1) Исходные данные ai1 сравниваются с эталонными (плановыми, нормативными) ai2.
2) Исходные данные стандартизуются по отношению к эталонным по формуле:
(1)
3) Обобщенный показатель находится по формуле:
. (2)
Этот показатель отражает совокупное отклонение факторов производства от их эталонных (плановых, нормативных) показателей.
III. Анализ взаимосвязи «затраты – объем продаж – прибыль» дается на основе категории маржинального дохода.
Маржинальный доход представляет из себя сумму прибыли и постоянных расходов. Суть этой категории в том, что полное погашение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты деятельности предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход (Dm) можно представить двумя основными формулами:
Dm = P + Zc; (3)
Dm = Q – Zv, (4)
где Р – прибыль;
Zc – постоянные расходы (не зависят от изменения объема производства);
Zv – переменные расходы (изменяются пропорционально изменению объема производства);
Q – выручка от продаж.
Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу следующим образом:
P = Dm – Zc. (5)
В аналитических расчетах прибыли от продаж часто используются показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке от продаж вместо показателя общей суммы маржинального дохода. Эти три показателя взаимосвязаны:
, (6)
где Dy – удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж.
Если исходя из этой формулы выразить сумму маржинального дохода как
Dm = Q × Dy (7)
и преобразовать формулу (4), то получим следующую формулу определения прибыли от продаж:
P = Q×Dy – Zc. (8)
Формулу (7) используют тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж при выпуске одного вида продукции и от продаж предприятием нескольких видов продукции. Если известны удельные веса маржинального дохода в выручке от продаж по каждому виду продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки от продаж подсчитывается как средневзвешенная величина.
В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются количество проданного в натуральных единицах и ставки маржинального дохода в цене за единицу продукции. Маржинальный доход можно представить как
Dm = g×Dc, (9)
где g – количество проданного в натуральных единицах;
Dc – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции.
Отсюда формулу можно записать как
P = g×Dc – Zc. (10)
На прибыль от продаж оказывают влияние изменение количества и структуры продукции, уровня цен, а также уровня постоянных расходов. Приведем алгоритм расчета данного влияния.
Пусть исходные данные для расчета выглядят следующим образом:
Вид изделия
Отпускная цена
Переменные расходы на единицу продукции
Удельный вес изделия, % к общему итогу по продажам
По плану
По факту
А
В
С
D
a
b
с
d
a1
b1
c1
d1
a2
b2
–
d2
–
b3
c3
d3
Пусть выручка от продаж планировалась в объеме Qпл, а фактически она составила Qф, постоянные расходы по плану и по факту не изменились и составили Zc.
Определим прибыль от продаж по плану, используя вышеприведенную формулу.
Предварительно рассчитаем удельные веса маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции:
Вид изделия
Алгоритм расчета
Результат
А
(a – a1) : a
ga
В
(b – b1) : b
gb
D
(d – d1) : d
gd
Средний удельный вес маржинального дохода в выручке (Dy1) для всего объема по плану:
.
Подставив полученное значение в формулу (9), получим
Р1 = Qпл × Dy1 – Zc.
Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж:
Вид изделия
Алгоритм расчета
Результат
В
(b – b1) : b
gb
С
(c – c1) : c
gc
D
(d – d1) : d
gd
Средний удельный вес маржинального дохода (Dy2) для всего объема фактических продаж:
Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и постоянных расходах:
Р2 = Qф × Dy2 – Zc.
Проводим сравнение полученных значений плановой и фактической прибыли, вычисляя разность (Р2 – Р1).
За счет увеличения количества проданных изделий, безусловно, вырастет абсолютная сумма прибыли. И это позволяет считать, что при постоянной структуре данного объема не будет меняться средний удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составит:
(Qф – Qпл) × Dy2.
Структурные сдвиги в объеме продаж приводят к изменению среднего удельного веса маржинального дохода, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, и находится по алгоритму:
(Dy2 – Dy1) × Qф.
Для контроля за правильностью вычислений необходимо проверить выполнимость равенства (Р1 – Р2) = (Qф – Qпл) × Dy2 – (Dy2 – Dy1) × Qф.
В зависимости от целого ряда причин цены на фактически проданную продукцию могут отклоняться от плановых. Для иллюстрации алгоритма учета этого факта предположим, что gb1 процент от общего объема проданных изделий В был продан по измененной цене b4. Тогда вес маржинального дохода в этом случае составит
.
Прибыль от продаж при фактическом объеме выручки, измененных ценах неизменном уровне постоянных расходов равна:
Р3 = Qф3 × Dy3 – Zc,
где Qф3 – измененная выручка от фактических продаж при измененной цене на один вид продукции.
Пусть постоянные расходы изменились по каким-либо причинам, так что их значение стало равно Zc3. Тогда, окончательная сумма прибыли от продаж при изменении всех трех факторов (количества и структуры проданного, уровня цен и уровня постоянных расходов) равна
Р4 = Qф3 × Dy3 – Zc3.
Окончательно результаты анализа сводятся в следующую таблицу:
Показатели
Сумма
Отклонение прибыли от плана – всего
В том числе за счет:
– изменения количества проданного
– изменения структуры проданного
– изменения цены
– изменения постоянных расходов
Р4 – Р1
(Qф – Qпл) × Dy2
(Dy2 – Dy1) × Qф
Р4 – Р3
Zc3
Комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности предприятия проведем по формулам (1) и (2).
В формуле (1) в качестве эталонных показателей возьмем показатели за 2006 год.
Для расчета обобщающего аналитического показателя использования производственных ресурсов составим следующую вспомогательную таблицу:
2006
2007
ФО
1,197
1,174
0,980785
0,000369
Уа
0,89
0,85
0,955056
0,00202