Организационно-экономические и правовые формы предприятий

Недостатки. Партнерство часто оказывается менее способно преодолеть несовершенства единоличного владения, чем это кажется поначалу. Действительно, возникают некоторые новые проблемы, нехарактерные для единоличного владения.

1) Когда несколько человек участвуют в управлении, подобное разделение власти может привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, если партнеры расходятся по главным вопросам. По всем этим причинам управление партнерством может быть неповоротливым и затруднительным.

2) Финансы компании все еще ограничены, хотя значительно превосходят возможности единоличного владения. Финансовых ресурсов трех или четырех партнеров может не хватить, или они могут быть таковы, что все же будут сильно ограничивать потенциальный рост прибыльного предприятия.

3) Продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности.

4) Наконец, неограниченная ответственность угрожает партнерствам точно так же, как и единоличным владениям. Фактически каждый партнер несет ответственность за все неудачи предприятия – не только за результат  собственных управленческих решений, но и за последствия действий любого другого партнера. Преуспевающему партнеру приходиться полагаться также и на благоразумие и расчетливость менее предприимчивого участника.

Корпорация – это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти признанные правительством «юридические лица» могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.

Преимущества. Хотя корпорации относительно немногочисленны, они отличаются широким масштабом операций и крупными размерами. Хотя только 18% всех компаний являются корпорациями, на их долю приходится примерно 9/10 объема продаж товаров и услуг.

1) Корпорация – наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Корпорациям присущ уникальный способ финансирования – через продажу акций и облигаций, - который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц. Финансирование путем продажи ценных бумаг имеет также определенные преимущества, с точки зрения их покупателей. Во-первых, домохозяйства в этом случае могут участвовать в предприятии и рассчитывать на определенное денежное вознаграждение; при этом нет необходимости принимать активное участие в управлении предприятием. К тому же, отдельное лицо имеет возможность распределять риск, приобретая ценные бумаги нескольких корпораций. Наконец, обычно держатели ценных бумаг корпорации без труда распоряжаются своими вкладами. Существующие фондовые биржи облегчают движение ценных бумаг между покупателями и продавцами. Излишне говорить, что все это усиливает готовность людей, имеющих сбережения, приобретать ценные бумаги корпораций. Более того, корпорации обычно имеют более легкий доступ к банковскому кредиту по сравнению с другими формами организации бизнеса. Причина заключается не только в большей надежности корпорации, но также в их способностях обеспечить банкам прибыльность счетов.

2) Другое существенное преимущество корпорации – это ограниченная ответственность. Владельцы корпорации (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под угрозу, даже если корпорация пойдет ко дну, сев на риф банкротства. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам. Право ограниченной ответственности заметно облегчает задачу корпорации в привлечении денежного капитала.

3) Благодаря своим привилегиям в области привлечения денежного капитала преуспевающей корпорации легче увеличивать объем и расширять масштабы операций, а также реализовать преимущества объединения капиталов. В частности, корпорация способна извлекать преимущества из технологий массового производства. Подобным образом размеры корпорации позволяют осуществлять более глубокую специализацию в использовании человеческих ресурсов. В то время как управляющий единоличного предпринимательства вынужден делить свое время между производством, бухгалтерским учетом, деятельностью на рынке, крупная корпорация может привлекать специализированные кадры в каждую из этих сфер и тем самым достигать большей эффективности.

4) Поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и в этом отношении – от ее собственных должностных лиц. Партнерства внезапно и непредсказуемо могут погибнуть, а корпорации, по крайней мере, согласно законам, вечны. Передача собственности корпорации  через продажу акций не подрывает ее целостности. Одним словом, корпорации обладают известным постоянством, недостающим другим формам бизнеса, которое открывает возможность перспективного планирования и роста.

Недостатки. Преимущества корпорации огромны и обычно перевешивают их недостатки. Однако заслуживают упоминания следующие недостатки корпоративной формы организации бизнеса:

1) Регистрация устава корпорации сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и расходами на юридические услуги.

2) С общественной точки зрения в корпоративной форме бизнеса заложены возможности для некоторых злоупотреблений. Так как корпорация является юридическим лицом, некоторые недобросовестные владельцы компаний иногда получают возможность избежать личной ответственности за сомнительную производственную деятельность, принимая корпоративную форму предприятия. И не смотря на то, что это запрещено законом, корпоративная форма бизнеса может стать базой для выпуска и продажи не имеющих никакой стоимости ценных бумаг. Однако отметим, что это не внутренне присущий корпорации порок, а лишь потенциальная возможность для злоупотреблений.

3) Следующий возможный недостаток корпорации касается вопросов, связанных с налогообложением прибыли корпорации. Речь идет о проблеме двойного налогообложения: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды – первый раз как часть прибыли корпорации и второй раз как часть личного дохода владельцев акций.

4) При единоличном предпринимательстве и партнерстве владельцы недвижимости и финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и их контролируют (соглашение с участием  пассивного партнера является исключением). Большинство исследователей считает, что именно так и должно быть. Но в крупных корпорациях, акции которых широко распылены  среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля. Причины этого расхождения  кроются в бездеятельности типичного держателя акций. Большая часть владельцев акций не использует права участия в голосовании или же если использует это право, то лишь подписываясь под предоставлением полномочий, действующим должностным лицам корпорации. А почему они должны поступать иначе? Средние держатели акций очень мало знают или вовсе не имеют никакой информации о том, насколько эффективно управляется «их» корпорация. Так как типичный владелец акций  может иметь лишь 1000 из 15 млн. выпущенных в обращение обычных акций, один голос, в сущности, не играет никакой роли. Неиспользование права голоса или полная передача полномочий официальным лицам корпорации ведет к тому, что последние получают возможность самостоятельно определять свою судьбу.

Разделение функций собственности и контроля не вызывает существенных последствий в том случае, если интересы и действия группы, осуществляющей функции управления, согласуются с пожеланиями группы владельцев корпорации (то есть держателей акций). Беда в том, что интересы двух этих групп не всегда совпадают. К примеру, управляющие, стремясь добиться могущества и престижа, сопутствующих  контролю над крупным предприятием, могут отдать предпочтение невыгодному расширению операций фирмы. Или же столкновение интересов может произойти в отношении политики выплаты дивидендов. Вопрос в том, какая часть доходов корпорации, оставшаяся после уплаты налогов, будет выплачена в качестве дивидендов, а какая часть будет сохранена корпорацией в виде нераспределенной прибыли? Очевидно, должностные лица корпорации будут голосовать за повышение своих окладов, пенсий и премий за счет доходов корпорации, которые в ином случае могли бы быть направлены на выплату более высоких дивидендов. Таким образом, разделение функций собственности и контроля затрагивает важные и противоречивые проблемы разделения власти и полномочий, ответственности управляющих корпорацией, внутренних конфликтов между менеджерами и владельцами акций.

А теперь рассмотрим некоторые формы предприятий с организационно-правовой точки зрения.

Хозяйственные общества:

а) Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это общество, уставный капитал которого разделен на доли участников, которые несут материальную ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от товарищества в ООО создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью.

б) Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является по существу разновидностью ООО. Его особенностями выступают: солидарная субсидиарная ответственность участников по обязательствам ОДО своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом в учредительных документах; разделение при банкротстве одного из участников ОДО его ответственность по обязательствам общества между другими участниками пропорционально их вкладам.

в) Акционерное общество (АО) – это общество, уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами и, соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут материальную ответственность лишь в пределах стоимости  принадлежащих им акций. АО подразделяются на два вида: открытые и закрытые (ОАО и ЗАО). В ОАО его участники могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. В ЗАО акции распределяются по закрытой подписке только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество его учредителей в российском законодательстве ограничивается 50 лицами.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать