Научно - технический прогресс: суть и роль в экономике

4) части средств,  получаемых  от других предприятий за использование научно-технических разработок 5) поступлений из централизованного ФРПНиТ.

  Средства ФРПНиТ используются государственными предприятиями  стремительно  после одобрения сметы расходов их советом  и профсоюзным комитетом.  Из ФРПНиТ финансируется

техническое  перевооружение,  реконструкция  и   расширение производства, включая строительство общезаводских и вспомогательных объектов

проведение НИОКР, проектных работ, приобретение лицензий,  оборудования и т.д.; 

подготовка производства и освоение новой продукции,  компенсация повышенных  затрат в период освоения

 приобретение научно-технической продукции,  погашение кредитов на НТП и уплата процентов по ним;

создание и расширение мощностей по производству товаров народного потребления, оказанию услуг населению и т.д.                              

      Государственные предприятия имеют право передавать часть средств ФРПНиТ смежникам и НТО для стимулирования решения сложных технических проблем, ускорения технического перевооруже- ния производства,  а также  использовать их  в  порядке долевого участия для строительства и реконструкции объектов совместного пользования, образования временных научно-технических коллективов, консорциумов и т.д.

    В условиях самофинансирования многие предприятия используют  ФРПиТ лишь для ликвидации узких мест на производстве, избегая поисковых работ,  связанных  с  ломкой  сложившейся технологии, риском, рассчитанных на длительную перспективу.  Если 1 руб.  затрат на НТП обещает даже 3 руб. эффекта, но в распоряжении предприятия остается лишь 30% прибыли, то для него вложения оказываются невыгодными, т.к. вместо израсходованного из ФРПНиТ рубля он получит (через длительный срок и со значительной долей риска) лишь 90 коп.  Поэтому финансирование программ НТП требует налоговых льгот,  ускоренной (в течение 3-5 лет) амортизации  оборудования,  страхования риска,  скидок  с цен на технику при реконструкции наиболее важных производств, планомерной реализации выбывающих машин на менее важные участки.

      Кредитование НТП. В условиях самофинансирования резко увеличиваются кредиты на научно-техническое развития. Банки становятся главными центрами финансирования НТП, выдающими кредиты на выпуск новой продукции,  освоение новой технологии,  разработку новой техники, внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности изделий.  Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях  в  создании и внедрении принципиально новых видов техники и продукции,  не уступающих мировому уровню.  Сроки кредитования  устанавливаются  банком  с учетом отраслевых нормативов обновления продукции и окупаемости  затрат.  При этом  банк  становится равноправным экономическим партнером предприятия,  стороны несут взаимную ответственность за успешное  освоение  нововведения  или результаты деятельности реконструируемого производства.

     Банковский факторинг - привлечение на хранение свободных средств НТО и предприятий (с оплатой по договору) и их  использование для помощи клиентам, имеющим временные финансовые затруднения (срочная оплата их  платежных  документов  и счетов в день отгрузки товара) и перекупки права на получение задержанных покупателями платежей.

    Банки дают разрешение на выпуск акций для продажи (после проверки финансового положения и платежеспособности  предприятия,  ликвидности  баланса  возможности выплаты дивидендов),  по поручению клиента хранят,  продают и перепродают акции. Выделяется два вида кредитов: на  приобретение научно-технической продукции, предназначенной для обновления производства и на создание этой продукции.  Банк  проверяет включение предприятием  соответствующих затрат в свой план, эффективность новшества по  договору,  источники  погашения кредита в намеченные сроки.

       В новых условиях хозяйствования наряду  с  кредитами  на отдельные мероприятия НТП банки могут выдавать долгосрочный кредит на организацию выпуска новой  продукции  по  полному циклу  от  НИР  и создания опытных образцов до ее серийного производства Он погашается за счет ФРПНиТ.

        При низкой  экономической эффективности проектов технического перевооружения и реконструкции производств банк может требовать государственной экспертизы крупных проектов и при низкой оценке их научно-технического уровня приостанавливать финансирование и кредитование.  Расширение банковской сети способствует многообразию источников  финансирования (включая свободные средства предприятий и населения) и условий предоставления  ссуд  (например,  научно-технические центры молодежи могут получать льготный кредит под более низкие проценты).  Создается конкурентная основа финансированию: банк выбирает наиболее эффективные  для  кредитования  нововведения  и  организации,  а предприятия - банк, предлагающий более выгодные условия выдачи ссуд Промстройбанк - агент государства по кредитованию при поддержке бюджета общесоюзных программ финансирует  стратегические направления НТП,  в том числе поисковые исследования,  развитие наукоемких производств.  Коммерческие  банки (универсальные и специализированные, общесоюзные, республиканские и региональные, акционерные и в форме обществ с ограниченной ответственностью,  отраслевые, иностранные) концентрируют свободные средства предприятий (за соответствующую  плату)  и населения (путем продажи облигаций и т.д.) и выдают своим пайщикам кредиты  на  обновление  продукции  и производственных  фондов,  срочную  перестройку технологии.

      Инновационные банки после соответствующей экспертизы выдают кредиты  творческим  коллективам и отдельным изобретателям, берут на себя долю риска при  проведении  НИОКР,  объявляют конкурс  на  лучшие решения технических задач.  Их ресурсы складываются из кредитов союзных и республиканских банков и выручки от продажи акций.  Акционеры имеют преимущественное право на приобретение научно-технической продукции либо получают дивиденды по акциям. Коммерческие банки не ведут материального производства, торговлю материальными ценностями и страхование. Их роль в стимулировании НТП связана с ведением счетов клиентов,  финансированием капиталовложений  по поручению инвесторов, выпуском акций, облигаций и иных ценных бумаг, операциям с ними по поручению клиентов.  Во многих странах действуют инновационные фонды,  которые не предоставляют ссуду,  а приобретают у владельца изобретения  исключительное  право на его использование.  Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие и заключает с  ним предпринимательский  договор  на  условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения  риска и  взаимной  выгоды.  Фонд проводит доработку нововведения, расчеты,  эксперименты и т.д.  При отрицательном результате затраты фонда не возмещаются,  при успехе он получает обусловленную в договоре часть прибыли.

      Внешэкономбанк выдает валютные кредиты на расширение экспорта конкурентоспособной техники, а также на импорт технологии, приобретение лицензий, создание совместных предприятий.


3 НТП и экономика переходного периода.


Мировой опыт наглядно показывает, что переход к рынку может быть успешным только при условии одновременного осуществления радикальных хозяйственных реформ и крупномасштабных преобразований в базисной структуре экономики связанных с НТП. Согласование этих двух процессов представляет собой одну из наиболее сложных задач перестройки. Реформирование экономики без структурных преобразований обрекает страну на роль сырьевого придатка Запада. Решение проблемы видится в самом переходе к системе рыночных отношений которой однако, не может быть осуществлен быстро и безболезненно. Неизбежный переходный период характеризуется  следующими особенностями.

      Первое. В условиях нестабильной социально-экономической среды при неадекватных реакциях населения на стандартные экономические меры невозможно выбрать единую генеральную линию заранее определить выбор взаимосвязанных во времени и пространстве мероприятий. Вот почему для переходных процессов противопоказаны какие-либо программы типа 500 дней стабилизации экономики и т.п. Они не учитывают возможностей использования обратных связей, взаимодействие которых может повлиять не только на последовательность конкретных шагов, но и на сам их первоначальный набор.

   С учетом этого центр тяжести должен быть перенесен на разработку содержательных аспектов экономических преобразований за счет использования новых механизмов управления. Составными элементами такого механизма являются: определение приоритетных направлений мирового развития и стран лидеров по каждому из них; оценка места нашей страны в системе мирохозяйственных связей; выбор и организационно-экономическая поддержка приоритетов; отслеживание и корректировка  соцеально-экономических  по каждому из приоритетных направлений в зависимости от реально складывающейся соцеально-экономической ситуации в стране.

    Результаты прогноза и оценки приоритетных направлений социально-экономического и научно-технического развития страны на ближайшую перспективу оформляются в виде ежегодного доклада Президента страны Верховному Совету о системе государственных приоритетов. Он включает перечень важнейших крупномасштабных социальных, экологических, научно-технических проблем, решение которых необходимо для дальнейшего развития страны. По каждой проблеме указывается возможный объем финансирования, а также предлагается механизм его реализации, включающий льготного налогообложения, способы кредитования и предоставление субсидий, соответствующую амортизационную политику, ценообразование и другие важные стороны стимулирования работников.

    Отличительная особенность такого механизма – не директивный, а рекомендательный, индикативный его характер. Он предоставляет право каждому субъекту  самостоятельно определять свою стратегию развития, в том числе необязательно совпадающую с государственной системой предпочтений. В последнем случае он не может рассчитывать на прямую или косвенную финансовую поддержку со стороны государства. Но если та или иная фирма остановит свой выбор на одном из официальных приоритетных направлений, то она вправе ожидать получения дополнительных льгот. Правда, еще необходимо добиться права называться «поставщиком двора его величества», то есть доказать свою конкурентоспособность и фиктивность.

     С целью уменьшения неопределенности при оценке будущих альтернатив вводится другой элемент нового механизма, включающий: вариантную проработку  возможных сценариев долгосрочного развития: параллельное финансирование работ, выполняемых в порядке конкурсного отбора; страхование рискового капитала; создание сети целых фондов и т.д. При этом чем больше неопределенность, чем раньше принимается решение, тем шире круг вариантных проработок, каждая из которых обеспечивается соответствующим финансированием. Надо исходить из того, что только за счет дополнительного привлечения ресурсов для подобных целей можно уменьшить риск от неопределенности вероятных результатов реализации тех или иных решений. Экономия средств на предварительных стадиях неизбежно оборачивается колоссальными потерями на последующих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать