Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник пе- рераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроиз- водство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накоп- ление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возмож- ности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения дейтсвyющих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
1.2 Классификация
За длительную историю становления и развития государства придумано великое множество различных налогов. В старые времена, когда правители не очень заботились о своем политическом имидже, не было предела их фантазии в придумывании того, за что можно было бы содрать с подданных лишнюю денежку. Вводились, к примеру, налоги на скаковых лошадей и экипажи, бархат и кружева, меха и драгоценности, на необычные виды построек, балконы, окна, печные трубы.
Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:
1) по способу взимания налогов;
2) по субъекту-налогоплательщику;
3) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
4) по порядку введения налога;
5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
6) по целевой направленности введения налога;
7) по срокам уплаты налогов.
Итак, прежде всего все налоги различаются по способам взимания как прямые и косвенные. К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные (налоги на доход и на имущество), а к косвенным – налоги на обращение и потребление. Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене.
Эффективность обложения прямыми налогами зависит от способности граждан и предприятий вносить те или иные назначенные платежи в соответствии с размерами доходов, наличествующего имущества и т.д. Этот способ налогообложения всегда был связан с насильственными мерами (принуждением, штрафами, судебным разбирательством и пр.). Прямые налоги граждане платят очень неохотно, ведь они представляют собой непосредственные вычеты из того, что они могли бы, не будь налогов, считать своим достоянием. Отсюда и множественные нарушения налогового законодательства - вплоть до уголовных преступлений.
Иное дело, косвенные налоги. В этом случае деньги в казну изымаются у населения тонким способом: налогом облагаются производители товаров и торговцы, этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции, и таким образом налоговое бремя несут те, кто покупает данные товары. При косвенном налогообложении величина платежа государству скрыта от глаз налогоплательщика, поэтому государство подчас безбожно увеличивает именно эти налоги, попутно демонстративно снижая на несколько процентов прямые налоги. И население легко «покупается» на такие трюки ловких финансистов, которые склонны затыкать бюджетные бреши, глубоко залезая в карманы рядовых граждан.
Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на нее. Косвенные налоги же ориентируются на вещи, а не на лица. Они взимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта, но, в конце концов, эти налоги уплачиваются гражданами, покупающими товар и пользующимися услугами. разумеется, в том случае, если у бедных вообще есть возможность покупать обложенные косвенным налогом товары.
По сравнению с прямыми налогами косвенные налоги примитивны и грубы, но их легче получать. В античные времена сборщики косвенных налогов с торговцев и купцов, зачастую не умели даже читать и писать. Однако они прекрасно знали счет. И этого было достаточно, чтобы собрать налог с товара: подсчитал количество мешков или кувшинов, взял за каждый с хозяина по определенному количеству денег – вот и вся работа.
Давно замечено, что тот или иной тип налога в странах преобладает в зависимости от уровня их экономического развития. В развивающихся странах большинство налоговых поступлений приходится на косвенные налоги. Понятно почему: население бедное, имуществом не обремененное, доходы у людей маленькие. Больших поступлений в бюджет прямые налоги не дадут. А уплатить надбавку к цене товаров, компенсирующую косвенные налоги, даже бедняки могут. Прямые же налоги имеют большее значение в экономически развитых странах с зажиточным населением, имеющим сравнительно высокий образовательный ценз.
По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц - налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования - налоги на фонд оплаты труда.
Глава 2
Фискальная политика государства.
1.1 Налоги и их роль в экономике государства.
Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Так в чём же состоит роль налогов в экономике страны? Ответ на этот вопрос можно найти в главе 1 данной работы, пункт 1.1, т.к. функции налогов и выражают основу роли налогов в государственной экономике.
2.2 Принципы (основы) налогообложения государства.
Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики :
1)Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен ( срок уплаты, способ платежа, сумма платежа ).
3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог).
На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения (указанных выше) к настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.
Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.