Общественные финансы, государственный и местные бюджеты Молдовы
p> Государственный бюджет Молдовы является общегосударственным централизованным фондом денежных средств, утверждаемый актом высшей юридической силы - Законом.

Законодательное закрепление источников доходов бюджетов и основных направлений средств, в бюджетах, определено единством бюджетной системы.
Закон " О бюджетной системе и бюджетном процессе Республики Молдова " устанавливает критерии формирования и использования средств государственного бюджета Молдовы; конкретные источники формирования доходов государственного бюджета:

Статья 8. Доходы бюджета

1) Доходы бюджета формируются из налогов, сборов и прочих поступлений, предусмотренных законодательством.

2) В состав доходов бюджета не включаются государственные займы.

3) Перечень доходов бюджета утверждается в качестве приложения к закону о бюджете на год.

Закон предусматривает и основные направления в расходной части государственного бюджета:

Статья 10. Расходы бюджета

Расходы бюджета определяются ассигнованиями, предусмотренными законом о бюджете на год.

(2) В состав расходов включаются: а) фонд оплаты труда служащих органов публичной власти; b) другие операционные расходы органов публичной власти; с) расходы на образование, науку, культуру и искусство, здравоохранение, спорт, социальную защиту, охрану окружающей среды; d) поддержка отдельных программ фундаментальных научных исследований; е) инвестирование государственных программ развития отраслей национальной экономики, утвержденных Правительством; f) трансферты органам местного публичного управления, учреждениям, финансируемым из бюджета, государственным предприятиям; g) инвестирование в публичную инфраструктуру и в основные фонды, принадлежащие Правительству или обществу; h) обеспечение обороны страны, общественного порядка и национальной безопасности; i) обслуживание государственного долга; j) уплата членских взносов в международные организации; k) реализация в соответствии с законодательством других стратегий и программ Правительства.

(3) В состав расходов бюджета не включается возврат основных сумм государственного долга.

Важное экономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета.

В конституции сказано:

Статья 131

Национальный публичный бюджет

1) Национальный публичный бюджет состоит из госудаpственного бюджета, бюджета госудаpственного социального стpахования и бюджетов pайонов, гоpодов и сел.

2) Пpавительство ежегодно pазpабатывает пpоекты госудаpственного бюджета и бюджета госудаpственного социального стpахования и

пpедставляет их на утвеpждение Паpламенту. Пpи обpазовании внебюджетного фонда он подлежит утвеpждению Паpламентом.

3) Если госудаpственный бюджет и бюджет госудаpственного социального стpахования не пpиняты законом pанее тpех дней до окончания текущего бюджетного года, то в дальнейшем пpименяются госудаpственный бюджет и бюджет госудаpственного социального стpахования пpедыдущего года вплоть до утвеpждения новых бюджетов.

4) Бюджеты pайонов, гоpодов и сел pазpабатываются, утвеpждаются и исполняются в соответствии с законом.

5) Ни одни бюджетные pасходы не могут быть утвеpждены без установления источника финансиpования.

Ежегодно закрепляя, законом Государственный бюджет Молдовы представляется возможность, наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального обеспечения населения.

В условиях тяжелого экономического кризиса и инфляции денежной системы, невозможно долгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование бюджета на год нуждается в периодической корректировке отдельных показателей.

Значение принципа ежегодности состоит в том, что представляется возможность наиболее полно учитывать эффективность действия экономических нормативов, по которым рассчитываются показатели бюджета, полнее выявлять внутрихозяйственные резервы, делать анализ роста или спада производства и его причины; определять дополнительные доходы или возникающий дефицит в бюджете.

Важность целей, областей приложения государственного бюджета, значимости его принципов, все – это дает нам право утвердительно ответить на вопрос о важности государственного бюджета.

Правовые начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования, соблюдения бюджетной дисциплины по поступлению доходов в бюджет и расходованию средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной классификацией, юридическое значение которой состоит в том, что в ее границах осуществляется компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней в области бюджетного финансирования и исполнения.

Юридическая природа государственного бюджета состоит в том, что он выступает как государственный правовой акт, принимаемый в установленном законом порядке.

Начиная с принципов, характеристики государственного бюджета, процесса его разработки и принятия, применения и контроля, все – это имеет юридическо-правовой аспект и обличено в форму закона.

Правовое регулирование бюджетного процесса в Молдове осуществляется в соответствие с Конституцией Молдовы, Законом «О государственном бюджете на
1998 год», Законом Молдовы «О бюджетной системе и бюджетном процессе
Республики Молдова» и др.

Вопрос 3.

Местные бюджеты.

Административно-территориальные образовония: районы, города (муниципии), коммуны (села), другие административно-территориальные образования, созданные в соответствии с законодательством, обладают определенной самостоятельностью, в том числе и бюджетной. Это регламентируется 131 статьей конституции и законом " О бюджетной системе и бюджетном процессе
Республики Молдова " Статья 44, котороя гласит:

Статья 44. Функции местных бюджетов

(1) Местные бюджеты - бюджеты административно-территориальных единиц, имеющих законный статус в соответствии с Конституцией и иными законодательными актами.

(2) Местные бюджеты обеспечивают финансовыми средствами проведение мероприятий по удовлетворению социально-экономических и культурных потребностей населения и развитию подведомственной территории в соответствии с Законом о местном публичном управлении и иными законодательными актами.

(3) Ответственность за составление, утверждение и исполнение местных бюджетов возлагается на органы местного публичного управления.

4) Местные бюджеты являются составной частью консолидированного бюджета.

Каждый бюджет служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов. Доходы и расходы местных бюджетов так же регламентируются законодательством.

Статья 45. Доходы местных бюджетов

Доходы местных бюджетов включают: а) местные налоги и сборы, предусмотренные Законом о местных налогах и сборах; b) отчисления от общегосударственных налогов и сборов, предусмотренные законом о бюджете на год; с) трансферты из бюджета вышестоящей административно-территориальной единицы, осуществляемые согласно законодательству; d) поступления от продажи собственности административно- территориальных единиц; е) прочие поступления, предусмотренные законодательством.

Статья 46. Расходы местных бюджетов

Расходы местных бюджетов включают: а) расходы на осуществление функций, мероприятий и услуг, возложенных на органы местного публичного управления законодательством; b) расходы на осуществление иных функций, мероприятий и услуг, определяемых органами местного публичного управления и допускаемых законодательством.

Во взаимодействии бюджетов по линии доходов, можно заметить один из аспектов проявления единства бюджетной системы. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых фондов. Другой аспект проявления единства можно проследить в использовании единой бюджетной классификации.

Статья 47. Классификация местных бюджетов

Доходы и расходы местных бюджетов систематизируются в соответствии с
Бюджетной классификацией, предусмотренной статьей 7.

На основе своих полномочий органы местного публичного управления могут создавать резервные фонды. По сравнению с созданием резервного фонда в государственном бюджете процедура упрощенна.

Статья 48. Резервные фонды местных бюджетов

(1) На основе своих полномочий органы местного публичного управления могут создавать резервные фонды.

(2) Размеры, условия создания и направления использования резервных фондов устанавливаются органами местного публичного управления.

Одним из способов покрытия дефицита является займы.

Статья 49. Займы органов местного публичного управления

(1) В течение бюджетного года органы местного публичного управления могут получать временные займы из государственного бюджета.

(2) Сроки и условия займа устанавливаются законом о бюджете на год.

(3) На займы органов местного публичного управления из государственного бюджета распространяются положения, предусмотренные статьей 9 и частями (3) и (4) статьи 32.

(4) Органы местного публичного управления могут получать займы из банковской системы или из других источников под гарантию доходов местных бюджетов на условиях возвратности.

В отличие от государственного бюджета, где дефицит считается нормальным явлением ( ст 11), дефицит местных бюджетов является ненормальным явлением.

Статья 50. Дефицит местных бюджетов

(1) Местные бюджеты не могут иметь дефицит бюджета, кроме случаев, предусмотренных частью (2).

(2) Местные бюджеты могут предусмотреть дефицит бюджета в пределах сумм инвестиций в местную инфраструктуру и на приобретение недвижимости при условии отдельного утверждения этих сумм местным советом и финансирования их согласно положениям статьи 49.

(3) Временный дефицит местных бюджетов может покрываться за счет излишка бюджета предыдущего бюджетного года, а при отсутствии такового - согласно положениям статьи 49.

(4) За исключением случаев, предусмотренных частями (2) и (3), органы местного публичного управления принимают все необходимые меры, в том числе меры, направленные на увеличение доходов или уменьшение расходов, для поддержания бюджетного равновесия, утвержденного по каждому местному бюджету.

Составление и утверждение местных бюджетов регламентируется в статьях 51 и 52

Статья 51. Составление местных бюджетов

(1) Местные бюджеты составляются органами местного публичного управления в установленном ими порядке.

(2) В установленный Правительством срок органы местного публичного управления представляют Министерству финансов следующие данные: а) прогноз доходов от местных налогов и сборов на предстоящий бюджетный год; b) прогноз расходов на осуществление функций, мероприятий и услуг,возложенных на них законодательством, на предстоящий бюджетный год; с) другую информацию, запрашиваемую Министерством финансов.

(3) В завершение процедуры, предусмотренной главой 1 раздела II,
Министерство финансов определяет состав общегосударственных налогов и сборов, предназначенных органам местного публичного управления.

Статья 52. Утверждение местных бюджетов

(1) Местные бюджеты утверждаются соответствующими советами в установленном ими порядке не позднее 20 декабря каждого года.

(2) После утверждения местный бюджет, сопровождаемый годовым прогнозом доходов и расходов с их поквартальным распределением, в установленные министром финансов сроки представляется Министерству финансов.

(3) Местные бюджеты публикуются в течение 10 дней после утверждения.

Статья 53 закона " О бюджетной системе и бюджетном процессе Республики
Молдова " обуславливает, более плавную, работу местных бюджетов в рамках годового бюджета.

Статья 53. Приведение местных бюджетов в соответствие с законом о бюджете на год

(1) В течение 15 дней после принятия закона о бюджете на год местные советы пересматривают местные бюджеты с целью приведения их в соответствие с положениями закона о бюджете на год.

(2) Изменения доводятся до сведения Министерства финансов сразу же после их принятия местными советами.

Включение местных бюджетов в консолидированный бюджет, это еще одно подтверждение единства бюджетной системы и значимости всех видов бюджета.

Статья 54. Включение местных бюджетов в консолидированный бюджет

(1) В установленный министром финансов срок органы местного публичного управления представляют местные бюджеты для включения их в консолидированный бюджет.

(2) Любые изменения в местных бюджетах незамедлительно доводятся до сведения Министерства финансов соответствующим территориальным финансовым органом.

Статья 55. Запрет увеличения расходов или умень- шения доходов местных бюджетов

Парламент не утверждает никаких мероприятий, возложенных на органы местного публичного управления, влекущих увеличение расходов или уменьшение доходов, если в них не предусмотрены источники покрытия потерь местных бюджетов в размере, установленном законом о бюджете на год с внесенными в него изменениями.

Кассовое исполнение местных бюджетов отражено в ст 56.

Статья 56. Кассовое исполнение местных бюджетов

(1) Кассовое исполнение местных бюджетов осуществляется территориальными казначействами или банками, которые действуют как агенты
Министерства финансов и обеспечивают: а) поступление доходов согласно Закону о местных налогах и сборах, закону о бюджете на год и положениям местных бюджетов; b) осуществление расходов согласно закону о бюджете на год и положениям местных бюджетов; с) соблюдение бюджетного равновесия, утвержденного органами местного публичного управления.

(2) Не допускается осуществление расходов местного бюджета, не утвержденных соответствующим советом или уполномоченным на то исполнительным органом местного публичного управления.

(3) Утверждение и финансирование расходов осуществляются на основе поквартального распределения.

(4) Местные советы или уполномоченные на то исполнительные органы местного публичного управления могут выдвигать дополнительные условия по расходам, не противоречащие положениям местных бюджетов и законодательству.
Органы местного публичного управления не вправе получать трансферты и займы из государственного бюджета до их распределения согласно положениям статьи
32.

Территориальные финансовые органы обязаны предоставлять, отчет об исполнении местного бюджета за истекшие месяц, квартал, полугодие, девять месяцев и год.

Статья 57. Отчет об исполнении местного бюджета

(1) Территориальные финансовые органы представляют Министерству финансов отчет об исполнении местного бюджета за истекшие месяц, квартал, полугодие, девять месяцев и год.

(2) В отчет включаются все сведения, запрашиваемые Министерством финансов.

Литература.

1. ”Финансы”, Под ред. В. М. Родионовой. Учебник.

- М.: Финансы и статистика, 1995.

2. Финансово-кредитный словарь под ред. Гарбу- зова В. Ф., Финансы и статистика, 1994.

3. Финансовое право. Под ред. О. Н. Горбуновой. Учебник.

-М.: Юрист, 1996.

3. Финансовое право. Под ред. Н. И. Химичевой. Учебник.

-М.: БЕК, 1997.

4. Конституция Республики Молдова.

5. Закон Республики Молдова

«О бюджетной системе и бюджетном процессе»



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать