Этим переменам предшествовала кризисная ситуация, которая сложилась в 70-х г.г., подогреваемая к тому же нефтяным кризисом 1973г.
Активное проникновение государства в рыночную экономику привело, в конечном счете, к стагфляции, стремительному росту бюджетного дефицита и возникновения тенденции падения реальных доходов населения. К тому же в мире уже начали происходить интеграционные процессы, к чему существующая тогда налоговая политика с её направленностью на узкоотраслевой подход внутри отдельной страны оказалась не готова.
С начала 80-х г.г. XX в. произошёл отказ от политики активного государственного вмешательства и в экономической науке стали преобладать неоклассические тенденции. Основными направлениями здесь были монетаризм и теория экономики предложения.
Сторонники теории монетаризма придерживаются мнения, что государственное регулирование рынка может осуществляться через денежное обращение посредством количества денег в обращении и кредитных ставок. Налогам в этой теории отводилась второстепенная, вспомогательная роль – налоги наряду с иными инструментами воздействуют на денежное обращение.
В теории экономического предложения наоборот, налоговая политика занимает одно из ведущих положений. В то время как в кейнсианской теории снижение налоговой нагрузки сопровождается ростом бюджетного дефицита, согласно экономике предложения «правильное» налоговой регулирование приводит к стимулированию производства, что, в свою очередь, увеличит налоговые поступления в бюджет и сбалансирует последний.
Теория экономического предложения исходит из того, что высокий уровень налогообложения отрицательно влияет на предпринимательскую активность, что, в свою очередь, приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет. Поэтому представители данной школы предлагают снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям различные льготы.
Именно взгляды представителей теории экономического предложения в отношении налогового регулирования создали ядро новой фискальной политики правительств развитых стран и легли в основу налоговых реформ 1980-х – 90-х г.г.
Основными направлениями налоговых реформ в этот период стали:
повышение эффективности долгосрочного функционирования экономики;
создание оптимальных условий для деятельности предприятий всех сфер экономики страны;
стимулирование потребительского спроса как источника экономического роста;
поощрение вложений населения и предприятий в производственные и научно-технические инвестиции;
обеспечение социально стабильности в обществе.
Налоговые реформы должны были упростить национальные налоговые системы, увеличить налоговые поступления, установить более справедливые принципы налогообложения, обеспечить эффективное функционирование налоговой политики. Все эти меры были призваны оказать стимулирующее воздействие на общий рост бюджетных доходов и способствовать саморегулирующим рыночным тенденциям.
Здесь также важно отметить, что данные реформы имели постепенный, эволюционный характер.
Первыми среди развитых стран свои налоговые реформы начали проводить США и Великобритания. И если в США эти реформы осуществлялись в два этапа – в 1981 и 1986 г.г., то в Великобритании она началась в 1979г. и продолжалась в течение десяти лет. Во Франции реформирование налоговой системы началось осуществляться с начала 80-х г.г. ХХ в. и не закончено по сей день. В ФРГ реформа проводилась в три этапа – в 1986, 1988 и 1990 г.г., – но затем, в связи с объединением Германии, снова последовали изменения в налоговой и финансовой системах страны.
В проведенных налоговых реформах обращает на себя внимание тот факт, что во всех этих странах была реализована единая концепция реформирования, что можно объяснить общими предпосылками осуществления налоговых преобразований и общностью поставленных задач.В ходе этих реформ мировая финансовая наука сделала выводы о негативном влиянии прогрессивного налогообложения на эффективность развития промышленности. Основой проводимой налоговой политики стал постулат теории экономического предложения о том, что для осуществления экономического роста и совершенствования хозяйственных методов государству необходимо оказывать стимулирующие воздействие на производство путём целенаправленного и системного снижения налогов.
Американский экономист А. Лаффер (представитель теории экономического предложения) провел ряд исследований по данной тематике и смог установить некую математическую зависимость между доходами бюджета и налоговыми ставками. Он теоретически доказал, что увеличение уровня налогов за счёт повышения их ставок на определённом этапе приводит не к увеличению, а к сокращению поступлений в бюджет. Графическое отображение зависимости между величиной доходов государственного бюджета и динамикой налоговых ставок в виде параболы с точкой максимума получило в экономической теории название «кривой Лаффера». Таким образом, Лаффер пришёл к выводу, что высокие налоги оказывают сдерживающие влияние на предложение труда и капитала, что приводит, в свою очередь, к сокращению совокупного предложения.
Хотя ни теоретически, ни эмпирически установить оптимальное значение налоговой ставки (верхней точки кривой Лаффера) до сих пор не удаётся, эта зависимость была взята на вооружение современной финансовой наукой и учтена при проведении налоговых реформ 80-х – 90-х г.г. XX в. в США, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде.
В ходе данных реформ некоторые экономисты заявляли, что им удалось на практике определить значение критической точки кривой Лаффера в диапазоне 35-40% от ВНП. Однако существует ряд развитых стран, правительство которых, проводя налоговую политику, ориентировалось на большие значения совокупных налоговых ставок без ущерба для развития экономики. В итоге, при твёрдой уверенности экономической теории в существовании точки максимума на кривой Лаффера, достоверно определить её значение пока не удалось. Вполне возможно, что «универсальной» максимально эффективной ставки налогов просто не существует, а существует своя максимальная точка Лаффера для каждой страны, исходя из стадии развития её рынка и структурных особенностей экономики.
Так или иначе, в ходе налоговых реформ 1980-х – 90-х г.г. в экономической теории сложился единый концептуальный подход к политике налогового регулирования рыночной экономики при современном уровне развития производственных отношений, а также определились приоритетные направления использования налогов в качестве макроэкономических регуляторов.
Одним из ключевых направлений современной налоговой политики признано совершенствование налоговых методов стимулирования инвестиционной активности предпринимателей и населения (за счёт их сбережений). Т.е. совершенствование стимулирующей функции налоговой политики.
Ещё одна магистральная тенденция в проведении налоговой политики – это расширение налогооблагаемой базы как для предприятий, так и для населения с параллельным снижением уровня налоговых ставок и упразднением налоговых льгот. В тоже время в отношении малых и средних предприятий правительство по-прежнему проводит поощрительную налоговую политику, направленную на облегчение их налогового бремени. Налоговыми льготами «награждаются» также предприятия, которые постоянно выделяют средства на переобучение и повышение квалификации своих сотрудников, а также задействованные в научно-технической и инновационной деятельности.
Кроме того, под воздействием идущих полным ходом интеграционных процессов (в первую очередь это касается Европейского сообщества) происходит гармонизация и унификация налоговых систем стран посредством уменьшения разброса уровня налоговых ставок и согласования методик их начисления. Налоги становятся одним из средств формирования единого экономического пространства для государств, связанных региональными, хозяйственными или политическими интересами. На практике это реализуется через развитие дву- и многосторонних договорённостей о снятии таможенных барьеров и исключении двойного налогообложения. В этой части международная интеграция налагает определённые ограничения на самостоятельность государств в проведении налоговой политики, так как свободное перемещение товаров и факторов производства в той или иной степени означает свободное перемещение их налоговых баз. Поэтому странам-участникам интегрированного сообщества так важно разработать общие принципы налогообложения.
Ещё одна тенденция в современной налоговой политике возникла под воздействием негативных факторов действия человека и НТП. Речь идёт о так называемых экологических налогах. Исходя из принципа «загрязняющий должен платить», многие страны дифференцируют налоги по различным видам моторного топлива и классам автомобилей; вводят налоги на энергоносители и загрязнение окружающей среды; обсуждают необходимость введения «угольных» налогов и налогов на загрязнение почвы и воды.
Таким образом, налоговая политика занимает одно из ключевых мест в современной экономической теории. При этом на первое место выходит стимулирующая функция налоговой политики, не принижая, однако, значений социальной и фискальной функций – ведь собранные налоги по-прежнему является главный источник доходов государственного бюджета и источником финансирования социальных и хозяйственных расходов правительства. К тому же, как показывает мировой опыт, на начальном этапе проведения экономических реформ правительство испытывает потребность в значительном объёме финансовых ресурсов, а значит, вынуждена прибегнуть к усилению фискальной функции – как говорится «для того, чтобы ослабить ворот рубахи, надо сначала его стянуть». Однако долго такая стратегия реализовываться не может, поскольку она будет сдерживать экономическое развитие. И здесь ей на смену должна прийти налоговая политика, направленная на стимулирование национального производства, что даст предпосылки к улучшению инвестиционного климата и экономическому росту.
Немаловажно при проведении налоговых новаций учитывать также структуру национальной экономики, т.е. учитывать какие отрасли экономики доминируют в текущий момент времени и какие отрасли, по замыслу реформаторов, должны стать доминирующими после перемен.
Если в экономике развит торгово-посреднический сектор (что бывает характерно для переходной экономики или экономики, находящейся в стадии первоначального накопления капитала), то она будет чувствительна к изменениям ставок налогов с оборота (таких как НДС, налог с продаж и т.п.), из-за того, что торговые предприятия, как правило, располагают минимумом основных активов, а все их расходы приходятся главным образом на финансирование оборотных средств. В индустриальной же экономике, т.е. экономике с большим количеством крупных промышленных предприятий, важную роль будут уже играть налоги на капитал (налог на имущество, налог на землю и пр.).
Анализ проведенных налоговых реформ и современных налоговых систем в индустриально развитых странах приводит к выводу о том, что, принимая во внимание сильные интеграционные тенденции в мировом развитии, а также современную открытость национальных экономик и относительную свободу передвижения товаров и капиталов, решая конкретные проблемы налогообложения отдельной страны необходимо учитывать мировые текущие тенденции в развитии налоговой политики. Это позволит избежать больших трансформационных затрат при включении страны в международные отношения и позволит избежать ошибок, пройденных ранее другими странами.
Список использованной литературы
1. Бункина М.К. Монетаризм. – М.: ДИС, 1994
2. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ, 2005
3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 2001.
4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962
5. Mair D., Laramie A. J. Capitalism and democracy in the 21st century: a Kaleckian interpretation of a Schumpeterian problem // Journal of Evolutionary Economics. – 2000, vol. 10, number 1-2
Страницы: 1, 2