Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики;
- концепция программы социально - экономического развития страны на среднесрочную перспективу;
- макроэкономическая политика;
- институциональные преобразования;
- инвестиционная и структурная политика;
- аграрная политика;
- экологическая политика;
- социальная политика;
- региональная экономическая политика;
- внешнеэкономическая политика.
Еще один важный метод государственного регулирование экономикой - планирование. Оно осуществляется путем разработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Планы представляют собой документы, в которых в форме заданий и показателей отражены основные цели намеченных преобразований по развитию экономики страны. Они могут носить директивный и индикативный характер.
В системе управления и регулирования планирование должно быть представлено как система управления качеством, как государственное регулирование социальными процессами, социально - экономические оценки эффективности, система экономических и социальных нормативов, балансовые методы, линейное программирование, теория и модели оптимизации, государственное регулирование макропропорций, структуры воспроизводства, цен, внешнеэкономических отношений и связей.
В России долгое время наблюдался застой в теории и практике
совершенствования самих принципов построения, обновления планирования.
Основные причины такого положения обусловлены следующим:1
- догматизм принципов огосударствления средств производства и всеобщей
централизации планового управления народным хозяйством предопределял
ощутимый барьер между формами собственности в их взаимодействии .
Планирование государственной, колхозно - кооперативной собственности и
собственности общественных организаций велось на основе единых директивных
принципов.
- ошибочность противопоставления плановых и рыночных отношений в процессах производства, распределения и потребления продукта вела к деформации системы экономических отношений, связей, ценообразования, ослаблению интересов и стимулов в хозяйственной практике.
- политэкономическая формула отрицания или поиска особого характера товарно- денежных отношений при социализме ослабляла ценовую и финансово - денежную системы в обслуживании социально - экономических процессов и не могла получить реального отражения в научном обосновании теории, методологии планирования.
- догматизированный принцип опережающего роста производства над предметами конечного потребления в сочетании с принципом опережающего роста потребностей противодействовали методологической основе научности планирования - сбалансированности всех элементов производства, распределения, потребления;
- валовой подход к оценке динамики развития народного хозяйства акцентировал внимание управляющих структур на количественных, а не качественных показателях укрепления экономики и государства, что означало выбор фондоемкого, материалоемкого, экстенсивного типа развития, недооценивавшего науку, новую технику и технологию. Этим предопределялось снижение фактора темпов и эффективности развития народного хозяйства в конечном итоге - потеря реальных возможностей плановой экономики и общественной системы в целом.
В условиях современной рыночной экономики государство не может не планировать собственную деятельность касательно:
- установления и взимания налогов на производство и оборот товаров, доходы и имущество юридических и физических лиц, на использование природных ресурсов;
- осуществления бюджетных расходов на содержание госаппарата, закупки продукции для госнужд, помощь отраслям, регионам и иностранным государствам, на поддержку отдельных категорий граждан;
- привлечения , погашения и обслуживания госзаймов;
- приобретения, продажи и использования госимущества;
- деятельности госпредприятий.
Индикативное планирование. Существует несколько подходов к определению понятия индикативного планирования, акцентирующие относительно различные его стороны и функции и опирающиеся на опыт разных стран:1
1. Индикативное планирование - это макропланирование при
самостоятельности предприятий. Подобное понимание близко к трактовкам
народнохозяйственного планирования в условиях полного хозрасчета в
“позднем” СССР, а также к следующей современной интерпретации:
“Индикативное планирование - это процесс формирования системы параметров,
характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее
государственной социально - экономической политике, и установление мер
государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью
достижения указанных индикаторов”; “Индикативное планирование означает, что
государство в интересах всей нации, с учетом потребностей регионов, а также
субъектов рынка разрабатывает проекты экономического развития всего
народного хозяйства (в том числе частного сектора) ; устанавливает
конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и
обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым мотивируется
заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так
и субъектов Федерации в реализации проектов, важных для общества в целом”.
2. Индикативное планирование - ориентирование частных предприятий на
выполнение задач, формулируемых государством. Основная функция
Индикативного планирования - информационно - ориентирующая, по сути
выступающая и как мотивационная.
3. Индикативный план содержит обязательные задания для государства и
госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикативный план,
подстраиваясь под планы самого мощного “игрока” в рыночной системе -
государства, даже если это для них необязательно. Соответственно
государственный план переходного периода предлагается трактовать как
“систему показателей, реализующих централизованное управление и косвенное
регулирование различных секторов экономики, прежде всего государственного.
Она включает в себя как ориентирующие показатели, имеющие лишь
информационное значение для предприятий, отраслей и республик, так и
директивные показатели - государственный заказ (важнейшая форма
централизованного руководства, содержащая задания по межотраслевым и
межреспубликанским поставкам продукции), лимиты, экономические регуляторы
включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы).
4. Индикативное планирование - механизм координации действий и
интересов государства и других субъектов экономики. Речь идет о том, что
помимо информационного значения такое планирование выполняет
координационную роль, т. е. предполагает согласование деятельности
“центра”, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки
последними их производственно - хозяйственных программ. Правительство
воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и
обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. В
результате обмена планами и информацией между правительством и частными
предпринимателями должна выявиться схема экономического роста, включающая
те проекты, которые по линии правительственных организаций являются взаимно
совместимыми.
Объединяя вышеизложенные подходы, индикативное планирование можно
определить как механизм координации интересов и деятельности
государственных и негосударственных субъектов управления экономикой,
сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным ее
саморегулированием, основанный на разработке системы показателей
(индикаторов) социально - экономического развития и включающий определение
его общенациональных приоритетов, целеполагание , прогнозирование,
бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры
согласования решений на макро- и микроуровне, налоговые и иные меры
государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации
плана ( под негосударственными носителями экономического управления
понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы
корпораций, финансово - промышленных групп и других хозяйствующих единиц,
саморегулируемые организации участников рынков и т. д. ).
Вертикальная интеграция. Западные специалисты так интерпретируют это
понятие: Вертикальная интеграция - это производство и продажа большинства
минеральных ресурсов, таких как нефть, медь, олово, никель и алюминий,
обычно контролируемое олигополией из вертикально интегрированных
многонациональных корпораций, которые выступают одновременно основными
производителями и основными потребителями минеральных ресурсов.
Характеризуя это понимание, выделяют несколько принципиальных моментов:1
- интеграцию добывающего и обрабатывающего комплексов;
- возникновение олигополий в составе крупнейших ТНК;
- обеспечение конкурентного преимущества в виде гарантированных снабжения и сбыта;
- подрыв высоко - интегрированными странами эффективности национализации “отсталого” в сырьевых, дезинтегрированных;
- поддержание во всемирном хозяйстве полярности “сырье - технологии”,
“экономика сырья - экономика технологий”
- закрепление неоколониальной зависимости (основа которой - технологическая зависимость, деиндустриализация).
При этом вертикальная интеграция обеспечивает не только корпоративные , но и макроэкономические преимущества. В их числе: организационно - экономическое единство добывающего и обрабатывающего секторов экономики, рост степени пропорциональности их работы; существенное расширение промежуточного спроса: на средства производства, продукцию инновационного и инвестиционного назначения, научно - исследовательские и технологические разработки; снижение инфляционного потенциала экономики; оптимизация пропорции между производством конечной и промежуточной продукции; сокращение непроизводительных потерь топливно - энергетических и материальных ресурсов; развитие технологий с растущим замещением первичных ресурсов вторичными, неэкологических технологий - экологическими; регулирование промежуточных цен в зависимости от уровня конечных; перенос доходообразования и, соответственно, налогообложения с реализации промежуточной на реализацию продукции и услуг конечного спроса; превращение качества продукции в фактор экономии корпоративных и народнохозяйственных издержек; расширение границ экономической эффективности высоких технологий и новой техники; увеличение макроэкономической конкурентоспособности на основе улучшения качества и сокращения народнохозяйственных издержек конечной продукции; продвижение к экономике с “нулевой инфляцией”; постепенное становление нового макроэкономического регулятора: нормы общекорпоративного и, далее, народнохозяйственного дохода вместо нормы прибыли; удержание экономики в “интервале прогресса”, когда цикл полного обновления основных производственных фондов составляет в среднем около 7 лет; устойчивость макроэкономической конкурентоспособности.