Определение себестоимости продукции
смотреть на рефераты похожие на "Определение себестоимости продукции"
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТОИМОСТИ И СЕБЕСТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ
ПРОДУКЦИИ
В условиях социалистического общества, когда имеет место товарное
производство, любая продукция характеризуется стоимостью. На производство
продукции требуются затраты живого и овеществленного труда. Эти затраты
составляют издержки производства и формируют стоимость. Общественные
издержки производства, приобретая стоимостную форму, образуют стоимость.
Она включает в себя как стоимость потребленных средств производства, так и
вновь созданную. В свою очередь, стоимость потребленных средств
производства включает перенесенную на продукцию часть стоимости основных
фондов и стоимость потребленных оборотных фондов. Вновь созданная стоимость
состоит из стоимости необходимого и прибавочного продукта.
Себестоимость продукции представляет собой часть стоимости выражающую в денежной форме затраты на потребленные средства производства и оплату труда работников. Транспортная продукция так же, как и продукция любой другой отрасли материального производства, имеет стоимость и себестоимость. Схема формирования стоимости транспортной продукции представлена на рис. 7.1.
Себестоимость и стоимость продукции представляют собой диалектическое
единство. Без себестоимости нет стоимости. Себестоимость есть основа
стоимости и наоборот, если не создается стоимость, то нет и себестоимости.
Эти две экономические категории устанавливают различные условия простого и
расширенного производства. Если реализуемая продукция больше себестоимости,
то имеет место расширенное производство. Если же реализуемая продукция
меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство.
Себестоимость продукции составляет лишь часть стоимости, так как в нее не
включаются накопления предприятий, прибавочный продукт (за исключением
расходов по отчислениям на социальное страхование).
В практике работы предприятий применяются различные виды себестоимости в зависимости от объективных условий и признаков: по общественной значимости, характеру формирования различают индивидуальную (расходы конкретных предприятий по выпуску продукции) и общественную себестоимость; по экономическому характеру она делится на производственную, характеризующую затраты предприятия по производству продукции, и полную, которая включает в себя также и расходы по реализации (непроизводственные расходы — тара, упаковка и т, д.); по объекту затрат различают себестоимость всей продукции (расходы предприятия по выпуску всей массы продукции) и различных видов продукции или единицы продукции, которая представляет собой часть расходов, связанных с выпуском данной единицы (данного вида) продукции; по периоду определения классифицируют плановую себестоимость, которая рассчитывается на плановый период исходя из плана, нормативов и норм, действующих на предприятиях (используется для оценки качества составления плана), и отчетную, характеризующую действительные, реализованные затраты по выпуску продукции на предприятии.
[pic]
На основе сопоставления плановой и отчетной себестоимостей
совершенствуется производственно-хозяйственная деятельность предприятий.
Себестоимость на каждом конкретном предприятии одной отрасли производства
определяется степенью технической вооруженности, совершенством, средств
производства, эффективностью их использования, уровнем производительности
труда, совершенствованием организации, труда, производства, управления,
уровнем цен на средства производства и рядом других факторов.
Важность показателя себестоимости на транспорте, в том числе на воздушном, определяется еще и особенностями производства. Здесь не создается новый вещественный продукт. Транспорт продолжает процесс производства в сфере обращения, увеличивая при этом затраты народного хозяйства на перемещение товаров. Снижение себестоимости уменьшает транспортные издержки народного хозяйства, которые являются одной из наиболее, крупных статей-. расходована производство продукции.
2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ
В гражданской авиации расходы эксплуатационных предприятий по выполнению авиаперевозок и других видов применения авиации в народном хозяйстве называются эксплуатационными. Все расходы классифицируются по экономическим элементам и статьям затрат калькуляции. Деление расходов по экономическим элементам отражает функции, которые выполняют ресурсы в общественном производстве, а также позволяет характеризовать трудоемкость, энергоемкость, материалоемкость и другие особенности отраслевого производства в целом или производственного процесса. Под экономическими элементами затрат понимаются расходы, сгруппированные по однородному экономическому признаку независимо от их производственного назначения. При этом выделяются следующие экономические элементы: заработная плата и выплаты; материалы; топливо и электроэнергия; амортизационные отчисления; прочие расходы.
К расходам “Заработная плата и выплаты” относится заработная плата всех
категорий работников и другие выплаты работникам гражданской авиации
(питание ЛПС, суточные, экспедиционные, полевое довольствие, расходы по
форменному обмундированию, выдаваемому бесплатно и на льготных условиях,
отчисления на социальное страхование, зарплата работников ВОХР). В расходы
на материалы включаются расходы на приборы, агрегаты, радиолампы, бензин,
керосин, смазочные и обтирочные материалы, краски,. химикаты и т. д.,
связанные с обслуживанием СВП, автотранспорта, текущим ремонтом зданий,
оборудования и другими хозяйственными нуждами. К расходам “Топливо и
электроэнергия” относятся авиа ГСМ, расходы на топливо и электроэнергию в
наземных службах.
В расходах по амортизации показывается не только амортизация СВП, но и остальных основных фондов.
Деление эксплуатационных расходов по экономическим элементам позволяет
выделить основные общие группы расходов по характеру их участия в
формировании стоимости транспортной продукции, т. е. выделить общие расходы
по заработной плате и всем выплатам и стоимость всех потребленных средств производства
Классификация затрат по экономическим элементам применяется при составлении
сметы затрат, рассчитанной на весь объем производства без распределения по
отдельным видам продукции. Однако группировка расходов по экономическим
элементам не дает представления о месте затрат на производстве. Поэтому по
производственному назначению расходы в зависимости от места формирования и
выполняемых функций в различных звеньях производственного процесса
группируются еще и по калькуляционным статьям затрат.
Эксплуатационные расходы предприятий гражданской авиации группируются по шести калькуляционным статьям: авиа ГСМ.;. амортизация СВП; текущий ремонт СВП; заработная плата всего состава; отчисления на социальное страхование; аэропортовые расходы.
Статья “Авиа ГСМ ” по транспортной авиации включает расходы по заправке авиатопливом и смазочными материалами всех типов ЛА собственного парка в базовых аэропортах и аэропортах других предприятий. В эту статью включаются расходы по авиа ГСМ за время непроизводственного налета часов и за время работы двигателей на земле ЛА собственного парка. С 1981 г. введена система взаиморасчетов по авиа ГСМ. Поэтому расходы по заправке ЛА авиа ГСМ планируются и учитываются в себестоимости авиационных работ предприятий ГА, которые являются их владельцами независимо от места заправки и видов полетов. Система взаиморасчетов усилила режим экономии по топливу, так как предприятия-владельцы самолетов обеспечивают более строгий контроль за количеством заправляемого топлива летательных аппаратов собственного парка в аэропортах других авиапредприятий. Они теперь в большей степени заинтересованы в реализации мероприятий по эффективному использованию топлива.
Статья “Амортизация СВП” включает расходы на реновацию и капитальный ремонт самолетов и двигателей по собственному СВП как за время производственного, так и непроизводственного налета и время работы двигателей на земле.
Статья “Текущий ремонт СВП” включает материальные затраты, связанные со всеми регламентными формами технического обслуживания летательных аппаратов собственного СВП и оперативными видами технического обслуживания СВП других предприятий. Эта статья включает в себя стоимость: запасных частей, приборов и оборудования, не относящихся к основным фондам, а также материалов, расходуемых на выполнение всех форм технического обслуживания собственного СВП и оперативных видов технического обслуживания СВП других предприятий; авиа ГСМ, расходуемых на подогрев авиадвигателей перед запуском, и обогрев салонов ЛА перед посадкой пассажиров; материалов, используемых на ремонт, стирку и дезинфекцию бытового оборудования пассажирских салонов; всех видов ремонта запасных частей, приборов и оборудования; периодического технического обслуживания я текущего ремонта собственного СВП, а также текущего ремонта запасных частей приборов и оборудования (кроме относящегося к основным фондам базовых АТБ и других авиапредприятий, или при выполнении работ на АРЗ.
В статью “Заработная плата всего состава” входят расходы по основной и дополнительной заработной плате всего эксплуатационного персонала.
В статью “Отчисления на социальное страхование” включаются средства, перечисляемые эксплуатационными предприятиями ГА •в бюджет на оплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, санитарно-куротное лечение рабочих и служащих, обслуживание детей в детских учреждениях и пионерских лагерях и т. п. В настоящее время они отчисляются в раз-мере 14% от основной и дополнительной заработной платы, а также от сумм премий, выплачиваемых работникам из фонда материального поощрения.
Классификация затрат по статьям может быть использована на воздушном
транспорте для определения себестоимости единицы продукции по видам авиации
(транспортная авиация, ПАНХ), по видам перевозок, типам ЛА, по видам работ
ПАНХ. Определение себестоимости по статьям затрат называется калькуляцией.
Различают как плановую, так и отчетную калькуляции себестоимости Плановая
калькуляция составляется по плановым затратам и запланированному объему
работ. Она формируется для организации деятельности предприятия. Отчетная
калькуляция составляется по фактическим затратам и фактическому
(выполненному) объему перевозочной работы. Сопоставление фактической и
плановой калькуляции позволяет судить о результатах выполнения плана по
себестоимости транспортной продукции и намечать мероприятия по ее снижению.
3, КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ
Для того чтобы правильно распределять и учитывать затраты, связанные с выполнением всего объема работ, эксплуатационные расходы классифицируются по следующим признакам: способу распределения затрат на тот или иной вид продукции, отнесению затрат в процессе производства; степени зависимости от объема ра-бот, размеров движения и дальности перевозок.