Общая характеристика экономики США
p>
4. ОПИК и прямые инвестиции американских компаний в СНГ.

США - крупнейший в мире экспортер частного капитала в виде прямых инвестиций. В настоящее время размеры американских прямых инвестиций за рубежом превышают 800 миллиардов долларов. Хотя основной объем этих капиталовложений приходится на промышленно развитые и новые индустриальные страны, с начала 90-х годов американские компании - основные субъекты вывоза капитала - рассматривают многие постсоветские государства, и особенно Россию, как перспективных партнеров для приложения капитала.

Применительно к России это объясняется тем, что она обладает емким рынком, богатыми природными ресурсами, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, а также постепенно продвигается к демократии и рыночной экономике. Однако на пути американских инвесторов встают значительные препятствия: политическая и экономическая нестабильность, неэффективная, запутанная правовая база банковской и валютной деятельности, проблемы инфраструктуры и другие.

Вступив у себя дома в сложную среду предвыборной политической борьбы, президенты России и США предпочли не обострять двусторонние отношения и лишь фиксировали разногласия, не идя, однако, на взаимные уступки ради их решения. Такая картина тем не менее не в состоянии скрыть факт кризиса так называемых “партнерских” отношений между Россией и США.

Напористое продвижение американцами идеи расширения НАТО, нежелание серьезно рассматривать российский подход к строительству новой системы европейской безопасности, односторонние шаги по проведению силовой линии, задержка важных решений по экономическому сотрудничеству - все это мало соответствовало духу принятых ранее деклараций о партнерстве. При этом республиканская оппозиция требует ожесточить политику США , “поставить
Россию на место”.

От кризиса партнерства один путь ведет к избавлению от этой формы, к установлению более прагматичных отношений и конструктивному взаимодействию в решении ряда международных проблем, которые только и могут быть решены совместными действиями. Другой - к очередному отчуждению между Россией и
США, к началу новой “вялотекущей” на этот раз конфронтации, а вернее, установлению “холодного мира”, в котором Россия будет в той или иной форме вновь изолирована от международного сообщества.

5. Антикризисный “эксперимент” Рузвельта

Политике крупномасштабных реформ, проводившихся в США в 1933 - 1940 годах и вошедших в историю под названием “Нового курса” Т.Рузвельта, предшествовал разразившийся в 1929 году экономический кризис, известный как
“великая депрессия”. В этой исключительной обстановке начался грандиозный по масштабам “эксперимент” Рузвельта, нацеленный на преодоление кризиса и оживление экономики.

Суть реформ “Нового курса”, проводившегося в 1933 - 1940 годах, - усиление государственного регулирования экономических и социальных процессов. Во многих своих чертах проводимые преобразования были близки той экономической политике, которая в последствии получила название кейсианской.

В период, предшествовавший осуществлению “Нового курса”, многие его основные идеи практически стали частью американского интеллектуального наследия. Складывалась и завоевывала себе пространство идеология, согласно которой государственное вмешательство в процессы производства и обмена уже не расценивалось как нарушение индивидуальной свободы и естественных законов. Тем более, что господствовавшая до этого неоклассическая теория, основывавшаяся на принципе свободных рыночных отношений, в период “великой депрессии” показала свою несостоятельность.

Первые же дни президентства Рузвельта, вступившего в должность в январе 1933 года, были ознаменованы экстренными мерами. Президент объявил всеобщие “банковские каникулы” до 9 марта и предложил Конгрессу
Чрезвычайный закон о банках, принятый 9 марта 1933 года, включавший следующие меры: предоставление банкам займов Федеральной резервной системой; открытие после “банковских каникул” только тех банков, которые будут признаны здоровыми; запрет на экспорт золота. В целом к концу марта
80% банков-членов ФРС возобновили свою деятельность, но 2 тысячи так и не получили разрешения на нее. Банковский кризис был таким образом довольно быстро преодолен.

Двумя наиболее важными законами первого срока президентства Рузвельта
(1933 - 1936 годы) можно считать закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА) и закон о регулировании сельского хозяйства (ААА), принятые в начале 1933 года. Очень большое значение Рузвельт придавал первому из названных законов, который вводился на два года и состоял из трех разделов.

Первый раздел определял меры, которые могли хоть как-то оживить экономику. Главными в этом направлении должны были стать “кодексы честной конкуренции” - правила, регулирующие условия конкуренции, занятости и найма, защищающие интересы потребителей. Разработка кодексов для каждой отрасли возлагалась на так называемые торговые группы - объединения предпринимателей отрасли. К концу 1933 года было утверждено около 290
“кодексов честной конкуренции”.

Второй и третий разделы закона определяли формы налогообложения и выплаты в Фонд общественных работ. В первые же месяцы президентства
Рузвельта были осуществлены шаги, направленные на развитие общественных работ. На эти цели выделялись невиданные по тем временам суммы - 3,3 миллиарда долларов.

По предложению президента в марте 1933 года был учрежден Гражданский корпус сохранения ресурсов. Его задача - направление безработных городских юношей в лесные районы. К началу лета 1933 года 250 тысячам молодых людей
18 - 25 лет предполагалось создать трудовые лагеря, где они получали бы бесплатное питание, кров, форменную одежду и 1 доллар в день. К 1935 году число лагерей было увеличено вдвое, и до начала войны в них побывало 3 миллиона человек. Зимой 1933 - 1934 годов была создана Администрация гражданских работ, предоставившая работу более чем 4 миллионам безработных, оказавшимся без средств к существованию. В целом, к январю 1934 года на общественных работах было занято 5 миллионов, а на пособия жили 20 миллионов американцев.

Закон о регулировании сельского хозяйства был принят Конгрессом в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Он был призван остановить дальнейшее развитие аграрного кризиса. Чтобы поддержать цены на сельхозпродукцию, предлагалось сокращение посевных площадей и поголовья скота.
Проведение в жизнь закона было болезненным: пришлось запахать 10 миллионов акров уже засеянных хлопком площадей, уничтожить 25% всех посевов, забить 6 миллионов голов свиней. В результате введения этого закона фермерам были предоставлены кредиты на 100 миллионов долларов. Продажа разорившихся ферм с аукциона практически прекратилась.
Одна из основных задач НИРА и ААА - остановить кризисное падение цен. По закону ААА президент мог девальвировать доллар и увеличивать наличную денежную массу. Обеспечение же доллара в США затруднялось постоянным активным торговым и платежным балансом. Массового же выпуска не покрытых золотом бумажных денег Рузвельт опасался. Был избран совершенно новый и оригинальный способ обесценения доллара - крупномасштабные закупки золота по завышенным к курсу доллара ценам, приведшие к его искусственному снижению. Эта мера сопровождалась изъятием золотого запаса из федеральных резервных банков и передача его казначейству. Банки же взамен получали золотые сертификаты, которые приравнивались к золоту как средство обеспечения банковского резерва. В начале 1934 года Рузвельт подписал закон о золотом резерве и установил новую цену на золото - 35 долларов за унцию, сохранившуюся до 1971 года.
В результате произошло перераспределение доходов между промышленным и ссудным капиталом в пользу первого. Положение должников облегчилось.
Процесс, который при стихийном развитии событий мог принять форму массовых банкротств в кредитной сфере, благодаря инфляции приобрел большую плавность и равномерность
После достаточно быстрого преодоления банковского кризиса в повестке дня оставалась банковская реформа. Закон Гласса-Стигалла от 16 июня 1933 года значительно расширил полномочия Федеральной резервной системы, которая при отсутствии в США Центрального банка могла стать единственным орудием усиления контроля правительства над банками. Завершилась банковская реформа принятием в августе 1935 года билля, который существенно увеличил влияние правительства на ФРС и кредитный рынок : президент получил право назначать членов совета управляющих ФРС, а через них утверждать президентов 12 федеральных резервных банков.


6. Экономическая программа Клинтона

Оздоровление американской экономики и повышение ее конкурентоспособности вышли на первый план в начале 90-х годов в связи с циклическим спадом в экономике США и других стран Запада. Своей победой на президентских выборах 1992 года Б.Клинтон во многом обязан тому, что в его предвыборной кампании именно экономической политике был отдан приоритет и сформулированы новые подходы к решению ее проблем.

Утверждение экономической программы стало первоочередной задачей администрации Клинтона. Уже 17 февраля 1993 года президент объявил о ней.
Весной и летом 1993 года программа была одобрена в конгрессе хотя и с минимальным перевесом голосов. Однако это одобрение еще не гарантирует успех. Оценки возможных последствий осуществления плана Клинтона весьма противоречивы.

Алан Блиндер, представлявший экономическую программу Клинтона на конференции, состоявшуюся в 1993 году в Американском институте предпринимательства, выделил в ней три части. Первая - стимулирующая компонента - имеет целью облегчить преодоление спада. Вторая представляет собой комплекс мер для увеличения государственных вложений в основной капитал страны и должна дать толчок модернизации экономики. Третья направлена на сокращение государственного дефицита и создание таким образом более благоприятных условий для кредитования американской экономики.

Стимулирующая часть содержит обширный перечень мероприятий, которые планируются на 1993 - 1994 года. Она, в частности, предусматривает помощь детям и подросткам в трудоустройстве на летний период и профессиональном обучении, помощь дошкольным детским учреждениям, финансирование вакцинации
1 миллиона детей, а также выплату пособий по безработице на более длительный период, чем предусмотрено действующим законом, предоставление налоговых льгот мелкому бизнесу и так далее. Общая величина бюджетных ассигнований на стимулирование экономики должна составить около 6 миллиардов долларов в год. Администрация рассчитывает, что стимулирующие меры повысят среднегодовой прирост ВВП на 0,3 процентного пункта, при том что общий темп прироста ВВП прогнозируется в размере 3%. Предполагается, что за счет стимулирующих мер удастся создать за два года 500 тысяч новых рабочих мест. Пакет стимулирующих расходов рассматривается в качестве предохранительной меры для укрепления экономики, прежде чем она в 1994 году столкнется с ограниченным воздействием финансовой политики, направленной на сокращение бюджетного дефицита.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать