Оценка эффективности хозяйственной деятельности

1) Исходные данные ai1 сравниваются с эталонными (плановыми, нормативными) ai2.

2) Исходные данные стандартизуются по отношению к эталонным по формуле:

                    (1)

3) Обобщенный показатель находится по формуле:

.           (2)

Этот показатель отражает совокупное отклонение факторов производства от их эталонных (плановых, нормативных) показателей.

III. Анализ взаимосвязи «затраты – объем продаж – прибыль» дается на основе категории маржинального дохода.

Маржинальный доход представляет из себя сумму прибыли и постоянных расходов. Суть этой категории в том, что полное погашение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты деятельности предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход (Dm) можно представить двумя основными формулами:

Dm = P + Zc;                 (3)

Dm = Q – Zv,                (4)

где    Р – прибыль;

Zc – постоянные расходы (не зависят от изменения объема производства);

Zv – переменные расходы (изменяются пропорционально изменению объема производства);

Q – выручка от продаж.

Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу следующим образом:

P = Dm – Zc.                          (5)

В аналитических расчетах прибыли от продаж часто используются показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке от продаж вместо показателя общей суммы маржинального дохода. Эти три показателя взаимосвязаны:

,                               (6)

где Dy – удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж.

Если исходя из этой формулы выразить сумму маржинального дохода как

Dm = Q × Dy                           (7)

и преобразовать формулу (4), то получим следующую формулу определения прибыли от продаж:

P = Q×Dy – Zc.              (8)

Формулу (7) используют тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж при выпуске одного вида продукции и от продаж предприятием нескольких видов продукции. Если известны удельные веса маржинального дохода в выручке от продаж по каждому виду продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки от продаж подсчитывается как средневзвешенная величина.

В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются количество проданного в натуральных единицах и ставки маржинального дохода в цене за единицу продукции. Маржинальный доход можно представить как

Dm = g×Dc,          (9)

где    g – количество проданного в натуральных единицах;

Dc – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции.

Отсюда формулу можно записать как

P = g×Dc – Zc.               (10)

На прибыль от продаж оказывают влияние изменение количества  и структуры продукции, уровня цен, а также уровня постоянных расходов. Приведем алгоритм расчета данного влияния.

Пусть исходные данные для расчета выглядят следующим образом:


Вид изделия

Отпускная цена

Переменные расходы на единицу продукции

Удельный вес изделия, % к общему итогу по продажам

По плану

По факту

А

В

С

D

a

b

с

d

a1

b1

c1

d1

a2

b2

d2

b3

c3

d3


Пусть выручка от продаж планировалась в объеме Qпл, а фактически она составила Qф, постоянные расходы по плану и по факту не изменились и составили Zc.

Определим прибыль от продаж по плану, используя вышеприведенную формулу.

Предварительно рассчитаем удельные веса  маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции:

Вид изделия

Алгоритм расчета

Результат

А

(a – a1) : a

ga

В

(b – b1) : b

gb

D

(d – d1) : d

gd


Средний удельный вес маржинального дохода в выручке (Dy1) для всего объема по плану:

.

Подставив полученное значение в формулу (9), получим

Р1 = Qпл × Dy1 – Zc.

Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж:


Вид изделия

Алгоритм расчета

Результат

В

(b – b1) : b

gb

С

(c – c1) : c

gc

D

(d – d1) : d

gd


Средний удельный вес маржинального дохода (Dy2) для всего объема фактических продаж:

.

Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и постоянных расходах:

Р2 = Qф × Dy2 – Zc.

Проводим сравнение полученных значений плановой и фактической прибыли, вычисляя разность (Р2 – Р1).

За счет увеличения количества проданных изделий, безусловно, вырастет абсолютная сумма прибыли. И это позволяет считать, что при постоянной структуре данного объема не будет меняться средний удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составит:

(Qф – Qпл) × Dy2.

Структурные сдвиги в объеме продаж приводят к изменению среднего удельного веса маржинального дохода, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, и находится по алгоритму:

(Dy2 – Dy1) × Qф.

Для контроля за правильностью вычислений необходимо проверить выполнимость равенства (Р1 – Р2) = (Qф – Qпл) × Dy2 – (Dy2 – Dy1) × Qф.

В зависимости от целого ряда причин цены на фактически проданную продукцию могут отклоняться от плановых. Для иллюстрации алгоритма учета этого факта предположим, что gb1 процент от общего объема проданных изделий В был продан по измененной цене b4. Тогда вес маржинального дохода в этом случае составит

.

Прибыль от продаж при фактическом объеме выручки, измененных ценах неизменном уровне постоянных расходов равна:

Р3 = Qф3 × Dy3 – Zc,

где Qф3 – измененная выручка от фактических продаж при измененной цене на один вид продукции.

Пусть постоянные расходы изменились по каким-либо причинам, так что их значение стало равно Zc3. Тогда, окончательная сумма прибыли от продаж при изменении всех трех факторов (количества и структуры проданного, уровня цен и уровня постоянных расходов) равна

Р4 = Qф3 × Dy3 – Zc3.

Окончательно результаты анализа сводятся в следующую таблицу:


Показатели

Сумма

Отклонение прибыли от плана – всего

В том числе за счет:

– изменения количества проданного

– изменения структуры проданного

– изменения цены

– изменения постоянных расходов

Р4 – Р1


(Qф – Qпл) × Dy2

(Dy2 – Dy1) × Qф

Р4 – Р3

Zc3


Комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности предприятия проведем по формулам (1) и (2).

В формуле (1) в качестве эталонных показателей возьмем показатели за 2006 год.

Для расчета обобщающего аналитического показателя использования производственных ресурсов составим следующую вспомогательную таблицу:



2006

2007

ФО

1,197

1,174

0,980785

0,000369

Уа

0,89

0,85

0,955056

0,00202

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать