Общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

Общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

смотреть на рефераты похожие на "Общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы. Максимизация прибыли конкурентной фирмой"

Министерство высшего и профессионального

образования РФ

Курский государственный

технический университет

Кафедра экономики

Курсовая работа

по курсу "Экономическая теория"

на тему:

"Общий, средний, предельный

доход и прибыль фирмы.

Максимизация прибыли

конкурентной фирмой"

Выполнила:

КОВАЛЕВА А.В.

Преподаватель:

КУЗНЕЦОВА М.В.

г. Курск

1998 г.

СОДЕРЖАНИЕ


|Введение. Фирма как экономический агент |3 |
|Глава I. Многообразие рыночных структур. Совершенная конкуренция. |4 |
| 1.1. Основные модели рынка. |4 |
| 1.2. Совершенная конкуренция. |5 |
|Глава II. Прибыль и издержки |5 |
| 2.1. Прибыль как гарант стабильности деятельности фирмы. |5 |
| 2.2. Бухгалтерский и экономический подходы к оценке издержек и | |
|прибыли |6 |
| 2.3. Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы |9 |
| 2.4. Закон убывающей отдачи. |10 |
| 2.5. Общий, средний и предельный доход фирмы |12 |
| 2.6. Издержки фирмы в краткосрочном периоде |13 |
|Глава III. Максимизация прибыль конкурентной фирмой |17 |
| 3.1. Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками |17 |
| 3.1.1. Случай максимизации прибыли |18 |
| 3.1.2. Случаи минимизации убытков и закрытия фирмы |20 |
| 3.2. Принцип сопоставления предельного дохода с предельными | |
|издержками |22 |
| 3.2.1. Случай максимизации прибыли |24 |
| 3.2.2. Случаи минимизации убытков и закрытия фирмы |26 |
| 3.3. Предельные издержки и кривая предложения в краткосрочном |28 |
|периоде | |
| 3.4. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде |30 |
| 3.4.1. Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в | |
|долговременном периоде |31 |
| 3.4.2. Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в |32 |
|долговременном периоде | |
| 3.4.3. Чистая конкуренция и эффективность |34 |
|Выводы. |36 |
|Список литературы |38 |

ВВЕДЕНИЕ. Фирма как экономический агент

В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Среди них - те, которые принято называть экономическими агентами, - домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества и т.д.
Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов – фирму. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.

Предпринимательская деятельность всегда являлась одним из важнейших предметов исследований экономической науки. В настоящее время есть множество определений сущности предпринимательства. В общем они сводятся к следующему:

1) целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, т.е. превышение денежной выручки, полученной от реализации товара, над затратами (издержками) на его производство и реализацию;

2) содержанием предпринимательской деятельности является поиск таких комбинаций, имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов

(денег, материальных благ, труда и т.д.), которые обеспечивают ему достижение указанной цели.

Логичным будет сделать следующие заключения:

1) субъектами предпринимательской деятельности (предпринимателями) могут быть только граждане и их объединения;

2) фигура предпринимателя не тождественна фигурам собственника и менеджера (управляющего): предприниматель может быть, а может и не быть собственником используемых им ресурсов (применять заемный капитал), а собственник может получать доход от своей собственности, не занимаясь предпринимательством (например, сдавать в аренду землю, принадлежащую ему на праве собственности; в этом случае предпринимателем выступит арендатор), а менеджер в зависимости от объекта управления не обязательно имеет в качестве непосредственной цели своей деятельности получение прибыли [1, с.

135].

Любая фирма в ходе своей деятельности должна решать ряд задач. Что и в каком количестве производить? Как производить свою продукцию? По какой цене продавать продукцию? Ответы на эти и другие вопросы находятся, исходя из предположения, что целью фирмы является максимизация прибыли.

Глава I. МНОГООБРАЗИЕ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР.

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.

1.1. Основные модели рынка

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации.

Обычно выделяют следующие четыре их типа или модели рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Таблица 1. [4, с. 165]

Рыночные структуры
|Модели рынка |Количество и |Характер |Условия входа|Доступность |
| |размеры фирм |продукции |и выхода |информации |
|Совершенная |Множество |Однородная |Никаких |Равный доступ|
|конкуренция |мелких фирм |продукция |затруднений |ко всем видам|
| | | | |информации |
|Монополисти-ч|Множество |Разнородная |Никаких |Некоторые |
|еская |мелких фирм |продукция |затруднений |ограничения |
|конкуренция | | | | |
|Олигополия |Число фирм |Разнородная |Возможны |Некоторые |
| |невелико, |или |отдельные |ограничения |
| |есть крупные |однородная |препятствия | |
| |фирмы |продукция |при входе | |
|Монополия |Одна фирма |Уникальная |Практически |Некоторые |
| | |продукция |непреодолимые|ограничения |
| | | |барьеры на | |
| | | |вдохе | |

Совершенная конкуренция и монополия представляют собой «идеальные»
(абстрактные) типы рыночных структур. Примером структуры, приближенной к типу «совершенная конкуренция» может служить сельское хозяйство, а к
«монополии» – местные предприятия общественного пользования. Что же касается монополистической конкуренции и олигополии, то эти структуры характерны для огромного большинства рынков любой страны.

Понятие структуры рынка дает возможность сформировать теорию предложения и максимизации прибыли.

1.2. Совершенная конкуренция.

Поскольку темой курсовой работы является максимизация прибыли конкурентной фирмой, остановимся на рассмотрении совершенной конкуренции.

Определяющими характеристиками совершенной конкуренции являются следующие: на рынке присутствует одновременно множество фирм, ни одна из которых не занимает значительной доли рынка; продукция является однородной; вход и выход из отрасли не связан с какими-либо трудностями; покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации.

Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта. Отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства.

Никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены не существует и ресурсы – переменные факторы производства – мобильны.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок. [2, c.147]

Глава II. ПРИБЫЛЬ И ИЗДЕРЖКИ

2.1. Прибыль как гарант стабильности деятельности фирмы.

Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или проведение дорогостоящих рекламных компаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят все же тактический характер и в конечном счете подчинены решению главной стратегической задачи - получения возможно большой прибыли.

Однако отметим, что в странах с развитой экономикой существует значительное количество так называемых бесприбыльных организаций. Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и что эта категория является объектом экономической теории не одно столетие, до сих пор не смолкают жаркие дебаты о ее сущности и формах. В многочисленных учебниках "Экономикс", в научных книгах и статьях категория "прибыль" неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими. Подчас различные трактовки прибыли и ее источников, факторов даются в книгах, вышедших в том же году, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении [1, с. 119].

Для фирмы большое значение имеет размер прибыли. Чтобы судить о размере прибыли, необходимо учитывать способы ее измерения. Абсолютная величина прибыли безотносительно к обороту или величине активов фирмы ничего не говорит. Так, годовая прибыль в 1 млрд долл. для фирмы с капиталом в 10 млрд долл. – это весьма значительно, но очень мало для фирмы с капиталом в 100 млрд долл. Поэтому величину прибыли за год сопоставляют или с годовым оборотом фирмы, или с ее капиталом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать