- стоимость валовой продукции предприятия за 3 года выросла достаточно сильно – на 7479 тыс. руб. (10,8%);
- материальные затраты выросли соответственно, даже на немного большую величину – 9288 тыс. руб. (15,7%);
- за этим последовало снижение валового и чистого дохода на 17,6% и 27,8% соответственно;
- прибыль и норма рентабельности, тем не менее проявили тенденцию к росту, видимо за счет снижения полной себестоимости продукции на
32,4%!!!(Диаграмма 2).
Скорее всего, снижение полной себестоимости при незначительном росте оплаты труда и производственных затрат вызвано резким снижением затрат на транспортировку, реализацию продукции и прочих затрат, не включаемых в состав материальных затрат. Видимо, наибольшие изменения произошли при смене руководства предприятия в 1997 году и присвоении предприятию статуса муниципального, когда, фактически, оно было взято на особый контроль мэрией г. Краснодара.
2.2 Современное состояние рынка и организация реализации мяса птицы
Потребность населения РФ в мясе птицы до 1992 года обеспечивалась за
счет собственного производства и составляла 12,4 кг на 1 человека в год.
Однако, с приходом в нашу страну импортного мяса (красиво упакованного, в
широком ассортименте, а главное – гораздо более дешевого) оказалось, что
российские предприятия производят неконкурентоспособную продукцию. Как
результат, за 4 года объем производства мяса птицы снизился на 66% и
составил 4,7 кг в общей годовой потребности на душу населения. Импортное же
мясо птицы, зачастую более низкого качества, заняло соответственно больше
трети российского рынка.
В таблице 6 представлены данные о производстве, потреблении и импорте мяса птицы в период с 1994 по 1996 год в отдельных странах.
Таблица 6
Динамика изменения отдельных показателей на рынке мяса птицы по странам за 3 года, тыс. тонн
|Страна |1994 год |1995 год |1996 год |
| |Произв|Потр-л|Им-пор|Произв|Потр-л|Им-пор|Произв|Потр-ле|Импорт |
| |од. |ение |т |од. |ение |т |од. |ние | |
|Россия |1068 |1486 |501 |859 |1749 |870 |705 |1740 |1053 |
|США |13206 |11384 |0 |13786 |11766 |0 |14522 |12138 |2 |
|Канада |766 |840 |91 |861 |902 |105 |893 |922 |115 |
|ЮАР |641 |659 |65 |736 |829 |94 |804 |869 |99 |
Как видно из таблицы, за 3 года американского вторжения на российский
рынок импорт мяса увеличился более, чем вдвое, в то время, как собственное
производство сократилось на 44 %. Среди стран, представленных в таблице,
Россия имеет наибольший показатель доли импортного мяса на внутреннем рынке
- 60,5%, в то время, как у ЮАР этот показатель составил 11,3%, у Канады –
12,5%, не говоря уже о США с их 0,016%. Во всех странах отмечается рост
внутренней потребности в мясе птицы. Видимо, это происходит по причине
того, что научно-технические разработки и передовые технологии стран-
лидеров по производству этого товара позволили значительно снизить
себестоимость, тем самым увеличив доступность мяса для покупателей.
Таково положение на мировом рынке мяса птицы. А на отечественном рынке завершается очередной этап совершенствования его инфраструктуры – российские производители используют новые каналы реализации своей продукции, пытаясь найти оптимальное решение в условиях нестабильной политической и экономической ситуации в России.
В последние годы положение начало понемногу стабилизироваться и даже наметился рост доли отечественного мяса на российском рынке. Это произошло во многом благодаря изменению предпочтений потребителей в сторону отечественных продуктов питания. На государство уже рассчитывать не приходится, – в 1997 году оно выполнило свои обязательства по закупке готовой продукции у птицефабрик на 8,5% (69,6 тыс. тонн из 810 тыс. тонн запланированных), чем поставило производителей в крайне неудобное положение. Теперь же все больше и больше птицеводческих предприятий рассчитывают только на себя и пробуют свои силы в борьбе за покупателя.
Цены на мясо птицы на российском рынке в настоящее время достаточно стабильны и, по оценкам экспертов, резких скачков в ближайшем будущем не ожидается.
На Кубани цены находятся ближе к нижнему пределу, что можно объяснить
хорошей способностью кубанских хозяйств приспосабливаться к переменчивой
обстановке рынка. Сейчас основными поставщиками на кубанский рынок мяса
птицы являются: Староминская птицефабрика, Курганинская птицефабрика,
«Агрокомплекс», Ленинградская и Новороссийская птицефабрики. Их продукция
выгодно отличается от продукции других хозяйств края качеством,
доступностью, ценой и практичной упаковкой.
Основными центрами торговли мясом птицы по-прежнему остаются
колхозные рынки в районных центрах края и в самом городе Краснодаре. С
недавнего времени производителям стало невыгодно торговать на главном
продовольственном рынке края – Колхозном (Сенном) рынке г.Краснодара.
Причиной этому стало решение городских властей регулировать цены на
продукты питания, реализуемые на Колхозном рынке, с целью сделать их
«доступнее» для населения. Также крупными центрами торговли мясом птицы
являются Кооперативный и Восточный рынки, куда предприятия-производители
поставляют свою продукцию.
По моему мнению, рынок птичьего мяса на Кубани развит недостаточно и
его изучение производителями продвигается очень медленно. Ни одно хозяйство
не проводит маркетинговых исследований с целью изучения требований
покупателя, лишь некоторые производители осознали необходимость в улучшении
товарного вида продукции (больше внимания обработке тушек, практичная
вакуумная упаковка, внешняя упаковка меньшими объемами в гофротару),
продвижением товара на рынок с использованием средств рекламы и
стимулирования сбыта занимается лишь Староминская птицефабрика. По-прежнему
используется затратный метод ценообразования, несмотря на то, что в
сложившейся ситуации рационально использовать метод оценки предельной
ценности товара для покупателя (при отсутствии товаров-заменителей).
Ассортимент продукции скуден в сравнении с тем, который имелся у продавцов
импортного товара в период импортного бума птичьего мяса.
Единственные плюсы в данной ситуации – это наличие больших резервов для развития рыночной деятельности предприятий и хорошее знание ими психологии российского человека, такого загадочного для иностранных продавцов.
Исследуемая мной Краснодарская ОППФ также не имеет богатого опыта непосредственного общения с массовым потребителем, так как все время своего существования, вплоть до 1994 года получала государственные заказы на поставку мяса и яиц в федеральные фонды. После того, как заказы прекратились, фабрика встала перед необходимостью поиска покупателя для своей продукции, а также поиска той продукции, которая найдет больше покупателей. С этой целью в организационной структуре предприятия появились заместитель директора по внешним связям и коммерческий директор. Новыми подразделениями стали отдел сбыта, отдел снабжения и отдел реализации живой птицы.
2.3 Организация технологических процессов при производства мяса птицы на
Краснодарской ОППФ
В нашей стране имеется свыше 40 промышленных и резервных яичных и 39
мясных линий кур, около 50 пород и породных групп экспериментальных линий и
популяций. На Краснодарской птицефабрике используются кроссы отечественной
и зарубежной селекции яичных кур «Ломанн-Браун», «Беларусь-9» и бройлеров –
«Смена» и «СК-Русь». Также имеется отдельный гусеводческий комплекс в ст.
Старокорсунской.
Структура поголовья птицы на КОППФ в динамике представлена в таблице
7.
Таблица 7
Структура поголовья птицы
|Виды птицы |1996 год |1997 год |1998 год |1998 в %|
| | | | |к |
| | | | |1996 |
| | | | |году |
| |тыс. |% |тыс. |% |тыс. |% | |
| |гол | |гол | |гол | | |
|Куры взрослые |574 |36,26|576 |41,89 |432 |38,81 |75,26 |
|Молодняк на |880 |55,59|660 |48 |615 |55,26 |69,89 |
|выращивании | | | | | | | |
|Прочая птица: |22 |1,39 |60 |4,36 |23 |2,07 |104,55 |
|взрослая | | | | | | | |
|молодняк на |107 |6,76 |79 |5,75 |43 |3,86 |40,19 |
|выращивании | | | | | | | |
|ВСЕГО |1583 |100,0|1375 |100,0 |1113 |100,0 |70,31 |
По результатам таблицы 7 можно наблюдать снижение среднегодового
поголовья взрослой птицы на 24,74% (142 тыс. голов), молодняка кур на
30,11% (265 тыс. голов). Среднее поголовье молодняка прочих видов птицы
сократилось на 59,81% (64 тыс. гол.).
Незначительный рост поголовья наблюдается у взрослой птицы прочих видов – 4,55% (1 тыс. гол.). В общем структура поголовья птицы за 3 года практически не изменилась или изменилась незначительно.
Технологический цикл получения мяса на птицефабрике представляет
собой совокупность следующих процессов:
- племенная работа
- выращивание ремонтного молодняка
- производство инкубационных яиц
- инкубация яйца и получение цыплят
- выращивание бройлеров на мясо
Процесс убоя на Краснодарской ОППФ осуществляется в малых количествах по причине слабых технологических возможностей имеющейся санбойни. Большую часть всей птицы фабрика поставляет по контрактам на мясокомбинат «Авис».
На предприятии под родительское стадо отведено 12 корпусов. Птицу содержат на глубокой подстилке. Под ремонтный молодняк отведено 6 корпусов, где птицу содержат на полу.
Птицу, выращиваемую на мясо, содержат в клеточных батареях. Под этот
процесс отведено 16 корпусов. На Краснодарской ОППФ применяют батареи марок
КБУ-3 и БКМ-3Б. Нагрузка на одну клетку КБУ-3 составляет в среднем 20-23
головы суточных цыплят, а на одну клетку БКМ-3Б – 15-18 голов. Количество
клеток соответственно составляет 8766 и 15048 на птичник. Площадь одной
клетки - 0,81 м2 и 0,39 м2 соответственно. Срок выращивания бройлеров – 54-
56 дней, количество оборотов стада равно примерно 5. Комплекс рассчитан на
450 тыс. голов при единовременной посадке.
Птичники имеют размеры 18 х 96 х 3,2 м., батареи смонтированы на всю
длину корпусов. Полы птичников бетонированные, устойчивые к гидро- и
дезинфекционной обработкам. Клеточная батарея представляет собой
обособленный агрегат, оборудованный механизмами для подачи корма, воды,
уборки помета. Для водопоения используются ниппельные поилки, а для подачи
корма – кормораздатчики с весовым автоматизированным дозированием.
Микроклимат в помещении птичника поддерживается с помощью системы
автоматического регулирования температуры воздуха, сопряженной с
теплогенератором, работающим на газе. Также при выращивании бройлеров
используется режим прерывистого освещения и люминесцентные лампы. Этот
прием позволяет улучшить состояние костяка, повысить аппетит, усвоение
корма и его конверсию, снизить содержание брюшного жира. При этом
уменьшается выход помета, а также экономится электроэнергия.