Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития

Налоги в реальном налоговом механизме – безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с  налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определённое место занимают пошлины и сборы.

Пошлина – соответствующая обязательная плата за совершение государственными и другими органами юрисдикции действий в интересах заявителя.

Сбор – платёж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории.


1.5.  Классификация налогов.

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определённым критериям, признакам, особым свойствам.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально ещё в   привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд капитал), дополнил  доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наёмного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом, на потребителя.

Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров  и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.

Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги: США – 91,1%, Япония – 71,2%, Англия – 54,3% (1987 г.). Однако в ФРГ этот показатель составлял 44,1%. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45% (1995 г.).

Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ, России и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые доходы государства, в налоговом законодательстве широко распространение получила статусная классификация налогов. В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида): 1) федеральные; 2) налоги республик, краёв, областей и автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

1)   налог на добавленную стоимость;

2)   акцизы на отдельные группы и виды товаров;

3)   налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;

4)   налог на операции с ценными бумагами;

5)   таможенная пошлина;

6)   отчисления на воспроизводство минирально-сырьевой базы;

7)   платежи за пользование природными ресурсами (в том числе за загрязнённые окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия);

8)   подоходный налог с физических лиц;

9)   налоги, служащие источником образования дорожных фондов, в том числе: налог на реализацию горюче- смазочных материалов, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств;

10)        транспортный налог;

11)        сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

12)        лицензионный сбор за право производства, розлива и хранения алкогольной продукции;

13)        лицензионный сбор за право оптовой продажи алкогольной продукции;

14)        гербовый сбор;

15)        государственная пошлина;

16)        налог с имущества, переходящего в порядок наследования.

Налоги субъектов РФ включают:

1)   налог на имущество предприятий;

2)   лесной доход;

3)   плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

4)   сбор на нужды образовательных учреждений (с юридических лиц);

К местным налогам относятся следующие налоги[3]:

1)   налог на имущество физических лиц;

2)   земельный налог;

3)   регистрационный налог за предпринимательскую деятельность;

4)   налог на строительство объектов производственного назначения на курортной зоне;

5)   курортный сбор;

6)   сбор за право торговли (уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента);

7)   целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;

8)   налог на рекламу;

9)   налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

10)        лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

11)        сбор на парковку автотранспорта;

12)        сбор на право использования местной символики;

13)        сбор на участие в бегах на ипподроме;

14)        сбор со сделок, совершаемых на биржах;

15)        сбор на право проведения кино- и телесъёмок;

16)        сбор за уборку территории населённых пунктов (с юридических и физических лиц – владельцев строений);

17)        сбор с владельцев собак (кроме служебных);

18)        лицензионный сбор на право торговли спиртными напитками;

19)        сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц);

20)        сбор на выигрыш на бегах;

21)        сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.

Налоги, указанные в пп. 4 и 5, устанавливаются только на территории курортной зоны. Остальные налоги (пп. 6 - 21) могут вводиться повсеместно решениями органов местного самоуправления. Несмотря на широкий перечень местных налогов, полный их сбор вряд ли может быть установлен на территории конкретного муниципального образования, а если это и случается, то таковым, скорее всего, станет курортный город с расположенным в нём действующим ипподромом.

В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается перечень, включающий 41 конкретный налог разного уровня. Однако в 1994 – 1995 гг., благодаря Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», налоговое творчество региональных и местных властей довело этот перечень до 200 (в каждом субъекте РФ было принято по 1 – 2 местных налога). В правительственном проекте Налогового кодекса РФ предлагается установить закрытый перечень налогов и сборов - 12 федеральных, 8 региональных и 12 местных.

Оценивая классификацию налогов по уровневому

критерию, следует отметить, что такое деление не имеет логического смысла и носит статусный характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных источников полностью закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие – лишь частично (по нормативам либо путём расщепления ставки). Учётно-экономическая целесообразность диктует другую группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

-       налоги, относимые на издержки производства и обращения;

-        налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);

-       налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли);

-       налоги на прибыль и за счёт прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.















2. Функции и роль налогообложения в экономической                                 системе общества.

2.1.      Роль системы налогообложения.

В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория – сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости  при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение – выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определённые функции. Данная совокупность отношений является также теоретизируемой областью научных знаний, однако, эта теория, основывающаяся на умозаключениях о закономерностях воспроизводственных процессов. Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Эта роль зависит от объективных и субъективных факторов, что отражено на рис. 4.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать