Опыт планирования в западных странах

Опыт планирования в западных странах

смотреть на рефераты похожие на "Опыт планирования в западных странах"

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Реферат

По курсу «Планирование социально-экономического развития»

Опыт планирования в Западных странах:

Япония.

Санкт-Петербург

2002 год

Содержание

Введение. Начало использования планирования в Японии:

1. Статистические данные Японии в общем ВВП…….....3 с.

2. Феномен «японского чуда»………………………..….3-4 с.

3. Национальные особенности…………………………..4-5 с.


Основная часть. Общегосударственное планирование рыночной экономики в
Японии:

1. История использования индикативного планирования в

Японии……………………………………………………6 с.

2. Результаты планирования………………………...…..6-9 с.

3. Механизмы планирования……………………….….9-12 с.


Заключение. Основные выводы и факты планирования в Японии:

1. Использование экономики смешанного типа………...13 с.

2. Влияние опыта Японии на другие страны……...…….13 с.

3. Эффективность формы планирования Японии………13 с.

Список литературы…………………………………..……14 с.

Введение

Эта работа посвящена исследованию опыта планирования в Японии. Для начала определим, что же такое планирование. Согласно Советскому энциклопедическому словарю (СЭС М 1989, стр. 1022) «Планирование экономического и социального развития страны – основной метод осуществления хозяйственно-организаторской функции государства»

В начале XX века западная общественная мысль отрицала возможность планирования национальной экономики, полагая, что рынок способен спонтанно устраивать все настолько хорошо, насколько это возможно.

В постиндустриальную эпоху прогнозирование, программирование и индикативное планирование вышли за рамки предприятий и приобрели общегосударственное значение.

На данном этапе индикативное планирование является средством реализации социально-экономической политики государства, это процесс формирования системы параметров (индикаторов) достижение которых определяет меру государственного воздействия на социальные и экономические процессы. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, занятость, уровень жизни народа, внешнеэкономические связи. Именно индикативное планирование широко применяется в Японии.

Почему планирование начали применить в Японии только в 50-х г.г.?
Несомненно, это связано с разгромом Японии во Второй Мировой войне и необходимостью срочного восстановления экономики.

Сегодня Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая второе место в мире по экономической мощи. На неё приходится около 7% мирового ВВП. На наш взгляд, это объясняется не столько многочисленностью населения (126 млн. человек в 1997 г.), сколько высоким уровнем развития. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателям производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её
ВВП, подсчитаны на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает
ВВП Китая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий.

Нынешние позиции Японии в мировом хозяйстве – результат ее экономического развития во второй половине текущего столетия.

Вступив в после военный период с разрушенной и дезорганизованной экономикой, пережив затяжное и длительное восстановление, Япония в 50 - 60- х годах продемонстрировала быстрый рост, по своим темпам Великобритании,
5,6% - во Франции, 5,0 опережающий развитие других крупных капиталистических стран. Темпы роста в Японии составляли в период 1960-1973 гг. 10,1% в год по сравнению с 3,9% - в США, 4,5% - в ФРГ, 3,1% - в % - в
Италии в тот же период. Подобное превосходство в темпах на протяжение ряда лет породило первую волну публикаций о японском "экономическом чуде", пришедшуюся на конец 60 - начало 70-х годов. В этих работах анализировались причины, существующие темпы сопоставлялись, экстраполировались, и на этой основе давались ошеломляющие прогнозы превращения Японии в мирового лидера.

Хотя разговоры о «японском чуде» уже прекратились, «феномен» Японии продолжает волновать умы специалистов и неспециалистов. Несмотря на ряд сложных внутренних проблем, а также ухудшение с середины 70-х г. внешних условий, Япония по-прежнему развивается более динамично, чем другие капиталистические страны. Из всех неурядиц она выходит более сильной и уверенной в себе, неуклонно укрепляя свои экономические (вместе с ними и политические) позиции на мировой арене.

Немаловажную роль в планировании страны играют национальные особенности.

К национальным особенностям Японии относится концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного подхода к управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании мастерства без ожидания какой-либо материальной выгоды. Японцы убеждены, что улучшение мастерства само по себе может приносить человеку огромное удовлетворение.
Кроме того, японцы восприимчивы к новым идеям. Они любят учится на чужих ошибках и извлекать выгоду из чужого опыта. Они внимательно наблюдают за происходящим в мире и систематически пополняют информацию из-за рубежа. Они заимствуют и быстро усваивают новые технологические методы и процессы.
Японские рабочие не оказывают сопротивления внедрению новинок технического прогресса. Инновация - основа экономического роста, и японцы ей искренне привержены.

Также можно сказать, что Япония - страна парадоксов. Здесь отвергают личность как отдельного индивидуума, но проявляют уважение к мнению каждого.
Японец дисциплинирован, мыслит интересами группы и способен на экстраординарные усилия для достижения общего блага. Поэтому у японцев острое чувство необходимости общего блага. Японцы - целеустремленные люди.
Они хотят совершенствовать себя до бесконечности. Они готовы упорно работать ради этой цели. Это стремление к совершенству очень помогло японскому менеджменту в интеграции европейского опыта управления в традиционную японскую культуру.
Япония - маленькая страна. Плотность населения высока. Ресурсы ограничены.
Природные катаклизмы вызывают национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.
Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового консенсуса.

В этой работе мы рассмотрим только один из аспектов «японского чуда» - применение индикативного планирования.

Общегосударственное планирование рыночной экономики Японии

Основные тезисы:

• Общегосударственное экономическое планирование носит индикативный характер.

• Такое планирование - особая, достаточно эффективная форма государственно- монополистического регулирования

В отличие от директивного планирования, при котором план экономического развития страны приобретает силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства, общегосударственное планирование в Японии носит индикативный характер. Разрабатываемые планы формально не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на их выполнение в общенациональных интересах.

К выводу об эффективности таких программ в условиях рынка японские специалисты пришли еще в 50-х годах, когда было положено начало общегосударственному планированию. Обосновывая необходимость и важность принятия первого общегосударственного плана, известного как Пятилетний план экономического самообеспечения (1956-1960 финансовые годы), его разработчики подчеркивали, что хотя планирование присуще, прежде всего, социалистической системе хозяйства, оно может достаточно эффективно осуществляться и в условиях рыночной экономики.

Составители плана исходили из того, что основу японского хозяйства составляют частные предприятия. Их не смущали такие серьезные трудности, как общая дезорганизация экономики восстановительного периода, инфляция, дефицит платежного баланса, массовая безработица и т.п. Эти проблемы, по их мнению, могли быть решены именно путем разработки и осуществления общегосударственных среднесрочных и долгосрочных программ.
Результаты планирования:

С начала планирования в Японии разработано 12 общегосударственных программ социально-экономического развития страны, не считая ныне действующего плана на 1996-2000 г. (см. таблицу). Поставленные ими цели преследовали решение наиболее важных проблем, стоявших в тот или иной конкретный период. Однако их полное достижение в условиях стихийности рыночной экономики, особенно для такой страны, как Япония, которая в значительной степени зависит от внешнего рынка, вряд ли было возможным.
Решение намеченных задач, сопровождаемое серьезными, часто непредсказуемыми трудностями, могло носить лишь частичный характер, особенно в социальной сфере.

|Общегосударственные планы социально-экономического развития Японии в |
|послевоенные годы |
|План и срок его |Цели |Результаты (среднегодовые |
|действия | |темпы роста в реальном |
|(финансовые годы)| |выражении, %) |
| | |промышленность|экономика в|
| | | |целом (ВНП)|
| | |план |факти- |план|факти-|
| | | |чески | |чески |
|Пятилетний план |Достижение экономической |7,4 |15,6 |5,0 |8,7 |
|экономического |независимости, обеспечение | | | | |
|самообеспечения |полной занятости | | | | |
|(1956-1960 гг.) | | | | | |
|Новый |Максимизация экономического|8,2 |13,5 |6,5 |9,9 |
|долгосрочный |роста, повышения уровня | | | | |
|экономический |жизни, полная занятость | | | | |
|план | | | | | |
|(1958-1962 гг.) | | | | | |
|План удвоения |Максимизация экономического|10,5 |13,8 |7,2 |10,7 |
|национального |роста, повышение уровня | | | | |
|дохода (1961-1970|жизни, полная занятость | | | | |
|гг.) | | | | | |
|Среднесрочный |Ликвидация диспропорций |9,9 |13,6 |8,1 |10,6 |
|экономический |развития | | | | |
|план | | | | | |
|(1964-1968 гг.) | | | | | |
|План |Достижение |10,2 |13,2 |8,2 |10,2 |
|экономического и |сбалансированного и | | | | |
|социального |устойчивого экономического | | | | |
|развития |и социального развития | | | | |
|(1967-1971 гг.) | | | | | |
|Новый план |Создание благоприятных |12,4 |3,6 |10,6|5,9 |
|экономического и |условий жизни нации путем | | | | |
|социального |сбалансированного и | | | | |
|развития |устойчивого экономического | | | | |
|(1970-1975 гг.) |роста | | | | |
|Базовый |Повышение благосостояния |10,0*|2,1*1 |9,4*|4,2*1 |
|экономический и |нации, расширение |1 | |1 | |
|социальный план |международного | | | | |
|(1973-1978 гг.) |сотрудничества | | | | |
|Экономический |Устойчивое развитие |- |6,9*2 |6,0*|5,7*2 |
|план на вторую |экономики и обеспечение | | |2 | |
|половину 70-х |полноценной жизни нации | | | | |
|годов | | | | | |
|(1976-1980 гг.) | | | | | |
|Новый семилетний |Постепенный переход на путь|5,6*3|5,2*3 |5,7*|5,2*3 |
|экономический и |стабильного роста, | | |3 | |
|социальный план |улучшение качества жизни, | | | | |
|(1979-1985 гг.) |увеличение вклада в | | | | |
| |развитие международного | | | | |
| |экономического сообщества | | | | |
|Экономические и |Обеспечение полной |- |- |4,0*|3,8*4 |
|социальные |занятости, стабилизация цен| | |4 | |
|перспективы и |и внешнеторгового баланса в| | | | |
|ориентиры на 80-е|условиях соответствующих | | | | |
|годы |темпов роста. Осуществление| | | | |
|(1983-1990 гг.) |административно-финансовой | | | | |
| |реформы | | | | |
|Новый |Стимулирование внутреннего |- |- |3,75|4,8*5 |
|экономический |спроса и сокращение | | |*5 | |
|план |значительного | | | | |
|(1988-1992 гг.) |положительного сальдо | | | | |
| |платежного баланса, | | | | |
| |продвижение к самому | | | | |
| |высокому в мире уровню | | | | |
| |жизни, сбалансированное | | | | |
| |развитие провинции | | | | |
|Пятилетний план |Значительное повышение |- |- |3,5 |0,1 |
|создания державы |жизненного уровня | | | | |
|благосостояния | | | | | |
|(1992-1996 гг.) | | | | | |
|Экономический и |Осуществление кардинальной |- |- |3,0 | |
|социальный план |реформы экономической и | | | | |
|структурной |социальной структуры страны| | | | |
|реформы | | | | | |
|(1996-2000 гг.) | | | | | |

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать