Вмешательство в деятельность предпринимателя государственных или иных органов либо их должностных лиц без установленных законодательством оснований не допускается. Предприниматель вправе обжаловать в суд или в хозяйственный суд действия должностных лиц или неправомерные акты государственных органов, ущемляющие права предпринимателя. В случае если такие действия или акты причинили убытки предпринимателю, убытки подлежат возмещению этими органами.
Предприниматель-руководитель
Особой формой предпринимательства является предпринимательская
деятельность, осуществляемая руководителем предприятия. Такой
предприниматель-руководитель должен заключить контракт с собственником
имущества предприятия либо им уполномоченным лицом или органом.
Предпринимателем становится не каждый руководитель, а лишь тот, который по
условиям контракта наделяется правами, обязанностями и несет
ответственность, установленную для предпринимателя законом «О
предпринимательстве в РБ».
Указанная форма применима для предприятий любой формы собственности.
Руководители таких предприятий в случае заключения с ними соответствующего
контракта имеют такие же права по отношению к имуществу предприятия, как и
частные предприниматели, за изъятиями, установленными собственником в
контракте. Эти изъятия могут преследовать защиту интересов собственников,
таких, например, как обеспечение рентабельности предприятия, установление
предельного
размера сделок, которые вправе заключать руководитель. В контракте с
руководителем собственник может оговорить право руководителя на получение
определенного процента от прибыли предприятия.
Ответственность предпринимателя-руководителя в большой степени
определяется контрактом. В случае, если по контракту он несет
ответственность, установленную для предпринимателя, то и отвечает по
обязательствам руководимого: им предприятия всем своим личным имуществом,
кроме того, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с
законодательством. Такая ответственность может обеспечиваться так же
внесением залоговой суммы или предоставлением для этих целей иного личного
имущества.
Предприятие и его виды
Как уже говорилось, предприниматель вправе создать любое предприятие,
организация которого не запрещена законодательством.
Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий
правами юридического лица, который на основе использования трудовым
коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы,
оказывает услуги.
Для того, чтобы отнести организацию к предприятию, необходимо наличие у нее
следующих признаков:
1) самостоятельное ведение хозяйственной деятельности;
2) обладание правами юридического лица (а именно: организационное единство,
имущественная обособленность, выступление в гражданском обороте от своего
имени и возможность защиты своих прав в качестве истца и ответчика в судах,
самостоятельная имущественная ответственность);
3) наличие трудового коллектива;
4) использование имущества для производства и реализации продукции,
выполнения работ, оказания услуг;
5) отсутствие в составе других юридических лиц;
6) осуществление деятельности на принципах хозрасчета. Как видно, кроме
признаков юридического лица, указанных в п. 2, для признания организации
предприятием необходимо наличие и остальных указанных выше признаков,
Непосредственно юридические лица могут быть подразделены на коммерческие и
некоммерческие организации. Если к первым относятся организации,
профессионально осуществляющие предпринимательскую деятельность, то вторые
участвуют в ней эпизодически. Некоммерческие организации не имеют своей
целью извлечение прибыли и могут заниматься предпринимательством лишь для
осуществления своих уставных целей. Это общественные и религиозные
организации, потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды. К
предприятиям они не относятся. Возможно и появление таких организаций
смешанного типа в связи с коммерциализацией деятельности учреждений науки,
культуры и т. п.
Кроме самостоятельного ведения хозяйственной деятельности с коммерческой
направленностью для предприятия необходимо наличие трудового коллектива.
Индивидуального предпринимателя нельзя признать предприятием не только в
силу отсутствия признаков юридического лица, но и вследствие отсутствия
трудового коллектива.
Предприятие является цельной структурой и в силу закона не может иметь в
своем составе других юридических лиц. Юридическими лицами не могут являться
филиалы и структурные подразделения предприятия. Подразделение предприятия
не несет самостоятельной ответственности, по его долгам будет отвечать
предприятие.
Определение организации как предприятия необходимо потому, что в этом
случае деятельность его регулируется не только законом «О
предпринимательстве в Республике Беларусь», но и законом «О предприятиях в
РБ». От определения конкретного вида и формы предприятия зависят
существенные вопросы ответственности предприятия и его учредителей по
взаимным долгам, четкого разграничения компетенции органов управления
предприятием, собственности на спорное имущество, а также процесса его
создания и регистрации. При создании предприятий такие вопросы зачастую
просто игнорируются, что в дальнейшем приводит к необходимости внесения
изменений в 'учредительные документы, потере предпринимателями средств и
времени, а иногда к реорганизации либо ликвидации предприятия.
Необходимо отметить, что единая классификация предприятий не только не
существует, но и весьма затруднена из-за наличия многочисленных оснований
классификации и несовершенства, а порой и отсутствия законодательной базы
для этого. Поэтому стоит еще раз сказать о том, что на территории
республики возможно создание любых предприятий, организация которых не
запрещена законодательством. Закон «О предприятиях в РБ» проводит деление
предприятий
на виды в зависимости от того, на какой форме собственности они
основаны. Это предприятия:
— основанные на государственной собственности,
— основанные на коллективной собственности,
— основанные на частной собственности,
— основанные на совместной собственности,
— основанные на смешанных формах собственности. Закон не приводит более
углубленной классификации внутри указанных форм собственности, кроме
выделения двух организационно-правовых видов предприятий, основанных на
государственной форме собственности: государственного, создаваемого
органами государственного управления Республики Беларусь,
уполномоченными управлять государственным имуществом, и коммунального,
создаваемого местными Советами народных депутатов или уполномоченными ими
местными органами управления.
Эту классификацию расширяет закон Республики Беларусь «О собственности в
РБ», выделяющий из предприятий, основанных на коллективной форме
собственности, следующие организационно-правовые формы предприятий:
арендные, коллективные, кооперативы, акционерные общества, хозяйственные
общества и товарищества, хозяйственные ассоциации.
Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик,
действующие на территории республики в части, не противоречащей
республиканскому законодательству, классифицируют коммерческие организации
следующим образом: хозяйственные общества и товарищества, производственные
кооперативы, арендные предприятия, коллективные предприятия,
государственные и другие предприятия, основанные на праве полного
хозяйственного ведения переданном им имуществом учредителей, а также
хозяйственные объединения указанных юридических лиц.
Не претендуя на системность классификации, постараемся проанализировать
организационно-правовые формы предприятий, которые уже известны практике и
действуют в республике.
Государственное предприятие
В соответствии с ч. 1 ст. 5 закона Республики Беларусь «О предприятиях в
РБ» к государственным относятся предприятия создаваемые органами
государственного управления Республики Беларусь, которые уполномочены
управлять государственным имуществом или путем передачи предприятий и иных
имущественных комплексов из союзного подчинения в собственность Республики
Беларусь.
Кроме того, законодательство предусматривает еще один способ их
образования: создание государственным предприятием еще одного (например,
малого предприятия).
Государственные предприятия являются самостоятельными
товаропроизводителями и полноценными участниками предпринимательской
деятельности.
Имущество таких предприятий является собственностью республики и закрепляется за ними на праве владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником и законодательством.
Государственное предприятие несет ответственность по обязательствам в
пределах принадлежащего ему имущества, находящегося на его самостоятельном
балансе. Государство, а также его органы, наделенные правом создавать
государственные предприятия, не несут ответственности по обязательствам
таких предприятий. В свою очередь предприятие также не отвечает по
обязательствам государства и его органов.
Часть чистой прибыли предприятия, образуемой после уплаты налогов и других
обязательных платежей, может, если это оговорено уставом предприятия,
передаваться в собственность членов трудового коллектива. Размер этой части
прибыли и порядок распределения определяется органом управления
предприятия, уполномоченным собственником. По согласованию с собственником
сумма прибыли, принадлежащая члену трудового коллектива, может образовывать
так называемый вклад работника в предприятие, на который ежегодно
начисляются проценты (дивиденды). Размер дивидендов определяется по
соглашению между администрацией и трудовым коллективом
Коммунальное предприятие
Коммунальное предприятие создается местным Советом народных депутатов или уполномоченными им местными органами управления, как правило, для решения социально-экономических задач соответствующей территории.
Имущество коммунального предприятия является собственностью административно-териториального образования и закрепляется за предприятием на праве владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником и действующим законодательством. В остальном правовое положение коммунального предприятия аналогично государственному.
Предприятие общественной организации
Специфика данного вида предприятий заключается лишь в том, что
собственником имущества предприятия является общественная организация
(фонд, ассоциация, и т. п.), которая, утверждает устав предприятия и
определяет пределы осуществления прав владения, пользования и распоряжения
переданных предприятию имуществом.