Определяется стоимость изготовления, закупок материалов для производства, добавляются все остальные издержки и установленную величину прибыли. В результате вычислений получается цена товара.
Типичным примером ценообразования по издержкам является розничная торговля.Цена здесь определяется следующим образом: к величине средств, затраченных на закупку добавляется определенный процент на покрытие других издержек, процент прибыли (плюс соответствующий процент для выплаты НДС, если данный налог взимается).
Специальный процент прибавляется к закупочной цене для покрытия
времени оборота товара или услуги (такое время получило название
оборачиваемость запасов). Чем ниже этот показатель, тем больше времени
требуется для того, чтобы распродать все запасы со склада, и тем самым ниже
становится процент прибыли. При торговле скоропортящимися товарами,
возможно обернуть весь объем запасов несколько раз в течении недели.
Например, разница между товарной ценой таких товаров как рыба или овощи и
их себестоимостью не очень велика, но в результате их хорошей
оборачиваемости можно получить значительную прибыль, “обернув” такой товар
многократно за короткий промежуток времени. И наоборот, для товаров с
низкой оборачиваемостью характерна значительная разница между продажной
ценой и себестоимостью. В этом случае за товар выручается больше денег, но
не так часто как в случае с рыбой или овощами. Например, для торговли
мебелью, являющейся товаром длительного пользования разница между продажной
ценой и себестоимостью составляет 45-50%, а для ювелирных изделий этот
показатель еще выше.
Ценообразование по издержкам на промышленные товары иногда очень приблизительно, причем для получения цены, покрывающей прибыль достаточно добавить 1-2%. В некоторых компаниях свой процент начисляется на каждом этапе деятельности: закупке, производстве, маркетинговой деятельности и т.д.
При необходимости принятия способа расчета цен по издержкам для
данного товара, разрабатывается стандартная величина разницы между ценой и
себестоимостью. Такая величина должна рассчитываться например в случае,
когда имеется товар, состоящий из постоянной и переменной частей.
Собираются данные по издержкам и подсчитывается размер наценки на
себестоимость, необходимый для покрытия всех издержек. Таким образом можно
вывести довольно удобную формулу для определения цены.
Теперь перейдем к рассмотрению ценообразования, основанного на
спросе. Суть данного подхода к ценообразованию состоит в том, что надо
установить такую цену, которую покупатель готов заплатить за данный товар.
К сожалению, покупатели редко сообщают о том, сколько они готовы заплатить.
Продавец должен сам назвать цену.
Здесь при назначении цен советником может стать уровень цен за
аналогичные товары и услуги. При продаже товара следует обратить внимание
на цены его аналогов в магазинах, супермаркетах, на оптовых складах,
магазинах сниженных цен, каталогах для заказов товаров по почте и других
возможных торговых точках. Если имеется возможность, то можно провести
анализ: из каких материалов сделаны аналоги, каково их качество. Высокая
цена обычно оправдана высококачественными материалами, великолепным
дизайном и т.п. При такой системе лучше назначать высокую цену и давать
скидку, чем продавать по нормальной цене сразу. Кроме того, в торговле в
розницу возможно установление так называемых “психологических цен”, которые
несколько ниже круглого числа, например: $ 99.90 или 999 тыс. руб. Основная
сложность ценообразования по спросу заключается в том, что цена должна быть
такой, которую заплатит покупатель, но установить ее предстоит продавцу.
Какая бы цена не была назначена, не существует гарантий, что товар будет по
ней пользоваться спросом. Таким образом, при ценообразовании по спросу,
цена назначается отталкиваясь от расходов и поднимается до величины,
которую, по мнению продавца, готов заплатить покупатель.
Ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию. Этот способ требует анализа аналогичных товаров конкурентов с учетом всех различий между данными товарами. Естественно, нижней границей цен являются издержки, но в дальнейшем они не являются ориентиром. Предприятие может придерживаться среднего уровня цен, что гарантирует от ошибок при ценообразовании, но в то же время не принесет больших прибылей и исключает возможность ведения ценовой войны с конкурентами.
В рассматриваемом мною магазине применяется смешанный тип ценообразования. Хотя для большей части ассортимента все же применяется ценообразование по издержкам. Это упрощает учет и позволяет держать цены на невысоком уровне. Но стоит отметь, что если цена на какой-либо товар значительно выше, чем у конкурентов, то она корректируется в сторону понижения (здесь мы видим пример ценообразования, основанного на ценах на конкурентную продукцию). В число основных издержек производства помимо затрат на приобретение товара входят: заработная плата, различные налоги и сборы, транспортные расходы, расходы на внешнюю и внутримагазинную рекламу, амортизация, накладные расходы. На некоторые виды товаров устанавливаются цены с применением способа ценообразования, основанного на спросе. В основном это товары, отсутствующие у конкурентов.
3.3. Финансовая политика
Советские экономисты определяли финансовую политику прежде всего как политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного производства. Финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы.
Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления. Если их рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную роль в управлении деятельностью фирмы. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления этой деятельностью. С другой стороны финансы - объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах
Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Стратегия - долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития фирмы, отличается гибкостью, подвижностью и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени.
Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если предприятие не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы и стратегический курс.
Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития.
Следовательно, финансовая политика решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения.
Финансовая тактика – решение задач на определенном этапе развития и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.
Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.
Финансовая политика может и должна быть прогрессивной. Она должна базироваться на научных разработках и научных подходах. Это служит тому, что финансовая политика должна быть неотрывна от реальных финансовых отношений.
Научный подход предполагает:
1. Соответствие финансовой политики объективно закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной информации.
Такая информация должна нести сведения о процессах происходящих в
экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий.
Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики.
Необходимость соблюдения принципов обратной связи - основа правильности
финансовой политики.
Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение экономической эффективности и иметь своей целью рост объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост показателя финансоотдачи свидетельствует о действенности финансовой политики. При выработке финансовой политики учитывают условия и мероприятия, которые проводились с учетом специфики каждого конкретного этапа развития производства. При разработке финансовой политики необходимо учитывать опыт и использовать условия конкретные для данной ситуации, поскольку копирование чужого опыта не дает действенных результатов в каждой конкретной ситуации.
2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.
3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий
С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3 составные части:
1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую перспективу.
2) определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе.
3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей.
Если отсутствует хотя бы один из элементов, то финансовая политика не удовлетворяет современным условиям.
Финансовая политика - элемент надстройки, а финансы - элемент базиса, значит, нельзя проводить финансовую политику, игнорируя основные особенности финансовой категории, развитие финансов.
3.4. Экономические мотивы деятельности людей