Невидимая рука рынка и совершенная конкуренция
Санкт - Петербургский Государственный
Университет Экономики и Финансов
Кафедра общей экономической теории
Реферат по общей экономической теории
Тема: «Невидимая рука» рынка и совершенная конкуренция
Выполнила: студентка
Лапшина Ольга Вадимовна
Группа № 151
Научный руководитель:
Бондаренко Аза Анатольевна
Санкт - Петербург
2002 год
План
1. Введение
2. Определение конкуренции и «невидимая рука» рынка
3. Условия возникновения совершенной конкуренции
4. Спрос на продукт фирмы
5. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
6. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
7. Предложение отрасли в долгосрочном периоде
8. Совершенная конкуренция и общественная эффективность
9. Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции.
10. Заключение
Введение
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной
экономики перед экономикой с централизованным планированием, является
конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и
поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный
экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет
условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат
надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.[1]
Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи
возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и
интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных
конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках. Итак, рассмотрение
категории «конкуренция» представляет интерес для меня, прежде всего потому,
что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной
экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и
все процессы, связанные с ней (демонополизация) новы для России и потому их
изучение для нас важно и актуально.
§1. Определение конкуренции и «невидимая рука» рынка.
Слово "конкуренция" пришло в лексикон экономистов из обиходной речи, и
на первых порах оно употреблялось весьма вольно, с не устоявшимся смыслом.
Постепенно смысл этого слова уточнялся, становился все более и более
определенным. Конкуренция вошла в круг основных понятий экономической
теории.
И все же конкуренция долгое время трактовалась нестрого, как нечто очевидное в своей непосредственной данности. До 1870-х гг. ее сколько- нибудь глубокого и систематического осмысления просто не было. Лишь последующие десятилетия принесли теоретический образ (модель) конкуренции, а к началу 20-х гг. XX столетия эта модель сложилась в окончательном виде и нашла свое место в экономической науке.
О конкуренции написано и опубликовано достаточно много научных работ, в
каждой из которых даются те или иные определения этого понятия. Для
литературы советского периода характерно отрицательное отношение к
конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма
экономического соревнования частных товаропроизводителей». В более поздней
отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально
противоположное – вместо отрицательных определений появились определения в
превосходных степенях. «Конкуренция оказывает наиболее благоприятное
влияние на развитие предпринимательства. При ней в более полной мере
используются рассеянные в обществе знания и осуществляется их рыночный
отбор для развития производства – в конкуренции выживают и реализуются те
из них, которые дают наибольшую эффективность». В современной
микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка.
Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В
зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются
различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное
поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается
не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от
поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов
«конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин
«соперничество» относится к действительному поведению, тогда как термин
«конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой
для предсказания поведения на определенном рынке. Поведение экономических
агентов может иметь характер соперничества лишь при олигопольном строении
рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока. С
другой стороны, поведение монополиста или полиполиста (участника рынка
совершенной конкуренции) не может характеризоваться как соперничество,
поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических
субъектов ничтожно мала.
Соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных мерах по продвижению их на рынок и т.п. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время не могут быть названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где явное соперничество отсутствует. Таким образом, различие конкуренции и соперничества возникло лишь с развитием теории строения рынка. Экономисты-классики не различали этих понятий, говоря просто о конкуренции. Но, говоря о свободной конкуренции, они, прежде всего, имели ввиду соперничество. Рынок - продажи однородного товара и его ближайших субститутов.
Существует три подхода к определению конкуренции.
Первый подход определяет конкуренцию как состязательность на рынке.
Такой подход характерен в основном для отечественной литературы, изучавшей
конкуренцию только теоретически и только по работам зарубежных экономистов.
Второй подход рассматривает конкуренцию как неотъемлемый элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение на рынке. Этот подход характерен для классической экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка и позволяет выработать критерии и подходы, обеспечивающие государственное вмешательство в ход конкуренции на рынках.
Первый подход основывался на понимании конкуренции как соперничества
за достижение лучших результатов на каком либо поприще и был характерен для
начальной стадии научных исследований. Именно подобная формулировка
конкуренции была выдвинута основоположником экономической науки А. Смитом.
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривалась как
неотъемлемый элемент рыночного механизма. Конкуренция - это та самая
«невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.
«Каждый индивидуум по необходимости работает для того, чтобы отдать
обществу такой ежегодный доход, на который он способен. В целом он, однако,
не пытается реализовать свой общественный интерес и не знает, насколько он
его реализует… Он стремится только к своей собственной выгоде, и в этом,
как и во многих других случаях, им движет невидимая рука, обеспечивающая, в
конце концов, результат, о котором он и не думал». [2] «Дергая» за ниточки
марионеток-предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в
соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно
вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции.[3]
«Невидимая рука» - желание фирм и поставщиков ресурсов получить наибольшую
выгоду на конкурентных рынках с целью наилучшего обеспечения интересов
общества в целом (максимального удовлетворения потребностей). Это выражение
принадлежит Адаму Смиту. Оно отражает тождество частных и общественных
интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, преследующие собственные выгоды и
действующие в условиях острой конкурентной борьбы, одновременно
способствуют достижению общественных интересов. Концепция «невидимой руки»
состоит в том, что когда фирмы и предприниматели максимизируют свою
прибыль, общественный продукт также максимизируется.[4]
К реальной хозяйственной жизни страны принцип Адама Смита, как и всякий принцип вообще, применим с оговорками, которые зависят от ее конкретных условий. В истории каждой развитой страны бывали периоды, когда эти условия настолько деформировали экономику, что возникали сомнения в правильности самого принципа "невидимой руки". Например, во второй половине прошлого века в хозяйстве западноевропейских стран произошли изменения, которые Адам Смит не предвидел, да и не мог предвидеть. Во-первых, появилось много крупных предприятий, которые часто превращались в монополии. Во-вторых, что еще более важно, в результате изменения технологии производства предприятия стали более взаимозависимыми и испытывали мощные одновременные подъемы и спады. Оба эти явления усиливались, и Карл Маркс, уловив их зарождение и быстрое развитие, сделал свои знаменитые предсказания об увеличении размаха подъемов и кризисов, обнищании трудящихся и грядущем крахе рыночной системы. В двадцатых годах нынешнего века процесс монополизации в западных странах начал постепенно затихать из-за того, что во многих отраслях крупные предприятия оказывались неконкурентоспособными, а также из-за принятых против них законов. В результате в наши дни влияние монополий в хозяйстве этих стран в целом не нарушает принцип "невидимой руки". Что же касается взаимозависимости предприятий, то после великого кризиса 1929-1933 гг. был найден способ управлять всей экономикой через государственные финансы, позволяющий уменьшить колебания и избегать кризисов. Честь этого открытия принадлежит другому великому экономисту Джону Кейнсу, экономическая yтеория которого, увидевшая свет в 1936 г., стала теоретическим фундаментом процветания западных стран после кризиса начала 30-х годов. Таким образом, к середине нашего века принцип "невидимой руки" занял еще более прочное положение и в экономической науке, и в управлении хозяйством.[5]
Изучая деятельность фирм, экономическая наука обнаружила, что наиболее последовательно фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности лишь в ситуации «совершенной конкуренции».
Основоположником основ теории совершенной конкуренции считается А.
Маршалл: «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в
том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или
покупке чего-либо». А.Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как
представляется, понимал не только конкурентного потребителя, но и любой
другой субъект рынка. Этот термин нередко использовался как синоним
свободной конкуренции. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень
организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности
из наличных ресурсов и технологий. Ресурсы эффективно распределяются и в
сфере производства, и в сфере потребления. Фирмы выпускают такой набор
продукции, который является наиболее предпочтительным, полезным для
потребителя, а издержки производства становятся минимальными.[6]