Научные основы и методология государственного регулирования экономики
p> - оценка итогов социально - экономического развития Российской
Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики;

- концепция программы социально - экономического развития страны на среднесрочную перспективу;

- макроэкономическая политика;

- институциональные преобразования;

- инвестиционная и структурная политика;

- аграрная политика;

- экологическая политика;

- социальная политика;

- региональная экономическая политика;

- внешнеэкономическая политика.

Еще один важный метод государственного регулирование экономикой - планирование. Оно осуществляется путем разработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Планы представляют собой документы, в которых в форме заданий и показателей отражены основные цели намеченных преобразований по развитию экономики страны. Они могут носить директивный и индикативный характер.

В системе управления и регулирования планирование должно быть представлено как система управления качеством, как государственное регулирование социальными процессами, социально - экономические оценки эффективности, система экономических и социальных нормативов, балансовые методы, линейное программирование, теория и модели оптимизации, государственное регулирование макропропорций, структуры воспроизводства, цен, внешнеэкономических отношений и связей.

В России долгое время наблюдался застой в теории и практике совершенствования самих принципов построения, обновления планирования.
Основные причины такого положения обусловлены следующим:1

- догматизм принципов огосударствления средств производства и всеобщей централизации планового управления народным хозяйством предопределял ощутимый барьер между формами собственности в их взаимодействии .
Планирование государственной, колхозно - кооперативной собственности и собственности общественных организаций велось на основе единых директивных принципов.

- ошибочность противопоставления плановых и рыночных отношений в процессах производства, распределения и потребления продукта вела к деформации системы экономических отношений, связей, ценообразования, ослаблению интересов и стимулов в хозяйственной практике.

- политэкономическая формула отрицания или поиска особого характера товарно- денежных отношений при социализме ослабляла ценовую и финансово - денежную системы в обслуживании социально - экономических процессов и не могла получить реального отражения в научном обосновании теории, методологии планирования.

- догматизированный принцип опережающего роста производства над предметами конечного потребления в сочетании с принципом опережающего роста потребностей противодействовали методологической основе научности планирования - сбалансированности всех элементов производства, распределения, потребления;

- валовой подход к оценке динамики развития народного хозяйства акцентировал внимание управляющих структур на количественных, а не качественных показателях укрепления экономики и государства, что означало выбор фондоемкого, материалоемкого, экстенсивного типа развития, недооценивавшего науку, новую технику и технологию. Этим предопределялось снижение фактора темпов и эффективности развития народного хозяйства в конечном итоге - потеря реальных возможностей плановой экономики и общественной системы в целом.

В условиях современной рыночной экономики государство не может не планировать собственную деятельность касательно:

- установления и взимания налогов на производство и оборот товаров, доходы и имущество юридических и физических лиц, на использование природных ресурсов;

- осуществления бюджетных расходов на содержание госаппарата, закупки продукции для госнужд, помощь отраслям, регионам и иностранным государствам, на поддержку отдельных категорий граждан;

- привлечения , погашения и обслуживания госзаймов;

- приобретения, продажи и использования госимущества;

- деятельности госпредприятий.

Индикативное планирование. Существует несколько подходов к определению понятия индикативного планирования, акцентирующие относительно различные его стороны и функции и опирающиеся на опыт разных стран:1

1. Индикативное планирование - это макропланирование при самостоятельности предприятий. Подобное понимание близко к трактовкам народнохозяйственного планирования в условиях полного хозрасчета в
“позднем” СССР, а также к следующей современной интерпретации:
“Индикативное планирование - это процесс формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально - экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов”; “Индикативное планирование означает, что государство в интересах всей нации, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает проекты экономического развития всего народного хозяйства (в том числе частного сектора) ; устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым мотивируется заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и субъектов Федерации в реализации проектов, важных для общества в целом”.

2. Индикативное планирование - ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством. Основная функция
Индикативного планирования - информационно - ориентирующая, по сути выступающая и как мотивационная.

3. Индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикативный план, подстраиваясь под планы самого мощного “игрока” в рыночной системе - государства, даже если это для них необязательно. Соответственно государственный план переходного периода предлагается трактовать как
“систему показателей, реализующих централизованное управление и косвенное регулирование различных секторов экономики, прежде всего государственного.
Она включает в себя как ориентирующие показатели, имеющие лишь информационное значение для предприятий, отраслей и республик, так и директивные показатели - государственный заказ (важнейшая форма централизованного руководства, содержащая задания по межотраслевым и межреспубликанским поставкам продукции), лимиты, экономические регуляторы включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы).

4. Индикативное планирование - механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Речь идет о том, что помимо информационного значения такое планирование выполняет координационную роль, т. е. предполагает согласование деятельности
“центра”, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно - хозяйственных программ. Правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями должна выявиться схема экономического роста, включающая те проекты, которые по линии правительственных организаций являются взаимно совместимыми.

Объединяя вышеизложенные подходы, индикативное планирование можно определить как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным ее саморегулированием, основанный на разработке системы показателей
(индикаторов) социально - экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание , прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана ( под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово - промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков и т. д. ).

Вертикальная интеграция. Западные специалисты так интерпретируют это понятие: Вертикальная интеграция - это производство и продажа большинства минеральных ресурсов, таких как нефть, медь, олово, никель и алюминий, обычно контролируемое олигополией из вертикально интегрированных многонациональных корпораций, которые выступают одновременно основными производителями и основными потребителями минеральных ресурсов.
Характеризуя это понимание, выделяют несколько принципиальных моментов:1

- интеграцию добывающего и обрабатывающего комплексов;

- возникновение олигополий в составе крупнейших ТНК;

- обеспечение конкурентного преимущества в виде гарантированных снабжения и сбыта;

- подрыв высоко - интегрированными странами эффективности национализации “отсталого” в сырьевых, дезинтегрированных;

- поддержание во всемирном хозяйстве полярности “сырье - технологии”,
“экономика сырья - экономика технологий”

- закрепление неоколониальной зависимости (основа которой - технологическая зависимость, деиндустриализация).

При этом вертикальная интеграция обеспечивает не только корпоративные , но и макроэкономические преимущества. В их числе: организационно - экономическое единство добывающего и обрабатывающего секторов экономики, рост степени пропорциональности их работы; существенное расширение промежуточного спроса: на средства производства, продукцию инновационного и инвестиционного назначения, научно - исследовательские и технологические разработки; снижение инфляционного потенциала экономики; оптимизация пропорции между производством конечной и промежуточной продукции; сокращение непроизводительных потерь топливно - энергетических и материальных ресурсов; развитие технологий с растущим замещением первичных ресурсов вторичными, неэкологических технологий - экологическими; регулирование промежуточных цен в зависимости от уровня конечных; перенос доходообразования и, соответственно, налогообложения с реализации промежуточной на реализацию продукции и услуг конечного спроса; превращение качества продукции в фактор экономии корпоративных и народнохозяйственных издержек; расширение границ экономической эффективности высоких технологий и новой техники; увеличение макроэкономической конкурентоспособности на основе улучшения качества и сокращения народнохозяйственных издержек конечной продукции; продвижение к экономике с “нулевой инфляцией”; постепенное становление нового макроэкономического регулятора: нормы общекорпоративного и, далее, народнохозяйственного дохода вместо нормы прибыли; удержание экономики в “интервале прогресса”, когда цикл полного обновления основных производственных фондов составляет в среднем около 7 лет; устойчивость макроэкономической конкурентоспособности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать