Обоснование инновационных затрат предприятия для достижения конкурентоспособности продукции
[pic]
КОНСОРЦИУМ ПО ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
МЕНЕДЖМЕНТ
РЕФЕРАТ
ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
(Управленческий учет)
Группа 3.1
Автор: Комиссар О.Н.
Руководитель: Лаврухина Н.В.
Калуга-1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1. ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
ПРОДУКЦИИ………………………………………………………………..3
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ …………5
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОСВАИВАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ …….…………………….……..…………12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………18
ВВЕДЕНИЕ
Современный мировой уровень технического прогресса характеризуется настолько высоким уровнем технологий, материалов и оборудования, что на сегодня практически не существует технических проблем создать товар, удовлетворяющий любым потребностям даже самого изысканного потребителя. По степени овладения новыми технологиями производителей можно разделились на две больших группы. Первая группа характеризуется применением технологий, уровень которых определяется минимально потребным уровнем для производства стандартных качественных товаров. Вторая группа обладает высокими технологиями, позволяющими осваивать и производить уникальные высококачественные товары с принципиально новыми, ранее недостижимыми свойствами. Между этими группами товаров конкуренция невозможна.
В данной работе рассмотрены вопросы инновационных затрат, связанных с
созданием и освоением новой продукции второй группы производителей.
Показана связь инноваций с обеспечением конкурентоспособности продукции.
Проанализированы способы ее оценки на этапах выбора типа новой продукции,
параметров ее улучшения и обоснования необходимости инновационных затрат.
1. ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Выбор наиболее подходящей стратегии конкуренции зависит от того, какими
возможностями располагает предприятие. Если оно обладает устаревшим
оборудованием, невысоко квалифицированными работниками и нет интересных
перспективных технических новинок в запасе, но зато не слишком высока
заработная плата и прочие затраты на производство, то наиболее подходит
стратегия ориентации на минимизацию издержек с целью получения
качественного товара с традиционными потребительскими свойствами.
Единственным достоинством такого товара является его низкая стоимость.
Такой подход для достижения конкурентоспособности является ненадежным, т.к.
доходность продукта полностью зависит от внешних условий. Появление на
рынке конкурентного товара с более низкой ценой заставляет проводить
дополнительное ее снижение, что уменьшает доход предприятия, а с другой
стороны имеет естественные ограничения, ниже которых цена не может быть
снижена.
Если конкурентное преимущество достигнуто за счет выпуска на рынок уникальной продукции, основанной на собственных конструкторских разработках, то для уничтожения такого преимущества конкурентам надо либо разработать аналогичную продукцию, либо придумать что-то лучшее, либо заполучить эти секреты с наименьшими затратами. Все эти пути требуют больших затрат, усилий и времени у конкурента . Это означает, что на некоторое время фирма оказывается в лидирующем и недосягаемом положении – т.е. она устойчиво конкурентоспособна.
Все это справедливо и применительно к уникальным технологиям, "ноу-хау" и специалистам. Их трудно воспроизвести. При этом достигается еще одно очень важное преимущество на рынке – репутация фирмы. Это преимущество достигается с большим трудом, очень медленно и требует крупных затрат на ее поддержание. По этой причине известные компании при обнаружении малейших дефектов в продукции проводят их бесплатное для потребителя устранение или замену товара на качественный. Ими движет желание сохранить доброе имя фирмы на рынке продукции, а не только опасение перед возможными убытками от иска потребителя.
Принимая всё это во внимание, следует признать самыми надежными стратегиями обеспечения конкурентоспособности: уникальность и лидерство качества и выборочная специализация.
Освоение новой продукции связано с дополнительными затратами,
связанными с разработкой технологии и нормативно-технологической
документации, изготовлением приспособлений и оснастки. Кроме того
производство первых изделий как правило связано с повышенными расходами
материалов, увеличенной трудоемкостью производственных операций. По мере
совершенствования и отработки технологии и самого изделия величина этих
затрат существенно снижается и достигает нулевого значения. В этом случае
общие затраты состоят только из затрат, необходимых непосредственно для
выпуска продукции. С этого момента начинается серийной производство товара
(рис. 1).
Рис. 1. Изменение текущих затрат в период освоения новой продукции
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Оценка новой продукции предприятия основывается на сравнении
характеристик анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении
их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать
те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке.
Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры
параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя.
Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы:
1) параметров качества (технических);
2) экономических параметров.
К группе технических относятся параметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения. К ним относятся:
- параметры назначения;
- эргономические параметры;
- эстетические параметры;
- нормативные параметры.
Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления.
Параметры назначения подразделяются на:
( классификационные параметры, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу и используемые при оценке только на этапе выбора области применения продукции и товаров - конкурентов, они служат базой для последующего анализа и в дальнейших расчетах не участвуют. Например, пассажировместимость самолета, скорость и высота полета;
( параметры технической эффективности, характеризующие прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции. Например, долговечность безотказной работы, срок эксплуатации до первого ремонта, удобство технического обслуживания или ремонта во время эксплуатации;
( конструктивные параметры, характеризующие основные проектно - конструкторские решения, использованные при разработке и производстве изделия. Примером могут служить: состав крыла самолета (входящие в него детали), габаритные размеры, конструктивные особенности (люки, встроенные топливные баки, система механизации) материалы, аэродинамический профиль, вес. Отдельные параметры также могут служить целям классификации.
1.2.2.3. Эргономические параметры, характеризующие продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические, свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);
Эстетические параметры, характеризующие информационную выразительность
(рациональность формы, целостность композиции, совершенство
производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), они
моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние
свойства, которые являются для потребителя наиболее важными, они
ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;
Нормативные параметры, характеризующие свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается сбывать (параметры патентной чистоты, характеризующие степень воплощения в продукции технических решений и не подпадающих под действие патентов, выданных в странах предполагаемого сбыта, экологические параметры, параметры безопасности, по которым для данного рынка установлены обязательные действующие требования международных, национальных стандартов, технических регламентов, норм, законодательства).
К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя
(цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также
условиями ее приобретения и использования на конкретном рынке.
Полные затраты потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты.
Единовременные затраты представляют собой затраты по приобретению
продукции (цена продукции), транспортировка, таможенные сборы и расходы,
затраты на наладку, пробный пуск, если они не включены в цену продукции.
Иногда это расходы на сооружения, необходимость в которых обусловлена
требованиями эксплуатации или потребления продукции.
Затраты на транспортирование состоят из затрат на погрузку и разгрузку, доставку, страхование в пути, расконсервацию, хранение, обслуживание продукции при доставке.
Затраты на приобретение продукции определяются ценой, фактически уплачиваемой покупателем в соответствии с договором купли - продажи или другими договорными документами. При сопоставлении цен на оцениваемую продукцию и товары - конкуренты учитываются различия в коммерческих условиях соответствующих сделок.
Текущие затраты включают:
- затраты на оплату труда обслуживающего персонала, которые определяются нормами и местными тарифами в конкретных условиях использования (эксплуатации) продукции;
- затраты на топливо и энергию, которые включают их стоимость согласно нормам и ценам, действующим на конкретном рынке, а также дополнительные затраты, связанные с доставкой, погрузкой и разгрузкой топлива;
- затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, потребляемые при использовании продукции, определяемые согласно нормам их расхода для эксплуатации или потребления оцениваемой продукции и ценами конкретного рынка;
- затраты на ремонт, запасные части и прочие статьи расходов для
конкретного покупателя, определяемые исходя из условий эксплуатации
(потребления) продукции у этого покупателя, а также нормами, ставками и
ценами на услуги и части на конкретном рынке (в случае отсутствия
конкретной информации для конкретного покупателя, указанные затраты
определяются с использованием данных, средних для отрасли или страны, к
которым относится потребитель продукции.
Страницы: 1, 2