Именно это несет изменения в характере и содержании труда всех слоев рабочего класса и производственной интеллигенции.
В настоящее время коренной вопрос экономической стратегии заключается в кардинальном ускорении научно-технического прогресса. Что бы решить эту задачу общество взяло курс на всемерную интенсификацию производства, структурную перестройку экономики, внедрение эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. Крупномасштабные изменения в отраслевой структуре народного хозяйства, в долгосрочной инвестиционной политике государства приводят к сдвигам прежде всего в характере и содержании общественного труда. В то же время развитие технической вооруженности предприятий, переход к технологическим нововведениям (внедрение микропроцессоров, роботизированной техники) сказывается на содержании индивидуального труда, и изменения затрагивают не только его вещественные, но и живые (самих работников) компоненты.
Превращение работника в подлинного хозяина средств производства и результатов труда создает объективную основу для наиболее рационального ведения хозяйства. В новых экономических условиях вырастают требования к качеству рабочей силы. Единственным источником роста благосостояния становятся высокое профессиональное мастерство, творческая самоотдача в труде.
II. Показатели уровня жизни населения.
Уровень жизни – уровень потребления населением материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах на данной ступени развития общественного производства. Отражает благосостояние населения и характеризуется системой количественных и качественных показателей: объемом реальных доходов на душу населения, уровнем и структурой потребления продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления, ставок квартирной платы, тарифов коммунальных и транспортных услуг, продолжительностью рабочего дня и рабочей недели, жилищными условиями, объемом выплат и льгот из общественных фондов потребления, уровнем образования, медицинского обслуживания, средней продолжительностью жизни и другими.
Политическая и экономическая реформа современной России предполагают и реформу социального управления. Необходимый фундамент такого управления – наличие социальных нормативов или общественно признанных стандартов уровня и качества жизни. Есть множество определений социальных нормативов, но они все сходятся в двух моментах. Во-первых, в какой бы форме они не выступали, подобные нормативы ценны для общества тем, что отражают степень удовлетворения личных потребностей населения; во-вторых, они являются незаменимым инструментом воздействия общества на потребление.
Традиционно в качестве социальных нормативов рассматривались научно обоснованные нормы питания, которые затем переросли в нормативные потребительские бюджеты, определяющие границы социального минимума.
Бюджет прожиточного минимума населения представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Бюджет прожиточного минимума исходит из общественно признанных на данном этапе состава и размеров потребления на уровне минимума материальной обеспеченности, который определяет минимальные размеры доходов, исходя из минимально необходимых условий нормального воспроизводства рабочей силы, удовлетворения ее материальных и культурных потребностей. По стоимостной оценке минимально необходимых в тот или иной период потребностей в потребительских благах и услугах можно определить стоимость материального обеспечения групп населения, которые располагают наименьшими доходами.
Разработкой бюджета прожиточного минимума населения в нашей стране занимаются НИИ Труда, Госкомстат РФ, Госкомтруд РФ.
В методике НИИ Труда, бюджет прожиточного минимума рассчитывается для семьи, состоящей из четырех человек (двое взрослых и двое детей – до 6 и 13 лет), по физиологически обоснованным нормам питания, нормам потребления промтоваров, общественно необходимым затратам на оплату услуг. Цены берутся минимальные, добавляются мелочи, а алкоголь исключается.
В России бюджет прожиточного минимума составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непроизводственные товары в бюджете прожиточного минимума включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. Так же включены расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура бюджета прожиточного минимума: питание - 46,1%, непродовольственные товары – 39%, услуги – 13,2%, налоги и сборы – 2,7%.
В настоящее время картина иная, снизилась доля непродовольственных
товаров, возросли налоги и другие платежи. Вот что показывает расчет
Всероссийского центра уровня жизни:
Таблица 1
Структура бюджета прожиточного минимума в среднем по России (по состоянию на март 1997 года; в % к итогу)
|Статья расходов |на душу |(Трудос|(Трудос|Пенсионер|(Дети) |(Дети) |
| |населени|пособно|пособно|ы |до 6 лет|7-15 лет|
| |я |е) |е) | | | |
| | |мужчины|женщины| | | |
|Питание |59,4 |58,5 |55,2 |67,9 |55,5 |74 |
|Непродовольственн|22,2 |19,7 |21,8 |24,8 |30 |20,3 |
|ые товары | | | | | | |
|Услуги |11,1 |12,2 |13,4 |7,3 |14,5 |5,7 |
|Налоги и др. |7,3 |9,6 |9,6 |_ |_ |_ |
|платежи | | | | | | |
Из данных Госкомстата РФ явствует, что 21% населения России – почти 72 млн. человек – имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума. Его величина характеризуется следующими данными:
Таблица 2
Изменение величины прожиточного минимума в 1997-1998 годах; в руб. в месяц.
|Период |Все |Трудоспособн|пенсионеры|дети |соотношение |
| |население|ое | | |среднедушевого|
| | | | | |денежного |
| | | | | |дохода и |
| | | | | |прожиточного |
| | | | | |минимума, % |
|1997 г. | | | | | |
|январь |394 |443 |277 |397 |203,3 |
|февраль |404 |454 |285 |408 |202,2 |
|январь-феврал|399 |448 |281 |403 |202,7 |
|ь | | | | | |
|1998 г. | | | | | |
|январь |418 |468 |296 |422 |194,2 |
|февраль |424 |477 |299 |429 |199,1 |
|январь-феврал|421 |473 |297 |425 |196,7 |
|ь | | | | | |
Прожиточный минимум можно считать красной чертой для измерения бедности, оказавшись за которой человек не может обеспечить на свой доход даже самые насущные потребности, минимально необходимые для сохранения здоровья и своей жизнедеятельности, особенно в продуктах питания.
Методика расчета 1992 года делала упор на минимальную продуктовую
корзину, обеспечивающую хотя бы выживание человека при резком взлете
отпущенных на свободу цен. Предполагалось, что инфляция будет
непродолжительной и население сможет обойтись своими запасами одежды,
белья, обуви. В основе минимальной продовольственной корзины лежит набор из
19 основных продуктов питания, который рассчитывается из годовых норм
потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста. В набор в
расчете на год входят: хлеб (178,7 кг), пшено (18,1 кг), вермишель (7,3
кг), сахар (24,8 кг), масло растительное (10 кг) и животное (3,6 кг),
говядина (42 кг), колбаса вареная (2,2 кг) и полукопченая (1.1 кг), молоко
(184,3 л), картофель (146 кг), капуста свежая (29,8 кг), лук репчатый (10,2
кг), яблоки (11 кг) и сигареты (96 пачек).
По состоянию на 10 февраля 1997 года стоимость набора из двадцати пяти основных продуктов составила в расчете на месяц 234,6 тыс. неденоминированных рублей. Стоимость минимальной продовольственной корзины постоянно меняется:
Таблица 3
Индекс потребительских цен и динамика стоимости набора (в %) 1997 г.
К предыдущей дате регистрации цен среднесуточный прирост
| |27.янв |03.фев |10.фев |За период|январь |февраль |
| | | | |с начала | | |
| | | | |месяца | | |
|Индекс |100,7 |100,5 |100,4 |100,5 |0,073 |0,055 |
|потребительских | | | | | | |
|цен (оценка) | | | | | | |
|Стоимость набора |101,4 |110,8 |100,8 |101,2 |0,135 |0,117 |
|из 25 основных | | | | | | |
|продуктов питания| | | | | | |
Таблица 4
Изменение средних цен на основные продукты, входящие в минимальную продовольственную корзину (%)
К
предыдущей дате регистрации цен
| |27.01.97. |03.02.97. |10.02.97. |
|Контрольная стоимость |101,1 |101,3 |100,3 |
|необходимого | | | |
|продовольственного набора | | | |
|Хлеб ржано-пшеничный |100,5 |100.2 |100,8 |
|Хлеб пшеничный |102 |99,9 |100,5 |
|мука пшеничная |100,4 |99,9 |100,1 |
|Рис |100,3 |100 |100,1 |
|Пшено |100,7 |100,1 |100,1 |
|Вермишель |101,2 |100,1 |100,2 |
|Картофель |102,5 |101,4 |100,7 |
|Капуста (свежая) |104,5 |104,1 |103,5 |
|Морковь |102,8 |102,3 |101,8 |
|Лук (репчатый) |104,3 |102,5 |103 |
|Яблоки |101.5 |101,1 |101,3 |
|Сахар |100,3 |99,7 |100,1 |
|Говядина |100,4 |100,3 |100,5 |
|Мясо птицы |100,7 |100,6 |100,7 |
|Колбаса вареная |100,7 |100,3 |100,3 |
|Колбаса полукопченая |100,6 |100.2 |100,4 |
|Рыба мороженная |100,7 |100.3 |100,5 |
|Молоко |101.1 |100,8 |100,7 |
|Сметана |101,1 |100,7 |100,4 |
|Масло животное |100.6 |100,1 |100,4 |
|Творог |101,2 |100,7 |100,9 |
|Сыр |101,4 |101 |101,1 |
|Яйца |101 |101 |100,5 |
|Маргарин |100,4 |100,1 |100,3 |
|Масло растительное |100,5 |100 |100 |
Одним из наиболее важных показателей уровня жизни населения является минимальный размер оплаты труда. В России этот показатель действует с 1991 года и периодически пересматривается.
На сегодняшний день действует федеральный закон от 9 января 1997 года
N 6Ф3 «О повышении минимального размера оплаты труда», в котором Статья N 1
гласит: «Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 1997 года в
сумме 83490 рублей в месяц». Или 83,5 рублей деноминированных (1998 г.).
Определение гарантированного минимума оплаты труда является наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой.
В России никого не может удовлетворить существующий минимальный уровень оплаты труда: 83,5 рубля, или 7 процентов среднемесячной заработной платы, или 18 процентов прожиточного минимума. Такое соотношение сохраняется с декабря 1993 года.
Однако острота этой проблемы постоянно снижается, так как численность
работников, получающих минимальную оплату труда, незначительна: по данным
Госкомстата России, в конце 1997 года они составляли 1,1 процента. Даже в
таких отраслях, как сельское хозяйство. Легкая промышленность, культура и
искусство, доля этих работников не превышает 2 - 3 процентов. Она не
оказывает существенного влияния на общий уровень заработной платы во
внебюджетной сфере, где работает 75 процентов занятого населения. Тарифные
ставки 1-го разряда (или минимальные ставки оплаты труда), предусмотренные
в отраслевых соглашениях на 1997 и 1998 года, значительно выше 83,5 рублей
и составляет в основном 200 - 400 рублей.