Неэластичный. Если спрос неэластичен , уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки . Небольшое расширение продаж , которое произойдет в этом случае , окажется недостаточным для компенсации снижения выручки , получаемой с единицы продукции .
Единичная эластичность. В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений . Потеря выручки , вызванная снижением цены , будет в точности компенсирована расширением продаж . И наоборот , прирост выручки , полученный благодаря росту цены , будет в точности компенсирован потерей выручки , вызванной сокращением спроса .
Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий спроса . Спрос с абсолютной эластичностью графически будет выглядеть как горизонтальная линия , а абсолютно неэластичный спрос - как вертикаль.
P P d
d
0 Q 0 Q
Помимо словесного заключения об эластичности или , наоборот , неэластичности спроса часто бывает необходимо дать количественную оценку этой характеристике спроса . Степень эластичности спроса по цене измеряется при помощи коэффициента прямой эластичности :
процентное изменение объема спроса Q P
Е = = : =
процентное изменение цены Q P
(Q -Q ) (P -P )
= :
Q P
В случае линейного вида функции спроса независимо от наклона к координатным осям эластичность будет различной на разных участках .
При одинаковых абсолютных изменениях цен( Р) на всем протяжении линии d одинаковыми будут и изменения объема спроса Q
( Q ).,т.е. - const
P
Однако процентные изменения цен и объема спроса будут разными . В верхней части графика абсолютная величина эластичности спроса будет больше 1, приближаясь к бесконечности в точке Р . В нижней части графика все наоборот . Только в середине графика в точке N , эластичность спроса будет равна 1.
Кроме эластичности спроса по цене товара существуют другие виды эластичности спроса , то есть зависимость его от других факторов. К ним прежде всего относится эластичность спроса по доходу . Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя , отрасли , рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода . Следующий вид эластичности спроса - перекрестная эластичность . Эта эластичность показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-то товар от процентного изменения цены на какой-то другой товар .
А сейчас перечислим факторы ,оказывающие влияние на эластичность спроса :
1.Наличие на рынке товаров-заменителей.
Вообще говоря , чем больше хороших заменителей товара предлагается на рынке потребителю , тем эластичнее спрос на него . С другой стороны чем их меньше , чем их полезные свойства хуже свойств и характеристик данного товара тем эластичность меньше. Также стоит отметить ,что эластичность спроса на продукт зависит от того , насколько узки рамки этого продукта. (Спрос на машинное масло Мобил является более эластичным , чем спрос на машинное масло вообще , но хорошего заменителя масла как такового не существует).
2.Универсальность использования товара. Чем специфичней продукт и его характеристики , тем ниже эластичность спроса на него (инсулин).
3.Фактор времени . Вообще говоря , спрос на продукт тем эластичнее , чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том , что потребитель , как человек , имеет привычки .
4.Доля расходов в бюджете на данный товар . Чем большее место в бюджете занимает данный товар , при прочих равных условиях , тем выше будет эластичность спроса на него . Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета , то изменение цен на него обычно мало влияет на потребительский спрос .
5.Уровень доходов потребителя . Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с различным уровнем дохода также неодинакова.
6.Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у товаров , которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми .
7.”Неоткладываемость” в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары ,потребление которых не может быть отложено на другой срок , крайне низкая.
Теперь обратимся к эластичности предложения. Как и спрос , количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего - рыночной цены товара . Эластичность предложения , как и эластичность спроса , колеблется в пределах от 0 до бесконечности . Важнейшим фактором , влияющим на эластичность предложения , является количество времени , имеющегося в распоряжении производителя , для того , чтобы отреагировать на изменение цены продукта . Вообще говоря, следует ожидать, что чем больше по продолжительности время , которым обладает производитель , для того ,чтобы приспособиться к данному изменению цены , тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения .
Различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения. Вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному предложению , горизонтальная , наоборот ,- абсолютно эластичному. Как и в случае со спросом для характеристики эластичности предложения , важны не столько абсолютные изменения цены и объема предложения , сколько их процентные изменения . Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция предложения , проходящая через начало координат , независимо от наклона к осям .
В принципе же на верхнем участке кривой предложения эластичность меньше 1 , но больше 0 . На нижнем , наоборот , эластичность больше 1 .
Помимо цены и времени на эластичность предложения влияют другие факторы :
· цены других товаров(ресурсов).Этот фактор подразумевает перекрестную эластичность предложения.
· уровень достигнутого использования ресурсов . Подразумевает то, что если нет резервов : людских , материальных и др., то возможности реагирования предложения весьма ограниченны .
· степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей .
· технологические особенности налаживания производства определенного товара .(Постройка судов , хлебопечение)
5.ВЫВОДЫ
Понятие эластичности , особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к ценовой политике производителей.
При установлении цены на свой товар , а также при определении ценовых надбавок или скидок , производитель должен улавливать те изменения , которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар . Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения , это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка . Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений .
Проанализируем взаимосвязь дохода и эластичности спроса на условном примере продажи продукции (йогурт).
Величина общей выручки(дохода) определяется как TR=P*Q,
где TR - общая выручка .
Представим рыночную ситуацию графически.
На рисунке видно , что при снижении цены до уровня в точке D с координатами P=4 , Q=7 , общая выручка постепенно увеличивается , так как уменьшение цены компенсируется приростом продаж . После прохождения точки D размер выручки будет падать . Сведем данные по основным показателям в таблицу .
Цена |
Объем спроса |
Эластичность |
Общая выручка |
тыс руб |
тонн |
|
тыс руб |
10 |
1 |
5 |
10 |
8 |
2 |
4 |
16 |
6 |
4 |
2,25 |
24 |
4 |
7 |
0,86 |
28 |
2 |
10 |
0,4 |
20 |
На основе табличных данных можно сделать следующие выводы. При эластичном спросе с уменьшением цены общая выручка , об этом упоминалось выше , увеличивается(уменьшается). То есть мы пришли к выводу , что связь между ценой и выручкой обратно пропорциональная. Если спрос неэластичный , между ними возникает прямая зависимость . Единичная эластичность не меняет величину дохода . Эту экономическую взаимосвязь должен учитывать каждый производитель , чтобы манипулировать ценами , не нанося ущерба своим доходам .
А теперь рассмотрим некоторые варианты практического применения концепции эластичности .
Героин и уличная преступность.
Тот факт , что спрос наркоманов на героин крайне неэластичен , создает своеобразные проблемы для борьбы за соблюдение законности . Обычный метод , применяемый для сокращения потребления героина, заключается в ограничении поставок в страну. Чтобы сделать наркотик менее доступным, создаются препятствия на его пути в страну. Однако, что произойдет если такая политика окажется успешной ? При крайне неэластичном спросе уличная цена возрастет в несколько раз , тогда как количество наркотика сократится лишь незначительно. С точки зрения наркодельцов, это будет означать рост доходов и прибылей.
С точки зрения наркоманов-увеличение суммарных расходов .
Поскольку существенная часть денег , затрачиваемая наркоманами , извлекается из преступной деятельности, количество такого рода преступлений возрастет по мере роста цены на наркотик. Таким образом , стремление правоохранительных органов поставить под контроль распространение наркомании может привести к росту количества преступлений , совершаемых наркоманами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебник “Микроэкономика” под редакцией Е.Б.Яковлевой
“Экономикс” Р.Макконелл, Л.Брю
“Основы маркетинга” Филипп Котлер
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ
2.СПРОС (понятие, величина, факторы)
3.ПРЕДЛОЖЕНИЕ(понятие, величина, факторы)
4.ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
5.ВЫВОДЫ (ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ)