования временно полученными средствами, а также установленного законодательством срока исковой давности (в настоящее время срок давности составляет 3 года) такие средства не будут возвращены кредитору, они в полном размере включаются в состав внереализационных доходов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8