Организационно-правовые формы предпринимательства

Организационно-правовые формы предпринимательства

Министерство образования Российской Федерации

Сыктывкарский Лесной Институт (филиал)

 




Курсовая работа

 

 

 

 

Организационно-правовые формы предпринимательства

Исполнитель:                                                                                     

                                                                                                                     

                                                                                             

Руководитель:                                                                                     

































2004

Содержание:

1.      Введение…………………………………………………………………………………….3

2.      Теоретическая часть

2.1.            Организационно-правовые формы коммерческих предприятий………………..4

2.2.            Хозяйственные товарищества……………………………………………………..5

2.3.            Хозяйственные общества…………………………………………………………..7

2.4.            Производственные кооперативы (артели)………………………………………. 11

2.5.            Унитарные предприятия…………………………………………………………. 12

2.6.            Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий………........ 14

2.7.            Общественные и религиозные организации (объединения)…………………....14

2.8.            Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)……………………….. 15

2.9.            Потребительский кооператив………………………………………………........ 16

3.      Практическая часть

3.1.            Характеристика общества с ограниченной ответственностью………………... 17

4.      Заключение………………………………………………………………………………... 24

5.      Приложение……………………………………………………………………………….. 26

6.      Список использованной литературы……………………………………………………. 27































Введение

Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства).

В условиях рыночной экономики предприниматель свободен в использовании возможностей выбора вариантов решения проблем, альтернатив развития и определения своих целей. Однако существующая экономическая система выступает “как рамочное условие предпринимательской деятельности”. Помимо прочих условий эта система определяет организационно-правовые формы предприятий как хозяйствующих субъектов.

Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности отличаются крайним разнообразием: к этой категории относятся как гигантские корпорации, подобные General Motors, так и местные специализированные магазины или семейные продуктовые лавки с одним-двумя служащими и ежедневным небольшим  объемом продаж. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус.

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.

Правовая форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и другими, внешними по отношению к нему хозяйствующими субъектами и органами государст­венной власти. Этими правовыми нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельность предприятий.

Наличие организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и в России.

Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.

В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:

ü      определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;

ü      оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий;

Поставленные задачи были выполнены путём анализа экономической литературы.



 



2.1. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий

 

Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотрен­ные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.

Они (формы) позволяют человеку или коллективу обрести официальный статус хозяйствую­щего субъекта, стать общественно признанным участником производственной, торговой или другой хозяйственной деятельности.

Предприятие представляет собой очень многостороннее, ёмкое и сложное понятие. Оно выступает самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, произво­дит и реализует продукцию, товары и услуги, выполняет различные работы, занимается другими видами экономической деятельности.

Начало деятельности предприятия – это дата его государственной регистрации.

В новых законодательных актах и в ГК РФ введена новая экономическая категория организа­ционно-правовая форма предприятия, с которой большинство управленцев и хозяйственников не встречались в условиях командно-административной экономики. В тех условиях существо­вало два типа предприятий: государственные и кооперативно-колхозные, различия между которыми были несущественны.

Понятие “предприятие” наиболее характерно для российской экономики. В развитых капитали­стических странах оно используется крайне редко. Самым распространённым близким анало­гом можно считать понятие “фирма”. Как видно из западной литературы, под фирмой понима­ются хозяйствующие субъекты или организации, компании или отдельные предприниматели, целью деятельности которых является получение доходов и прибыли.

В ГК РФ юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчи­ком в суде.

Каждый хозяйствующий субъект имеет целый ряд прав, часть из которых определяет его внутреннюю самоорганизацию, а другая – регулирует взаимоотношения с государством, юридическими и физическими лицами.

Именно последние взаимоотношения определяют многие стороны механизма хозяйствования. К их числу можно отнести права начинать и вести предпринимательскую деятельность; привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства; объекты интеллекту­альной собственности и имущество; право самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции и устанавливать на неё цены; распоряжаться прибылью предприятия и другие права. И другое качество – иметь самостоятельный баланс или смету. [6, 77с.]  

Организационно-правовая система в стране с 1 января 1995г. формируется в соответствии с ГК РФ.

При характеристике предприятий необходимо иметь в виду, что понятие “организационно-пра­вовая форма” и понятие “предприятие” неидентичны. В рамках одного предприятия могут быть объединены в качестве его участников разные формы, а в отдельных организационно-правовых формах можно соединить несколько самостоятельных предприятий. Каждая из правовых форм предприятий имеет различную степень обособления их владельцев, собственников. Для этого достаточно сравнить права владельцев открытого акционерного общества (они имеют право лишь на часть имущества предприятия и ограничены в выполнении управленческих функций) и хозяйственного товарищества (в которых имеет место тесное сближение собственника и имущества и предоставлена возможность непосредственно выполнять функции управления предприятием). Все предприятия в соответствии с ГК РФ в зависимости от основной цели делятся на некоммерческие и коммерческие. Некоммерческие предприятия отличаются от ком­мерческих тем, что извлечение прибыли у первых не является основной целью и они не распределяют её между участниками.

На рис.1 приведён перечень всех юридических лиц в соответствии с ГК РФ. [7, 100с.]

2.2. Хозяйственные товарищества

 

Одной из распространённых форм предприятий выступают хозяйственные товарищества, которые могут создаваться в виде полного товарищества и товарищества на вере (коммандит­ного товарищества). Товарищества, как правило, представляют собой объединения лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать