А к чему же приводит конкуренция в конкретных условиях российского рынка? Обострение конкуренции в России происходит, с одной стороны, в условиях чрезвычайно низкого спроса, а с другой — при практически полном отсутствии у предприятий инвестиционных ресурсов. Такая ситуация в большинстве случаев приводит не к совершенствованию производства, а к «вышибанию» слабейших с рынка, к полной потере ими сбыта. Именно это произошло со многими российскими товарами народного потребления, особенно с продукцией легкой промышленности и бытовой электроники.
В такой ситуации у государства есть только два варианта политики: либо смириться с неизбежностью гибели целых секторов промышленности и перспективой огромной безработицы, либо идти на меры протекционистской защиты отечественных товаров, сознательно ограничивая конкуренцию со стороны более сильных западных производителей до тех пор, пока оздоровление макроэкономической ситуации не начнет, наконец, приносить плоды на микроэкономическом уровне[5].
Производственные ресурсы России
Наличие большого запаса полезных ископаемых, земельных площадей, водных ресурсов, безусловно, повышает конкурентоспособность российской промышленной среды. Однако эти преимущества находятся на грани исчерпания из-за того, что дешевизна быстро тает[6].
Рассмотрим энергетические ресурсы. В последнее время темпы роста капиталоемкости нефте- и газодобычи, а также производства угля значительно опережали рост производства в этих отраслях. В результате разрыв между внутренними и мировыми ценами на топливно-энергетические ресурсы сократился, а по некоторым видам продукции внутренние цены превысили мировые.
Это заметно снижает конкурентные преимущества российской промышленной продукции. Технология добычи полезных ископаемых в России часто такова, что многие виды сырья оказываются низкокачественными, бедными, загрязненными.
Надо отметить, что транспортный фактор существенно увеличивает стоимость сырья.
Новые месторождения, как правило, находятся в малонаселенных районах Сибири, что требует дополнительных затрат на инфраструктуру транспортной составляющей в цене сырья. Все это удорожает конечную продукцию и ведет к снижению ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынках.
Труд. Пока разница между почасовой оплатой рабочих в промышленности США и России составляет 15 раз. Но эта дешевизна оборачивается медленным расширением внутренних рынков из-за низкого платежеспособного спроса. Поскольку сейчас наша промышленность больше 85% своей продукции производит для внутреннего потребителя, негативное влияние этого фактора трудно переоценить.
Родственные и поддерживающие отрасли
Важнейший фактор достижения любой фирмой или отраслью устойчивой конкурентоспособности – наличие у нее «крепкого тыла». Прежде всего это родственные или поддерживающие отрасли, то есть поставщики ресурсов (материалов, комплектующих и т.п.) и участники производственной кооперации.
После распада СЭВ, а затем и СССР многие необходимые составляющие производств можно закупать только за границей[7]. На базе предприятий металлургического комплекса, оставшихся на территории РФ, невозможно за короткое время создать новый единый внутригосударственный комплекс, независимый от межреспубликанских связей и способный полностью обеспечить внутреннюю потребность России в широком спектре материалов. Фактически осталось лишь несколько центров, обладающих набором тех или иных металлургических технологий и развивающихся самостоятельно. Аналогичная ситуация сложилась и с российским машиностроением. Все это ведет к тому, что поставки даже некогда конкурентоспособной отечественной продукции либо совсем прекращаются, либо осуществляются уже по мировым или близким к ним ценам. А это удорожает продукцию и ведет к потере ее конкурентных преимуществ.
Сейчас российский промышленный комплекс начинает активно формировать свою новую структуру с ориентацией на повышение конкурентоспособности продукции. Основа для этого - поиск рынков сбыта конечной продукции в стране и за рубежом, анализ качественных параметров, предъявляемых этими рынками. Затем начинается поиск партнеров, позволяющих производить такую продукцию. И если таких партнеров в стране нет, их место занимает аналогичная продукция мирового рынка. Таким образом формируются цепочки производств, сориентированных на производство продукции с реальными возможностями сбыта.
Отсюда следует, что уровень развития обеспечивающих отраслей (как фактор формирования конкурентоспособности) сегодня в России может быть оценен достаточно низко. Наиболее реальный способ преодоления этого барьера - активное включение отечественных предприятий в систему международной кооперации.
Однако на этом пути невозможно рассчитывать на создание конечной продукции, которая будет конкурентоспособна в силу относительной дешевизны: мировые цены на комплектующие и материалы плюс транспортные расходы на перевозку по территории России способны «съесть» всю экономию на заработной плате. В этих условиях единственно возможным способом создания конкурентоспособной продукции становится ее эксклюзивность, то есть придание товарам особых свойств, отсутствующих у продукции конкурентов.
Это возможно лишь при поддержании высокого интеллектуального потенциала в сфере производства, а потому сохранение и воспроизводство высококвалифицированной научно-технической и художественной интеллигенции становится для страны важнейшим условием будущих успехов на товарных рынках. К сожалению, пока что в политике государства понимание этого отсутствует.
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы
В первой главе мы очень часто употребляли слово «конкурентоспособность», «конкуренция». Что же вообще такое «конкуренция»?
Конкуренция в переводе с латинского языка значит «сталкиваться» и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д[8].
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию. Если рассмотреть добросовестную конкуренцию, то ее основными методами являются:
· повышение качества продукции;
· снижение цен («война цен»);
· реклама;
· развитие до- и послепродажного обслуживания;
· создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, так называемая «война цен». Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.
Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма SONY осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям[9].
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:
Во времена существования ФРГ у западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива, ни патриотические призывы: «немцы, пейте немецкое пиво!», ни манипулирование ценами, ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.
Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы, т.е. недобросовестная конкуренция.
Основными методами являются[10]:
· экономический (промышленный шпионаж);
· подделка продукции конкурентов;
· подкуп и шантаж;
· обман потребителей;
· махинации с деловой отчетностью;
· валютные махинации;