Организация оплаты труда

Абсолютная экономия или перерасход фонда заработной платы определяется без учета выполнения степени выполнения производственной программы путем сопоставления фактического и планового фондов, как разность между ними. Однако такое сопоставление может правильно характеризовать общее использование фонда зарплаты только в том случае, когда план по выпуску валовой продукции выполнен на 100%. Как известно, численность и фонд заработной платы некоторых категорий работающих (служащих, младшего обслуживающего персонала и другое) непосредственно не связаны с объемом производственной программы. Численность же и фонд зарплаты, например, рабочих зависит от степени выполнения плана по выпуску валовой продукции. Поэтому в тех случаях, когда фактические показатели по выпуску продукции отклоняются от плановых, выявляется относительная экономия или перерасход фонда. Относительная экономия или перерасход заработной платы определяется с учетом степени выполнения производственной программы путем вычитания из фактического фонда зарплаты планового фонда, приведенного в соответствии с фактическим выполнением плана по выпуску валовой продукции.

Из таблицы №7 видно, что абсолютное отклонение (перерасход) фонда оплаты труда автоагрегатного завода по сравнению с планом составляет 3,0 тыс. руб. (818,0-815,0) или 0,37% (3,0:815,0100)

Таблица №7

Анализ использования ФЗП за 1999 год

Показатели

План

Фактически

Отклонния от плана (+,-)

Выполнение плана, %

Объем товарной продукции (тыс.руб)

1886

1918

+32

101,7

Фонд оплаты труда (тыс. руб)

815

818

+3

100,4

Среднесписочное число работников (человек)

208

206

-2

99,1

Среднегодовая заработная плата одного работника (руб)

3918

3972

+54

101,37


На величину абсолютного отклонения оказывают влияние два фактора:

·        изменение среднесписочного числа работников;

·        изменение среднегодовой зарплаты на одного среднесписочного работника.

Определим влияния этих факторов на сумму абсолютного отклонения (перерасхода) от планового фонда. Для определения его влияния на фонд оплаты труда выявленное отклонение от плановой численности работников умножается на среднегодовую плановую заработную плату среднесписочного числа работников. Среднегодовая зарплата одного работника по плану составляет 3918 рублей, а фактическая – 3972 рубля. Среднесписочное число работников уменьшилась по сравнению с планом на 2 человека, в результате чего фонд оплаты уменьшился на 8,0 тыс. руб. (2*3918). Или абсолютная экономия составляет 8,0 тыс. руб.

Изменение среднегодовой зарплаты. По действующей методике для определения влияния изменения среднегодовой заработной платы на фонд оплаты труда сумму отклонения от предусмотренной планом среднегодовой зарплаты одного работника умножают на фактическое в отчетном периоде среднесписочное число работников. На анализируемом предприятии среднегодовая заработная плата одного работника в отчетном периоде увеличилась по сравнению с планом на 54 рубля (3972-3918). В результате этого фонд оплаты увеличился на 11 тыс. руб. (54*206) или абсолютная сумма перерасхода составляет 11 тыс. руб.

Таким образом, из рассматриваемых факторов на фонд оплаты труда один (изменение среднесписочного числа работников) оказал отрицательное, а второй (изменение среднегодовой зарплаты) – положительное влияние. В результате совокупного влияния этих факторов сумма абсолютного отклонения фонда оплаты труда составила 3 тыс. руб. (-8+11) - перерасход.

На следующем этапе анализа необходимо выявить конкретные причины, оказавшие влияние на возникновение перерасхода фонда оплаты автоагрегатного завода.

В отличии от абсолютного отклонения на относительное отклонение фонда оплаты труда оказывают влияние три фактора:

·        изменение среднесписочного числа работников;

·        изменение среднегодовой зарплаты;

·        процент выполнения плана по объему производства продукции.

Относительное отклонение фонда оплаты труда составит:

Ф отн. = 815,0Х101,7:100-818= 828,8-818,0= 10,8 тыс.руб. (экономия).

Изменение среднесписочного числа работников. Методика определения влияния этого фактора на относительное отклонение идентично методике определения его влияния на абсолютное отклонение.

 В результате изменение среднесписочной численности числа работников по сравнению с планом на 2 человека использование заработной платы уменьшилось на 8,0 тыс. руб. (2Х3918).

Изменение среднегодовой заработной платы. Методика определения влияния этого фактора на относительное отклонение также идентично методике определения его влияния на абсолютное отклонение.

По нашим расчетам под влиянием увеличения среднегодовой заработной платы на 54,0 руб. (3972-39018) фонд оплаты увеличился на 11,0 тыс. руб. (54,0Х206).

Процент выполнения плана по объему производства продукции. Для определения степени влияния этого фактора на относительное отклонение фонда оплаты труда умножается на процент перевыполнение плана объема товарной продукции и полученный результат делится на 100.

(815Х101,7Х100)=828,8тыс.руб.,следовательно в результате влияния этого фактора было сэкономлено фонда зарплаты 10,8 тыс. руб.(828,8-818). Совокупное влияние всех трех факторов на относительное отклонение фонда оплаты труда составляет: (-8)+(+11)+(-10,8)=-7,8 тыс. руб. (экономия).Из расчетов видно, что относительное отклонение фонда в большей мере зависит от степени выполнения плана. Сопоставление темпов роста производительности труда и средней заработной платы.

Чтобы оценить эффективность работы промышленного предприятия, наряду с другими экономическими (оценочными) показателями важно определить соотношение темпов прироста производительности труда и средней заработной платы.

В планах предусматриваются опережающие темпы роста, то есть темпы прироста объема среднегодовой выработки на одного работающего должны быть выше, чем темпы прироста средней зарплаты.

Такой плановый показатель способствует росту эффективности использования заработной платы и, следовательно, снижению уровня издержек обращения и повышению стабильности их работы. Оценка темпов роста производительности труда с ростом средней заработной платы производится в процентах путем их сопоставления.

Полученные результаты (отклонения) характеризуют величину опережения или отставания. При анализе определяют и сопоставляют: планируемые темпы роста производительности и средней зарплаты к предыдущему году. Фактические темпы роста производительности и средней заработной платы по отношению к предыдущему году. Фактические темпы роста с планом.

Предприятие необоснованно запланировало отставание темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы на 0,26% (100,75-101,01)- см. таблицу №8.

По сравнению с предыдущим годом и планом отчетного года имеет место опережение темпов роста производительности труда над темпами роста средней зарплаты на 01,07 (103,46-102,39) и на 1,32 (102,69-101,37) соответственно.

Таблица №8

Соотношение темпов прироста производительности труда и средней заработной платы

ПОКАЗАТЕЛИ

Фактически за 1998 год

Отчетный период 1999 год

План отчетного периода, % к пред. Году

Фактически в отчетном периоде, %

план

фактически

К предыдущему году

К плану

Среднегодовая выработка на одного работающего, руб.

8999

9067

9311

100,75

103,46

102,69

Средняя заработная плата одного работающего, руб.

3879

3918

3972

101,01

102,39

101,37


Прирост среднего заработка на один процент прироста производительности труда равен:

1. по отношению к предыдущему году 0,69% (2,39:3,46)

2. по отношению к плану 0,51% (1,37:2,69).

Анализ состава и структуры фонда оплаты труда. Фонд заработной платы и выплат социального характера расходуются по смете. Смета позволяет контролировать расход контролировать расход фонда по его направлениям и не производить выплаты незаработанных средств. Анализ фонда оплаты труда в этих условиях хозяйствования может сводиться к сравнению, сколько средств заработано по направлениям расходования, предусмотренным в смете, и какие суммы фактически выплачены. Также можно анализировать структуру заработной платы на одного работающего различных категорий работников и подразделений.

Экономия по фонду заработной платы, исходя из установленного норматива, остается в распоряжении предприятия и может использоваться для установления надбавок к заработной плате за высокую квалификацию и достижения в работе. Это повышает значение анализа заработной платы с точки зрения использования ее результатов для того, чтобы фактически добиться экономии по фонду. Персональная ответственность за правильность выплат из фонда оплаты труда возлагается на руководителя предприятия и главного бухгалтера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать