Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д).
Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).
Социальная функция налоговой системы требует детального исследования как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.
Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией:
она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и
предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.
Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их
реализация подрывается в своей основе.
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наооборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом[9].
Глава 3. Совершенствование налоговой системы России
В результате принятия II части Налогового Кодекса произошли
серьезнейшие изменения в российской налоговой системе. Начиная с 2001 года
радикально трансформируется подоходное налогообложение. Вводится плоская
шкала подоходного налога со ставкой 13%. Ликвидирован целый ряд
необоснованных льгот по налогу. Платежи во внебюджетные фонды социального
назначения объединены в единый социальный налог, контроль за уплатой
которого будут осуществлять налоговые органы. При этом снижается ставка
налогообложения фонда оплаты труда с 38,5% до 35,6%. Вводится регрессия
шкалы социального налога. В области обложения налогом на добавленную
стоимость произошло упорядочение льгот, предусмотрен переход к общим
правилам территориальности при уплате налога при торговле со странами СНГ.
Ликвидирован налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-
культурной сферы, взимаемый в по ставке 1,5% от оборота предприятий. С 3,5%
до 1% снижена предельная ставка налога на пользователей автодорог, который
в перспективе предполагается полностью отменить. Одновременно отменяется
налог на реализацию ГСМ. Как компенсирующая мера произведено повышение
акцизов на бензин.
1. Подоходный налог
В соответствии с принятой в третьем чтении главой Налогового
Кодекса, посвященной налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу),
установлена единая ставка в размере 13%, что является одним из ключевых
элементов стимулирования легализации доходов. В то же время в отношении тех
доходов, которые зачастую используются в качестве скрытой формы выплаты
заработной платы (для ухода от платежей во внебюджетные фонды), установлена
повышенная ставка в 35%. К такого рода доходам относятся: выигрыши в
лотерею, выигрыши и призы, получаемые в конкурсах, играх и других рекламных
мероприятиях, страховые выплаты по договорам добровольного страхования в
случае, если такие выплаты превышают проиндексированную на инфляцию сумму
внесенных страховых взносов (по договорам личного страхования) или размеры
ущерба застрахованному имуществу (по договорам имущественного страхования),
процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы,
рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации и 9% годовых суммы вклада в
иностранной валюте, суммы экономии на процентах при получении
налогоплательщиками заемных средств ниже трех четвертей ставки ЦБ.
Устранено двойное налогообложение дивидендов путем зачета ранее уплаченных сумм налога на прибыль в счет обязательств по подоходному налогу.
Существенно увеличен необлагаемый минимум (до 400 рублей в месяц до достижения доходом уровня 20 000 рублей), а также так называемый вычет на детей (до 300 рублей в месяц).
Установлен ряд льгот социального характера. В частности, расходы на образование, свое или своего ребенка, в размере 25 000 рублей вычитаются из налогооблагаемой базы налогоплательщика. Аналогичный порядок установлен и для расходов на здравоохранение, за исключением расходов на дорогостоящие виды лечения по перечню, утверждаемому Правительством, которые вычитаются из налогооблагаемой базы в размере фактически осуществленных расходов.
Размер имущественного вычета при продаже недвижимости установлен на уровне 1 000 000 рублей, при продаже прочих видов имущества - 125 000 рублей, при покупке или новом строительстве - на уровне 600 000 рублей. При этом вся сумма доходов от продажи недвижимого имущества, принадлежавшего налогоплательщику в течение 5 лет, и прочего имущества - в течение 3 лет, вычитается из налогооблагаемых доходов в полном объеме.
2. Единый социальный налог
Тарифы страховых взносов, взимавшиеся ранее в различные государственные внебюджетные фонды, заменяются единым социальным налогом, ответственность за сбор которого возлагается на МНС. При этом в соответствии с законом о введении в действие второй части Налогового кодекса сохраняют силу все договоры о предоставлении отсрочек (рассрочек) и реструктуризации задолженности по страховым взносам, ранее заключенные между органами государственных внебюджетных фондов и налогоплательщиками.
Единый социальный налог расщепляется на три части: наибольшая его доля поступает в Пенсионный фонд, остальные две – в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости консолидируется в федеральный бюджет.
Регрессия социального налога выражается следующей шкалой: 35,6% -
при уровне годового дохода на одного работника до 100 тысяч рублей, 20% -
при уровне дохода от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, 10% - при уровне дохода
от 300 тысяч до 600 тысяч рублей, и, наконец, 2% - при уровне дохода свыше
600 000 рублей. Однако в соответствии с законопроектом о введении
специальной части НК в действие вплоть до 1 января 2003 года нижняя ставка
налогообложения (для доходов свыше 600 000 рублей) составляет 5 %.
Установлены следующие условия вступления в силу регрессии: средняя заработная плата на одного работника без учета 20% наиболее высокооплачиваемых работников должна составлять не менее 50 000 рублей в год.
Налоговая база, равно как и перечень не подлежащих налогообложению социальным налогом доходов, приведены в соответствие с налоговой базой налога на доходы физических лиц.
Принятие социального налога в том виде, который описан выше, имеет
целый ряд положительных последствий. Они заключаются, во-первых, в снижении
совокупной ставки отчислений в социальные внебюджетные фонды с
применяющихся в настоящее время 38,5%, уплачиваемых работодателями, и 1%,
уплачиваемого работником, до 35,6% для первого шедуля шкалы социального
налога. Это существенно снизит общее налоговое бремя на фонд оплаты труда.
Если в настоящее время совокупная ставка обложения фонда оплаты труда
(включающая подоходный налог и отчисления в социальные внебюджетные фонды)
составляет 37,2% - 50% в зависимости от применяемой ставки подоходного
налога, то согласно законопроектам о подоходном и социальном налогах
совокупная ставка обложения фонда оплаты труда сокращается до 35,8%.
Объединение социальных платежей в единый налог позволяет, во-
первых, упразднить до сих пор сохраняющиеся отдельные процедуры регистрации
в качестве налогоплательщика и плательщика страховых взносов в каждый из
внебюджетных фондов, что создает возможности для уклонения от регистрации.
Во-вторых, это повышает уровень налогового администрирования, т.к. в целом
внебюджетные фонды по сравнению с органами Государственной налоговой службы
обладают меньшим опытом и организационно-техническими возможностями для
контроля за поступлением обязательных платежей (этим объясняется то, что в
Фонде обязательного медицинского страхования сбор платежей в неденежной
форме достигает 60%, в Пенсионном фонде превышает 10%), а отсутствие
единообразия в процедурах уплаты налогов и страховых взносов в различные
внебюджетные фонды затрудняет налогоплательщику исполнение его
обязательств. В-третьих, объединение параллельно существующих пяти
независимых друг от друга органов, осуществляющих фискальные функции,
существенно снижает административные издержки и облегчает положение
налогоплательщиков.
Установление регрессии социального налога имеет ряд дополнительных преимуществ, заключающихся в том, что у налогоплательщиков появляются серьезные стимулы для вывода из “тени” больших доходов. При этом, учитывая тот факт, что снижение ставки социального налога начинается с уровня, превышающего средний уровень заработной платы в настоящее время, существенного снижения поступлений в социальные фонды не произойдет. Точно так же из-за предусмотренных ограничений применения регрессии по социальному налогу мы не ожидаем серьезного уменьшения поступлений налога на прибыль. Применение регрессии позволяет увеличить степень справедливости системы социального обеспечения за счет устранения излишнего обложения высоких доходов, которое сосуществует с ограничениями на максимальный размер получаемой из социальных фондов помощи.