Общая характеристика экономики США
p> В марте 1993 года сенатом не утверждены ассигнования в 16 миллиардов долларов на стимулирование экономики и создание новых рабочих мест, но одобрены расходы на выплату пособий по безработице в размере 4 миллиардов долларов.

Положительная оценка программы Клинтона прозвучала в выступлении
Р.Рейшауэра - директора бюджетного бюро конгресса. Во-первых данная программа прежде всего означает, что борьбу по сокращению дефицита в государственном бюджете возглавил президент. Во-вторых, важно то, что все без исключения элементы бюджета пересматриваются с целью сокращения дефицита. В-третьих, программа нацелена на изменение структуры государственных расходов, чтобы отдать приоритет мероприятиям, способствующим экономическому росту в длительной перспективе и повышению жизненного уровня американцев. В качестве четверього достоинства программы
Рейшауэр назвал ее нацеленность на существенное сокращение бюджетного дефицита. С учетом ранее принятых решений о сокращении дефицита в 1994 и
1995 годах общее его сокращение должно составить в течение пяти лет 500 миллиардов долларов. Меры, предусмотренные программой Клинтона, не позволяют , однако, покончить с бюджетным дефицитом. Чтобы, например, получить к 2003 году сбалансированный бюджет, следует в 1996 году удвоить усилия по сокращению бюджета по сравнению с тем, что намечается нынешней программой.

Пятая особенность программы, отмечаямая Рейшауэром, связана с тем, что одно из центральных мест в ней занимает проблема реформирования здравоохранения. Согласно прогнозам Бюджетного бюро конгресса, ожидается резкое увеличение дефицита бюджета после 1995 года, что станет следствием взрывного роста расходов на программы медицинского обслуживания лиц пенсионного возраста и медицинской помощи малоимущим. В целом эти программы будут поглощать к 2003 году 7% ВВП, если они не будут реформированы.

Рейшауэр также отметил четыре положения о программе Клинтона, которые вызывают опасения:
До сих пор администрация на предприняла никаких реальных шагов для обеспечения исполнения бюджета.
План президента не укладывается в лимиты на расходы, установленные законом в 1990 году. Более того, бюджет на 1994 год превышает лимиты расходов на
5,4 миллиардов долларов, а бюджет на 1995 год - на 13,5 миллиардов долларов.
Общее сокращение бюджетных расходов во многом зависит от экономии затрат на оборону. Сумма расходов на внутренние цели, кроме оборонных, вообще не сокращается. Между тем исполнение оборонного бюджета зависит от событий, которые находятся вне контроля США.
Зависимость программы от увеличения налогов. При этом наблюдается определенный отход от принципов закона о налоговой реформе 1986 года, в котором установлено, что эффективность экономики наилучшим образом обеспечивается при низких ставках налога и широкой базе налогообложения.
Основной тезис доклада Боскинса (председателя Экономического совета при президенте в администрации Буша): программа Клинтона, хотя и содержит некоторые полезные предложения, в целом несет существенный ущерб эффективности американской экономике. Прежде всего программа не содержит мер, которые замедлили бы рост бюджетных расходов, помимо оборонных.
Необоронные расходы, согласно плану Клинтона, увеличатся в текущих ценах к
1998 году на 350 миллиардов долларов по сравнению с 1993 годом, тогда как оборонные расходы должны снизиться к 1998 году на 14% по сравнению с 1993 годом. В итоге соласно оценкам администрации, государственный внутренний долг увеличится за эти годы на 1 триллион долларов.
Оборонные расходы после уже проведенных сокращений по отношению к величине
ВВП опустились до самой низкой отметки с 30-х годов. Их дальнейшее существенное сокращение будет трудно осуществить.
Увеличение налогов, предусмотренное программой Клинтона, замедлит экономичесмкий рост и увеличит доходы бюджета в меньшей степени, чем прогнозируется, ввиду уклонения от уплаты налогов и задержек с их выплатой.
В итоге президентская программа в случае ее одобрения конгрессом приведет к росту бюджетных расходов, к повышению налоговых ставок, к малому увеличению бюджетных доходов и незначительному сокращению дефицита бюджета.
Обосновывая свою пессимистическую оценку, Боскин обращает внимание на то, что впервые президент США в своей президентской программе оперирует не чистыми, а валовыми показателями. Заявленное сокращение дефицита бюджета на
500 миллиардов долларов в течение ближайших четырех лет будет меньше на 170 миллиардов долларов, ввиду предлагаемых президентом новых расходов и новых налоговых льгот.
Согласно подсчетам Боскина и его коллег на каждый доллар сокращения расходов в программе Клинтона приходится 6 долларов увеличения налогов.
Как утверждает Боскин, в президентской программе многие статьи увеличения налогов проходятся по графе сокращения расходов, и наоборот, статьи увеличения расходов представлены в форме снижения налогов. Кроме того, в сумму предполагаемого сокращения расходов включены 60 миллиардо долларов экономии, предусмотренных ранее принятым законодательством.
Переоценка эконмического плана Клинтона по сокращению бюджетного дефицита на 1994 - 1997 финансовые годы, сделанная в докладе Боскина, сводится к следующему: заявленная в плане Клинтона сумма сокращения бюджетных расходов
(247 миллиардов долларов) оборачивается в конечном счете всего 41 миллиардом долларов: 247 - (109 + 57 + 40) = 41.
Первое слагаемое внутри скобок - сумма новых расходов, проходящих в программе Клинтона в графе "государственные инвестиции"; второе - сумма, представляющая собой не сокращение расходов, а увеличение налогов; третье - планируемые, но не обеспеченные сокращения расходов на администрацию и на обслуживание государственного долга.
В итоге перерасчетов вместо уменьшения дефицита на 493 миллиарда долларов, в результате сокращения расходов и увеличения налогов у Боскина получилось всего 284 миллиарда.
Такде Боскин выразил мнение, что план государственных инвестиций в размере
109 миллиардов долларов будет, по всей видимости, значительно урезан конгрессом, так как доходы от многих предлагаемых проектов будут значительно меньше расходов на них.
Отмечалось также, что рост налогового бремени не ограничится семьями с высокими доходами, но затронет значительное число семей со средними и низкими доходами, ослабив стимулы к работе и сбережениям. Что касается программы краткосрочного стимулирования, то она, по мнению Боскина, ничтожна по своим масштабам и не окажет значительного масштаба на экономику.
В целом реализация программы Клинтона в форме, близкой к первоначальному замыслу, приведет к снижению темпа прироста ВВП на 1 процентный пункт, а произведенный за четыре года ВВП окажется на несколько сот миллиардов меньше. Кроме того, предполагаемое планом Клинтона усиление государственного регулирования экономики приведет к снижению ее эффективности и в конечном счете жизненного уровня американцев.

7. Старт “клинтономики”

17 февраля 1992 года была окончательно похоронена “рейганомика” и заложен фундамент президентства Клинтона.

17 февраля 1992 года президент Клинтон окончательно и бесповоротно похоронил “консервативную революцию” со всеми ее атрибутами -
“рейганомикой”, непоколебимой верой в недопустимость попыток трогать
“невидимую руку рынка”, монетаристской чикагской школой Милтона Фридмена, снижением налогов корпорациям и верхнему слою американцев.

Как ни клялся Рейган в том, что покончит с рузвельтовским “ползучим социализмом”, всерьез даже он не осмелился тронуть социальные программы федерального бюджета. Грешен был Рейган, как никто другой наращивавший военные расходы, и на предмет невмешательства правительства в “непорочное таинство рынка”. Когда началось сворачивание военной машины США, стало очевидным, что бюджет Пентагона представляет собой помимо всего прочего гигантскую программу государственного вспомощенствования корпорациям и их наемной рабочей силе. Более того республиканцы нарушили главный обет монетаризма, увеличив в четыре раза - до четырех триллионов долларов - дефицит федерального бюджета.

Выполнение монетаристского завета сделал одной из своих главных целей
“кейсианец” Билл Клинтон. К чести президента, он сознательно и открыто исповедует и пропагандирует философию “третьего пути”, руководствуясь требованиями жизни, а не идеологическими догмами.

В своем первом обращении к стране из Овального кабинета президент прямо отверг философию, согласно которой “правительство не в состоянии ничего сделать для решения труднейших проблем страны”. Но выступая за активное участие государства в решении проблем страны, Клинтон в то же время настроен против превращения бюджета в бездонную кормушку и призывает во имя обновления экономики и уменьшения дефицита к жертвам всех, начиная с корпораций и верхнего слоя и кончая получателями пособий по бедности, которым будет предложена альтернатива - работать.

8. Проклятая арифметика

В самом деле, переложение философии на сухой язык цифр требует титанических усилий. В первые недели своего президентства Клинтон каждый день многие часы корпел над экономическими выкладками вместе с советниками или сам по себе, допоздна засиживаясь в овальном кабинете.

Выработанный в итоге сложный пакет предусматривает выделение 31 миллиарда долларов на краткосрочное стимулирование экономики - налоговые льготы на новое оборудование, увеличение расходов на образование и профессиональную подготовку, на улучшение транспорта и создание оптоволоконного компьютерного “супершоссе”. Клинтон рассчитывает, что эти стимулы позволят создать полмиллиона хорошо оплачиваемых рабочих мест.

За первый срок своего президентства Клинтон намерен урезать прогнозируемый годовой дефицит федерального бюджета на 140 миллиардов долларов.

Сокращение расходов коснулось прежде всего “аппартчиков” Пентагона и счетов врачей и больниц, которые оплачиваются государством, для бедняков и пенсионеров.

9. Рынок труда США: “клинтономика” сменяет “рейганомику”

За самым длительным в послевоенной истории США экономическим подъемом
(1983 - 1989 годы) последовала рецессия. Рынок труда не мог не отреагировать на нее снижением занятости. Самая большая в мире машина по созданию рабочих мест стала давать сбои. Анализируя причины этого, нельзя оставить без внимания экономическую доктрину неоконсервизма, определявшую в
США подходы к решению экономических проблем в 80-х годах. Попытаемся разобраться, как рейганомика повлияла на состояние рынка труда и занятость, с какими проблемами американский рынок труда подошел к 90-м годам, какие меры предпринимаются новой администрацией Белого дома для сокращения безработицы.

Как известно, рейганомика основывалась на неоконсервативных подходах к регулированию, вытекавших из непоколебимой уверенности во всемогуществе рынка и конкуренции. Отсюда - снижение государственного вмешательства в экономику, упор на кредитно-денежные и монетарные методы регулирования в ущерб использованию фискальных рычагов и проведению структурной политики, снижение налогов для активизации инвестиций, ослабление контроля за платежным балансом страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать