4. ОПИК и прямые инвестиции американских компаний в СНГ.
США - крупнейший в мире экспортер частного капитала в виде прямых инвестиций. В настоящее время размеры американских прямых инвестиций за рубежом превышают 800 миллиардов долларов. Хотя основной объем этих капиталовложений приходится на промышленно развитые и новые индустриальные страны, с начала 90-х годов американские компании - основные субъекты вывоза капитала - рассматривают многие постсоветские государства, и особенно Россию, как перспективных партнеров для приложения капитала.
Применительно к России это объясняется тем, что она обладает емким рынком, богатыми природными ресурсами, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, а также постепенно продвигается к демократии и рыночной экономике. Однако на пути американских инвесторов встают значительные препятствия: политическая и экономическая нестабильность, неэффективная, запутанная правовая база банковской и валютной деятельности, проблемы инфраструктуры и другие.
Вступив у себя дома в сложную среду предвыборной политической борьбы, президенты России и США предпочли не обострять двусторонние отношения и лишь фиксировали разногласия, не идя, однако, на взаимные уступки ради их решения. Такая картина тем не менее не в состоянии скрыть факт кризиса так называемых “партнерских” отношений между Россией и США.
Напористое продвижение американцами идеи расширения НАТО, нежелание
серьезно рассматривать российский подход к строительству новой системы
европейской безопасности, односторонние шаги по проведению силовой линии,
задержка важных решений по экономическому сотрудничеству - все это мало
соответствовало духу принятых ранее деклараций о партнерстве. При этом
республиканская оппозиция требует ожесточить политику США , “поставить
Россию на место”.
От кризиса партнерства один путь ведет к избавлению от этой формы, к
установлению более прагматичных отношений и конструктивному взаимодействию
в решении ряда международных проблем, которые только и могут быть решены
совместными действиями. Другой - к очередному отчуждению между Россией и
США, к началу новой “вялотекущей” на этот раз конфронтации, а вернее,
установлению “холодного мира”, в котором Россия будет в той или иной форме
вновь изолирована от международного сообщества.
5. Антикризисный “эксперимент” Рузвельта
Политике крупномасштабных реформ, проводившихся в США в 1933 - 1940
годах и вошедших в историю под названием “Нового курса” Т.Рузвельта,
предшествовал разразившийся в 1929 году экономический кризис, известный как
“великая депрессия”. В этой исключительной обстановке начался грандиозный
по масштабам “эксперимент” Рузвельта, нацеленный на преодоление кризиса и
оживление экономики.
Суть реформ “Нового курса”, проводившегося в 1933 - 1940 годах, - усиление государственного регулирования экономических и социальных процессов. Во многих своих чертах проводимые преобразования были близки той экономической политике, которая в последствии получила название кейсианской.
В период, предшествовавший осуществлению “Нового курса”, многие его основные идеи практически стали частью американского интеллектуального наследия. Складывалась и завоевывала себе пространство идеология, согласно которой государственное вмешательство в процессы производства и обмена уже не расценивалось как нарушение индивидуальной свободы и естественных законов. Тем более, что господствовавшая до этого неоклассическая теория, основывавшаяся на принципе свободных рыночных отношений, в период “великой депрессии” показала свою несостоятельность.
Первые же дни президентства Рузвельта, вступившего в должность в
январе 1933 года, были ознаменованы экстренными мерами. Президент объявил
всеобщие “банковские каникулы” до 9 марта и предложил Конгрессу
Чрезвычайный закон о банках, принятый 9 марта 1933 года, включавший
следующие меры: предоставление банкам займов Федеральной резервной
системой; открытие после “банковских каникул” только тех банков, которые
будут признаны здоровыми; запрет на экспорт золота. В целом к концу марта
80% банков-членов ФРС возобновили свою деятельность, но 2 тысячи так и не
получили разрешения на нее. Банковский кризис был таким образом довольно
быстро преодолен.
Двумя наиболее важными законами первого срока президентства Рузвельта
(1933 - 1936 годы) можно считать закон о восстановлении национальной
промышленности (НИРА) и закон о регулировании сельского хозяйства (ААА),
принятые в начале 1933 года. Очень большое значение Рузвельт придавал
первому из названных законов, который вводился на два года и состоял из
трех разделов.
Первый раздел определял меры, которые могли хоть как-то оживить
экономику. Главными в этом направлении должны были стать “кодексы честной
конкуренции” - правила, регулирующие условия конкуренции, занятости и
найма, защищающие интересы потребителей. Разработка кодексов для каждой
отрасли возлагалась на так называемые торговые группы - объединения
предпринимателей отрасли. К концу 1933 года было утверждено около 290
“кодексов честной конкуренции”.
Второй и третий разделы закона определяли формы налогообложения и
выплаты в Фонд общественных работ. В первые же месяцы президентства
Рузвельта были осуществлены шаги, направленные на развитие общественных
работ. На эти цели выделялись невиданные по тем временам суммы - 3,3
миллиарда долларов.
По предложению президента в марте 1933 года был учрежден Гражданский
корпус сохранения ресурсов. Его задача - направление безработных городских
юношей в лесные районы. К началу лета 1933 года 250 тысячам молодых людей
18 - 25 лет предполагалось создать трудовые лагеря, где они получали бы
бесплатное питание, кров, форменную одежду и 1 доллар в день. К 1935 году
число лагерей было увеличено вдвое, и до начала войны в них побывало 3
миллиона человек. Зимой 1933 - 1934 годов была создана Администрация
гражданских работ, предоставившая работу более чем 4 миллионам безработных,
оказавшимся без средств к существованию. В целом, к январю 1934 года на
общественных работах было занято 5 миллионов, а на пособия жили 20
миллионов американцев.
Закон о регулировании сельского хозяйства был принят Конгрессом в
канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Он был призван остановить
дальнейшее развитие аграрного кризиса. Чтобы поддержать цены на
сельхозпродукцию, предлагалось сокращение посевных площадей и поголовья
скота.
Проведение в жизнь закона было болезненным: пришлось запахать 10 миллионов
акров уже засеянных хлопком площадей, уничтожить 25% всех посевов, забить 6
миллионов голов свиней. В результате введения этого закона фермерам были
предоставлены кредиты на 100 миллионов долларов. Продажа разорившихся ферм
с аукциона практически прекратилась.
Одна из основных задач НИРА и ААА - остановить кризисное падение цен. По
закону ААА президент мог девальвировать доллар и увеличивать наличную
денежную массу. Обеспечение же доллара в США затруднялось постоянным
активным торговым и платежным балансом. Массового же выпуска не покрытых
золотом бумажных денег Рузвельт опасался. Был избран совершенно новый и
оригинальный способ обесценения доллара - крупномасштабные закупки золота
по завышенным к курсу доллара ценам, приведшие к его искусственному
снижению. Эта мера сопровождалась изъятием золотого запаса из федеральных
резервных банков и передача его казначейству. Банки же взамен получали
золотые сертификаты, которые приравнивались к золоту как средство
обеспечения банковского резерва. В начале 1934 года Рузвельт подписал закон
о золотом резерве и установил новую цену на золото - 35 долларов за унцию,
сохранившуюся до 1971 года.
В результате произошло перераспределение доходов между промышленным и
ссудным капиталом в пользу первого. Положение должников облегчилось.
Процесс, который при стихийном развитии событий мог принять форму массовых
банкротств в кредитной сфере, благодаря инфляции приобрел большую плавность
и равномерность
После достаточно быстрого преодоления банковского кризиса в повестке дня
оставалась банковская реформа. Закон Гласса-Стигалла от 16 июня 1933 года
значительно расширил полномочия Федеральной резервной системы, которая при
отсутствии в США Центрального банка могла стать единственным орудием
усиления контроля правительства над банками. Завершилась банковская реформа
принятием в августе 1935 года билля, который существенно увеличил влияние
правительства на ФРС и кредитный рынок : президент получил право назначать
членов совета управляющих ФРС, а через них утверждать президентов 12
федеральных резервных банков.
6. Экономическая программа Клинтона
Оздоровление американской экономики и повышение ее конкурентоспособности вышли на первый план в начале 90-х годов в связи с циклическим спадом в экономике США и других стран Запада. Своей победой на президентских выборах 1992 года Б.Клинтон во многом обязан тому, что в его предвыборной кампании именно экономической политике был отдан приоритет и сформулированы новые подходы к решению ее проблем.
Утверждение экономической программы стало первоочередной задачей
администрации Клинтона. Уже 17 февраля 1993 года президент объявил о ней.
Весной и летом 1993 года программа была одобрена в конгрессе хотя и с
минимальным перевесом голосов. Однако это одобрение еще не гарантирует
успех. Оценки возможных последствий осуществления плана Клинтона весьма
противоречивы.
Алан Блиндер, представлявший экономическую программу Клинтона на конференции, состоявшуюся в 1993 году в Американском институте предпринимательства, выделил в ней три части. Первая - стимулирующая компонента - имеет целью облегчить преодоление спада. Вторая представляет собой комплекс мер для увеличения государственных вложений в основной капитал страны и должна дать толчок модернизации экономики. Третья направлена на сокращение государственного дефицита и создание таким образом более благоприятных условий для кредитования американской экономики.
Стимулирующая часть содержит обширный перечень мероприятий, которые
планируются на 1993 - 1994 года. Она, в частности, предусматривает помощь
детям и подросткам в трудоустройстве на летний период и профессиональном
обучении, помощь дошкольным детским учреждениям, финансирование вакцинации
1 миллиона детей, а также выплату пособий по безработице на более
длительный период, чем предусмотрено действующим законом, предоставление
налоговых льгот мелкому бизнесу и так далее. Общая величина бюджетных
ассигнований на стимулирование экономики должна составить около 6
миллиардов долларов в год. Администрация рассчитывает, что стимулирующие
меры повысят среднегодовой прирост ВВП на 0,3 процентного пункта, при том
что общий темп прироста ВВП прогнозируется в размере 3%. Предполагается,
что за счет стимулирующих мер удастся создать за два года 500 тысяч новых
рабочих мест. Пакет стимулирующих расходов рассматривается в качестве
предохранительной меры для укрепления экономики, прежде чем она в 1994 году
столкнется с ограниченным воздействием финансовой политики, направленной на
сокращение бюджетного дефицита.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15