Эффективность производства тесно связана с нормализацией.
Промышленность, в высшей степени нормализованная и дифференцированная,
никоим образом не должна концентрироваться в одном-единственном фабричном
здании, а должна принимать в расчет связанные с производством расходы по
перевозке и затруднения из-за дальности расстояния.
2. Организация работы с персоналом.
«Самая важная часть в зубиле - острие. На эту мысль прежде всего
опирается наше предприятие. В зубиле не столь много зависит от тонкости
выработки или качества стали и добротности отковки, если в нем нет острия,
то это не зубило, а всего только кусок металла. Другими словами, важна
действительная, а не мнимая польза. Какой смысл ударять тупым зубилом с
огромным напряжением сил, если легкий удар отточенным зубилом выполняет ту
же работу? Зубило существует, чтобы им срубать, а не колотить. Удары - это
только попутное явление. Значит, если мы хотим работать, почему бы не
сосредоточить свою волю на работе и не выполнить ее кратчайшим способом?
Острием в промышленной жизни является та линия, по которой происходит
соприкосновение продукта производства с потребителем. Недоброкачественный
продукт - это продукт с тупым острием. Чтобы протолкнуть его, нужно
затратить много лишней силы. Остриями в фабричном предприятии являются
человек и машина, вместе выполняющие работу. Если человек не подходящий, то
и машина не в состоянии выполнять работу правильно, и наоборот. Требовать,
чтобы на ту или иную работу тратилось больше силы, чем это абсолютно
необходимо, значит быть расточительным», - идея о том, что рабочие это
ресурс, которой нужно использовать рационально, полностью воплотилась в
организации производства Форда. Решая вопрос о том, какие люди должны
работать на предприятии, Форд склонялся к мысли, что специалисты не лучший
вариант. Он считал, что они так умны и опытны, что в точности знают, почему
нельзя сделать того-то и того-то, они видят пределы и препятствия. Поэтому
Форд никогда не брал на работу чистокровного специалиста, на эту тему есть
шутка, автором которой он является: «Если бы я хотел убить конкурентов
нечестными средствами, я предоставил бы им полчища специалистов. Получив
массу хороших советов, мои конкуренты не могли бы приступить к работе».
На производстве у Форда не было так называемых «экспертов». Он даже
был вынужден отпустить всех лиц, которые воображали себя экспертами, потому
что никто, хорошо знающий свою работу, не будет убеждать себя, что знает её
досконально, кто хорошо знает работу, тот настолько ясно видит ошибки и
возможности исправлений, что неустанно стремиться вперед и не имеет времени
рассуждать о своих потребностях. Это постоянное стремление вперед создает
веру и самоуверенность, так что со временем ничто не кажется невозможным.
Но если довериться «эксперту», то бывают вещи, кажущиеся неисполнимыми.
Большая часть занятых рабочих на производстве у Форда не посещала школ; они изучали свою работу в течение нескольких часов или дней. Если в течение этого времени они не понимали дела, то они не могли работать на заводе. Многие из рабочих были иностранцами; все, что от них требовалось, прежде чем определить их на место - это, чтобы они потенциально были в состоянии дать столько работы, чтобы оплатить то пространство, которое они занимали на фабрике.
При подборе агентов в организацию, им предъявлялись следующие требования:
1) Стремление к успеху и все качества, характеризующие современного энергичного человека
2) Солидное, чистое, обширное торговое помещение, не роняющее достоинства фирмы.
3) Хорошая ремонтная мастерская, снабженная всеми необходимыми для ремонта машинами, инструментами и приспособлениями.
4) Правильная бухгалтерия и подробная регистрация, из которых в каждый момент можно было бы видеть баланс разных отделений агентуры, состояние склада, имена всех владельцев автомобилей
Форда и предположения на будущее время.
5) Абсолютная чистота во всех отделениях. Не могут быть терпимы непротертые окна, пыльная мебель, грязные полы и т.п.
6) Хорошая вывеска.
7) Безусловно, честные приемы ведения дела и полное соблюдение коммерческой этики.
Величайшее зло и затруднение, с которым приходиться бороться при совместной работе большего числа людей, Генри Форд видел в чрезмерной организации и проистекающей отсюда волоките.
На каждого работника возлагалась целиком вся ответственность. У каждого работника своя работа. Начальник бригады отвечает за подчиненных ему рабочих, начальник мастерской за свою мастерскую, заведующий отделением за свое отделение, директор за свою фабрику. Каждый обязан знать, что происходит вокруг него.
Рабочие, занятые на производстве у Форда не были лишены возможности карьерного роста: «У нас нет готовых постоянных мест - наши лучшие работники сами создают себе место. Это не трудно для них, так как работы всегда много и, если нужно, вместо того, чтобы изобретать титулы, дать работу кому-нибудь, кто желал бы подвинуться вперед, - к его повышению не встретиться никаких препятствий». Таким образом, у Форда сделал свою карьеру весь его персонал. Руководитель фабрики начал с машиниста. Директор крупного предприятия в Ривер-Руже первоначально был «изготовителем образцов». «Во всем нашем производстве нет никого, кто не пришел бы к нам просто с улицы. Все, что мы делали доныне, создано людьми, которые своим уменьем дали свидетельство своих способностей. К счастью, МЫ не обременены никакими традициями и не намерены создавать их. Если у нас, вообще, есть традиция, то только одна: «Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор»».[2]
На предприятии Форда была организована система контроля. Каждый день начальник мастерской контролировал свое отделение - цифра всегда была у него под рукой. Наблюдатель вел опись всех результатов. Если в одном отделении что-нибудь не в порядке, справка о производительности тотчас сообщала об этом, наблюдатель производил расследование, и начальник мастерской начинал гонку. Стимул к усовершенствованию методов труда основан в значительной мере на этой, чрезвычайно примитивной системе контроля над производством. Начальник мастерской сосем не должен быть счетоводом - это ни на йоту не увеличит его ценности как начальника мастерской. На его обязанности лежат машины и люди его отделения. Он должен считаться только с количеством выработки. Нет никаких оснований раздроблять его силы, отвлекая его в другую область.
Подобная система контроля заставляет начальника мастерской просто забыть личный элемент - все, кроме заданной работы. Если бы он вздумал выбирать людей по своему вкусу, а не по их работоспособности, ведомость его отделения очень скоро разоблачила бы его.
Форд говорил о том, что прежде чем что-то требовать от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то нужно чтобы он не испытывал финансовых затруднений.
«Всем, чем мы научились с течением времени, всем нашим уменьем, и искусство мы обязаны нашим сотрудникам. Я убежден, что если дать людям свободу развития и сознание служебного долга, они всегда приложат все свои силы и все свое уменье даже к самой незначительной задаче»[3]
Непременным условием высокой работоспособности и гуманной обстановки производства являются чистые, светлые и хорошо проветриваемые фабричные помещения. На фордовских заводах при каждой операции точно измерялось пространство, которое нужно рабочему (оттого-то машины на этих заводах были расставлены теснее, чем на любой другой фабрике в мире).
3. Финансовая политика.
Главнейшей целью промышленности является производство. Если неуклонно иметь в виду эту цель, то вопрос капитализации становится обстоятельством второстепенного значения, касающимся главным образом счетоводства.
«Настоящим источником финансирования промышленного предприятия является фабрика, а не банк. Этим я не хочу сказать, что делец не должен ничего понимать в финансах. Но все-таки лучше, чтобы он понимал в них слишком мало, чем слишком много, потому что, если он слишком много понимает в финансовых вопросах, он может легко поддаться соблазнительной мысли, будто занимать деньги лучше, чем наживать их, и не успеет он оглянуться, как ему придется занимать еще большую сумму денег, чтобы выплатить прежние, и вместо того, чтобы быть солидным дельцом, он сделается банкнотным жонглером, который будет постоянно орудовать в воздухе целым роем банкнот и векселей».[4]
Занять деньги для основания дела совсем иное, чем занимать для того,
чтобы исправить дурное ведение дела и расточительность. Деньги для этого не
годятся - по той простой причине, что деньги ничему помочь не могут.
Расточительность исправляется только бережливостью, дурное ведение дел -
благоразумием. Деньги для этого не нужны. Деньги при таких обстоятельствах
даже помеха.
Предприятие, которое дурно пользуется своими собственными средствами,
пользуется дурно и займами. Исправьте злоупотребления - это главное. Если
это сделано - предприятие будет снова приносить деньги, таков рецепт
финансового благополучия от Генри Форда. Он считал, что единственный
момент, когда деловой человек может занять деньги с некоторой уверенностью
- это когда он в них не нуждается, т.е., когда он в них не нуждается, как в
замене средств, которые он по праву мог бы выработать сам собой. Если же
предприятие находится в превосходном состоянии, если оно нуждается только в
расширении, то заем соответственно безопасен.
Финансовая политика Форда являлась следствием торговой политики: лучше больше продать с маленькой прибылью, чем малое количество с большой. Такой прием дает бесчисленным покупателям возможность покупать и доставлять многим хорошо оплачиваемую работу. Он сообщает устойчивость производственному плану, ограничивает время, когда на товар не бывает спроса, и предотвращает непроизводительные затраты и убытки вследствие остановки производства. Следствием является соразмерное и урегулированное производство, и при здравом обсуждении станет ясно, что несвоевременное финансирование, в сущности, обусловливается недостатком правильно обдуманного, планомерного производства.
По мнению Форда, умная финансовая политика в значительной мере заключается в регулировании периодических операций. Приток денег должен быть почти равномерным. Для того, чтобы работать успешно, нужно иметь возможность работать регулярно. Периодический застой обусловливает большие убытки. Он обусловливает убыток от бездействия рабочих и машин и от ограничения сбыта в будущем, проистекающего от повышения цен, как следствия прерванного производства.
II. Человеческий фактор на производстве Г. Форда.
По прежним политэкономическим учебникам уверяли, что прибыль самоценна для капиталиста и ради нее он готов поступиться нравственными нормами, нещадно эксплуатируя людей. Иное мы наблюдаем на примере одного из богатейших людей Америки, сумевшего за 20 лет создать миллиардное состояние, являвшегося хозяином 600 тыс. работников, которые были далеки от всяких революционных мечтаний и сотрудничали со своим боссом в унисон классового взаимопонимания.
И это - не результат обмана трудящихся. Посудите сами: на всех предприятиях Форда главенствует принцип: тяжелые работы - на плечи машин, жестким требованием организации производства является оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств, чистота, гигиеничность, уют - обязательные параметры производственной среды, строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении по монотонным и творческим операциям.
По мнению Генри Форда, главное предназначение образования - помочь человеку стать самостоятельным в обеспечении собственной жизни. Кстати, на предприятиях Форда было создано одно из первых ремесленных училищ, работа которого может быть признана и сегодня как светлое будущее нашей системы профтехобразования.
И еще одна находка Генри Форда: рабочие имеют преимущественное право и возможность приобретать то, что они производят на своих предприятиях по низшей цене. Каждое предприятие должно иметь свой внутренний рынок, на котором реализуются как собственные товары, так и те, которые представляют интерес для работников предприятия.
Не правда ли, интересная система « классового сотрудничества
»?! Причем эффективно срабатывающая система взаимоотношений между
предпринимателями и рабочими. Для чего люди работают? Вполне понятно, чтобы
приобрести средства существования. Это - прежде всего. Но не только.
Средства существования для людей - это условия для возможно разнообразной
их жизнедеятельности, в процессе которой они наилучшим образом
самореализуют личностные качества, создают семьи, занимаются воспитанием
детей. Чем предпочтительнее условия существования людей, тем значительнее
актуализируется в них потребность к самоуважению, которая, по словам Генри
Форда, является одним из условий здоровья. Генри Форд сделал рабочих своих
предприятий активными соучастниками распределения получаемых прибылей. По
его разумению, самые прочные взаимоотношения между предпринимателем и
обществом возможны тогда, когда они основаны на справедливом и гуманном
распределении законно полученной прибыли.
Мотив прибыли не является практичным, ибо, абсолютизированный, он ведет к повышению цен для потребителя и уменьшению заработной платы для работников. Предвосхищая одно из «золотых правил» маркетинга, суть которого выражена одной фразой «потребитель - король», автомобильный король Америки заявлял: «Публика, покупая наши товары, в то же время создавала нашу промышленность». И далее. Прибыль предприятия, получаемая по итогам реализации товаров, является не платой за прошлые его достижения, а фондом обеспечения его последующего совершенствования. Она должна идти на улучшение производственного процесса, на снижение издержек создания товаров. В выигрыше от этого в конечном итоге оказываются и рабочие, и предприниматели.
Оригинальна авторская концепция «высокой заработной платы». Генри
Форд был глубоко уверен, что людям надо хорошо платить за труд. Не они
должны быть озабочены своим покупательским потенциалом, а в первую очередь
- их хозяин. Форд доказательно основывал, что жадность обычно настолько
ухудшает качество товара и услуг, ведет к произвольным ценам, что все это
неизбежно приводит к замиранию дела.
Известен факт, когда в 1914 году Генри Форд ввел на своих заводах самую высокую оплату труда, многие предприниматели были возмущены его поступком. Его пояснение на этот счет было таково: если рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями наших товаров, а потому в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны, её политическое равновесие.
Нередко стремление к росту прибыли толкает предпринимателей на понижение заработной платы работников, что стимулирует рост издержек производства, а потому и увеличение продажной цены его товаров. Это, безусловно, сказывается на сужении круга потребителей, а предприятие должно идти на сокращение выпуска продукции. Обществу, в котором так поставлена оплата труда, неотвратимо грозят социальные катаклизмы в виде бесконечных забастовок, роста преступности, обнищания престарелых людей.
Заключение.
Трудно переоценить вклад Генри Форда в развитие теории управления.
Очень многие проблемы которые затрагивал Форд при организации своего
производства актуальны и по ныне, а пути их решения, предлагаемые этим
выдающимся предпринимателем, вызывают законный интерес у сегодняшних
бизнесменов, менеджеров самых различных уровней.
Многим размышлениям Форда об организации труда присущ акцент на те технологические и психологические моменты, которые носят общечеловеческий характер и в наименьшей степени зависят от конкретных национальных и политических условий их реализации. В методологическом плане это открывает широкие возможности использования его опыта и особенно принципов организации массового производства предметов потребления в иных социальных структурах.
Кстати, некоторые из принципов организации труда, разработанных в
Дейтроте Г.Фордом, переняли (естественно, с учетом специфики
автоматизированно-компьютерного производства) новые лидеры
автомобилестроения - японские компании.
Сегодня в условиях конкуренции любой производственной структуре не
обойтись без современных, передовых технологий в организации управления.
Теория управления эволюционировала на протяжении многих десятилетий, она
плод трудов многих видных ученых, исследователей и, безусловно,
предпринимателей-практиков к которым относится Генри Форд, стоявший у
истоков современной теории управления.
Список использованной литературы:
Форд Генри «Моя жизнь, мои доистижения», М. 1989
Форд Генри «Сегодня и завтра», М. 1992
«Основы менеджмента», Финансы и статистика, М. 1998
«Менеджмент», ЮНИТИ, М. 1998
-----------------------
[1] Генри Форд «Моя жизнь мои достижения» М. «Финансы и статистика» 1989
[2] Генри Форд «Моя жизнь мои достижения» М. «Финансы и статистика» 1989
[3] Генри Форд «Моя жизнь мои достижения» М. «Финансы и статистика» 1989
[4] Форд Генри «Сегодня и завтра», М. 1992
Страницы: 1, 2