Ситуация заставляет предпринимателя держать в центре своего внимания каналы распределения товаров и услуг (оптовая и розничная сеть, дилеры, агенты и т.д.). Это и представляет собой четвертую стадию технологии. Дело в том, что в зависимости от выбранных каналов (форм) доведения товаров до потребителей в значительной степени определяется скорость оборота вложенных средств.
2 .2. Коммерческое предпринимательство.
Этот вид деятельности характеризуется тем, что суть его содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иначе, имеет место перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно- предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции и др. В качестве исходной стадии технологии стоит выбор - что покупать, что перепродавать и где. В решении этих вопросов, прежде всего, следует исходить из положения, что реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки. Но чтобы быть уверенным, что эти условия выполнимы, предприниматель должен провести тщательный маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и на выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка, т.е. какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации. Эти шаги составят вторую стадию технологии.
Зная предварительную прогнозную оценку движения товаров и услуг, предприниматель вырабатывает дня себя конкретный план действий (бизнес- план). В нем определяются мероприятия по проведению сделки купли-продажи, делаются расчеты цен по закупке и продаже товара, затрат и результатов. В нем также определяется необходимое количество работников, объем транспортных работ, проведение рекламной кампании, работ по оформлению коммерческих документов. В бизнес-плане также рассматриваются:
• закупка товаров для последующей продажи;
• получение услуг от сторонних организаций и их оплата;
• наем помещений и складов для хранения, торговых точек для реализации;
• формы реализации товара;
• обоснование получения кредитов или других заемных средств;
• выплата налогов и платежей государственным и местным финансовым органам.
Важно, чтобы многие мероприятия были увязаны по срокам и исполнителям.
На основе бизнес-плана рекомендуется проводить укрупненные балансовые
оценочные расчеты, на основании которых предприниматель может получить
представление о выгодности или убыточности сделки.
2.3. Финансовое предпринимательство
Является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку его объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме.
С переходом к рыночным отношениям рынок денег, валюты и ценных бумаг
становится реальностью, его участниками выступают коммерческие банки,
фондовые биржи, предприятия, организации и физические лица-предприниматели.
Поскольку финансовое предпринимательство - это разновидность коммерческого,
то технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии
коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром являются финансовые
активы. Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает свою
деятельность с анализа рынка ценных бумаг и маркетинговой деятельности.
Последняя связана с поиском и привлечением потенциальных покупателей денег,
валюты и ценных бумаг. Одновременно с этим он устанавливает источник
получения денег, валюты и ценных бумаг. В данном случае первичным
обладателем «финансового товара» может быть сам предприниматель (им ранее
были накоплены деньги, валюта, ценные бумаги). Он выступает как бы в роли
продавца или ростовщика, предоставляющего деньги, валюту и другое
потребителю взаймы за определенную плату или под определенный процент.
Еще одной формой финансового предпринимательства является своеобразная
эмиссия ценных бумаг, таких, как собственные акции, облигации, кредитные
билеты, коммерческие ценные бумаги (денежные обязательства, векселя).
Ценные бумаги предприниматель продает, размещает при определенных условиях
и обязательствах в качестве «финансового товара». Эту форму
предпринимательства ведут, как правило, предприятия, банки, а не отдельные
предприниматели.
Наиболее распространенная форма - покупка ценных бумаг самим предпринимателем. Смысл ее состоит в том, что предприниматель покупает деньги, валюту, ценные бумаги за определенную сумму (Дф), а затем продает их другому покупателю за большую сумму (Дв) (разница между Дв и Дф дает доход).
Если у предпринимателя нет денег для покупки ценных бумаг, то он осуществляет покупку в кредит, либо обращается в банк за кредитом (Дк).
Финансовое предпринимательство как никакой другой вид предпринимательства нуждается в наличии хорошо поставленной информации, в обеспечении вычислительной и организационной техникой. За все предприниматель должен платить. При проведении финансово-кредитной сделки он предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг (в кредит), а через определенное время получает большую сумму на определенный процент. При этой сделке предприниматель должен особое внимание уделить проверке финансовой состоятельности покупателя, установить гаранта, который поручается за покупателя.
Считается, что финансовая сделка целесообразна, если при ее продолжительности сроком до одного года расчетная чистая прибыль составляет не менее 5% от объема сделки (денежной выручки), а при долговременных сделках этот процент повышается до 10-15%.
3. Важнейшие правовые формы.
Одновременно с решением о создании предприятия необходимо определить его правовую форму. Некоторые важнейшие вопросы, на которые нужно предварительно ответить: имеется ли партнер: кто будет отвечать по обязательствам предприятия: кто на предприятии должен иметь решающее слово: как найти хороших кредиторов собственного (паевого) капитала; как должна распределяться прибыль?
Важнейшие правовые формы предприятий в Германии приведены на схеме 3.1.
Они различаются следующими представленными на ней особенностями.
[pic]
Схема 3.1. Правовые формы предприятий в Германии.
прибыли недопустимо. Если в договоре предусмотрено, что негласный член при выходе из общества получает не только свои вклад, но и участвует в распределении прироста капитала, то речь идет о «нетипичном негласном обществе».
Официальное название фирмы — никаких особых дополнений к названию уже существующего общества.
3.1 Акционерное общество (АО) (AG).
Общественно-правовое регулирование — законодательство об операциях с ценными бумагами.
Члены общества — при образовании необходимо минимум пять акционеров.
Руководство обществом делится на три органа: правление АО ведет текущие
дела общества на основе собственной ответственности. Оно состоит, как
правило, из нескольких человек; наблюдательный совет назначает и увольняет
правление АО (выборный срок — 5 лет, повторное назначение возможно). Кроме
того, принимает участие в решениях по итогам года. О своей деятельности
наблюдательный совет обязан докладывать общему собранию акционеров. Он
включает в зависимости от размеров общества от 3 до 21 человека: общее
собрание акционеров — это собрание, которое проходит, как правило, один раз
в год. Оно имеет право принятия ряда важнейших для предприятия вопросов
(выборы членов наблюдательного совета, слияние (объединение) с другими
обществами (фирмами), выкуп предприятия, увеличение уставного капитала,
использование 50% годового сверх дохода и т.д.). Право голоса акционера
соизмеряется с номинальной стоимостью принадлежащих ему акций. Оно может
также осуществляться через представление кем-то его (акционера) полномочий.
Для принятия решений общим собранием требуется большинство голосов, в
особых случаях — три четверти большинства, принимавшего решения об основном
капитале АО (поэтому часть голосующих, большая, чем 25%, называется
«запрещающим меньшинством»).
Привлечение паевого капитала — общество предлагает к продаже свои акции номинальной стоимостью 50, 100 марок или кратной 100 маркам. Продажа акций может быть по цене выше, но не ниже номинала: общая номинальная стоимость всех находящихся в обращении акций должна быть как минимум равна установленному размеру основного капитала общества — свыше 100000 марок.
Ответственность — по своим обязательствам акционерное общество отвечает только имуществом общества, поэтому в случае банкротства акционер теряет свою долю.
Распределение прибыли — часть годовой прибыли общества, подлежащая распределению, делится между акционерами в соответствии с номинальной стоимостью принадлежащих им акций. Так же происходит процесс распределения ликвидационной прибыли в случае продажи общества.
Официальное название фирмы — Майер AG.
Акционерное общество — самая распространенная (профилирующая) форма
компаний, в которых главную роль играет вложенный капитал. Его основное
преимущество заключается в сравнительно простой возможности формирования
собственного капитала путем продажи акций, которые никогда больше не
возвращаются обратно, а, как правило, обращаются на бирже. Добровольному
вкладчику делается, таким образом, предложение: если он хочет выйти из
общества, он продает свои акции на бирже по соответствующему официальному
курсу (курсу дня); последний может быть как выше, так и ниже курса, по
которому вкладчик «входил» в общество, что составляет особую спекулятивную
привлекательность. Риск вкладчика в случае продажи (ликвидации) общества
измеряется стоимостью принадлежащего ему пакета акций. Это ограничение
ответственности является также основой того, что правовое положение АО
детально регулируется Законом об операциях с ценными бумагами, а также
Торговым кодексом в отношении его отчетности.
| |1960 |1970 |1980 |1985 |1990 |
|Домашние хозяйства |27 |28 |19 |18 |17 |
|Предприятия |44 |41 |45 |43 |42 |
|Государственные институты |14 |11 |10 |9 |5 |
|Иностранные собственники |6 |8 |11 |13 |14 |
|Кредитные учреждения |6 |7 |9 |8 |10 |
|Страховые компании |3 |4 |6 |9 |12 |
|Итого |100 |100 |100 |100 |100 |
|Deutsche Bank |
3.3. Товарищество.
Общественно-правовое регулирование — законодательство о товариществах.
Члены общества — как минимум семь человек.
Руководство общества - схоже с компетенцией в АО, т.е. разделено на три органа: правление, наблюдательный совет и общее собрание (или избранное им собрание представителей). Особенности состоят, прежде всего, в том, что правление, которое должно состоять из членов товарищества, как и наблюдательный совет, выбирается общим собранием, где каждый член товарищества независимо от его доли (вклада) в деле имеет один голос.
Привлечение паевого капитала — общество предлагает к продаже паи
(доли), в соответствии, с которыми должен быть сделан определенный
минимальный взнос. Возможная прибыль будет записываться в кредит этой общей
суммы паевых взносов до тех пор, пока не будет достигнута определенная при
вступлении доля (пай). Если член товарищества выходит из него, то он
получает свою сумму паевых взносов, поэтому товарищество располагает
собственным капиталом, колеблющимся в зависимости от числа членов.
Ответственность — каждый член товарищества отвечает за убытки общества своей долей ответственности, которая должна как минимум соответствовать его доле в имуществе товарищества. Наряду с этим есть товарищества с неограниченной ответственностью. Здесь участники отвечают всем своим имуществом.
Распределение прибыли — подлежащая распределению ежегодная прибыль товарищества записывается каждому члену в кредит общей суммы его паевых взносов соответственно ее (прибыли) объему в данный год; займы (вычеты) из этой суммы возможны только в случае, если она больше, чем согласованная договором доля (пай).
Официальное название фирмы — в нем отражается общее направление деятельности (Allgemeine Strom eG).
Особенность товарищества состоит в том, что его участники равноправны и
могут забрать свои вклады (кредитное сальдо), когда они покидают общество.
Однако в условиях конкуренции в этом часто усматривается и особо «слабое
место» такой формы организации предприятия.
Заключение.
Предпринимательство тесно связано с цивилизацией. Таким образом, мы исходим из цивилизационного подхода к предпринимательству, что означает не только рассмотрение самого феномена предпринимательства в максимально широком, глобальном контексте, но и определение предпринимательства как главной созидательной основы всякой цивилизации.
Именно предпринимательство, а не политика, религия, искусство или право является такой строительной силой.
Религия побуждает людей к строительству цивилизаций и задает границы этого строительства.
Политика создает аппарат концентрации и распределения до тех пор разрозненных сил народа ради укрепления и развития цивилизации.
Искусство развивает навыки строительства цивилизации и демонстрирует пределы ее достижений как в позитивном, так и в негативном плане.
Право фиксирует систему отношений между строителями цивилизации; и лишь предпринимательство есть сама деятельность, непосредственно устрояющая цивилизацию, физически делающая ее.
Сталкиваясь с миром социальных связей, предпринимательство сначала приспосабливается к нему, затем пытается использовать его, затем взрывает его ради оптимизации условий своего осуществления, затем стабилизирует его ради собственной стабильности, затем вновь вынуждено приспосабливаться к нему.