Организация управления в супермаркете
p> Суть экономических мотивов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним организацией, получают определенные материальные выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых
(дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).

Основными формами денежных доходов, связанных с трудовой деятельностью, является заработная плата, предпринимательская прибыль, различного рода выплаты и льготы.

Обычно заработная плата зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затраченного труда. По форме она может быть повременной, зависящей от количества затраченного времени, и сдельной, определяемой объемом выполненной работы. В свою очередь в рамках форм выделяются системы заработной платы. Использование той или иной формы или системы заработной платы в целях стимулирования зависит от сферы деятельности работников, характера трудовых операций, технологических процессов и т.п.

Повременная форма заработной платы применяется в отношении руководителей, специалистов и служащих, а также тех рабочих, результаты деятельности которых не поддаются точному учету и измерению либо не требуют его вовсе, например, у ремонтников. В зависимости от способа начисления повременная заработная плата может быть почасовой, поденной, помесячной.

Мотивирующими моментами в рамках повременной заработной платы являются: ее величина и наличие в необходимых случаях премий. К условиям, обеспечивающим эффективность ее применения, относятся: точный учет фактически отработанного времени; наличие обоснованных норм и нормативов, регламентирующих объем выработки, численность персонала, производственные задания и пр.; рациональное распределение работы между исполнителями, принимающее во внимание их опыт, профессию, квалификацию.

Сдельная форма оплаты труда применяется в основном по отношению к рабочим, конкретные результаты деятельности которых легко измеримы, а их рост необходимо стимулировать. Как и в предыдущем случае, эффективность применения сдельной оплаты труда зависит от наличия научно обоснованных норм, однако здесь решающее значение приобретает еще и точный учет результатов.

В отличие от повременной формы заработной платы, подразделяющейся на две системы (простую и премиальную), у сдельной их значительно больше.
Выделение систем происходит здесь по таким критериям как способы определения сдельной расценки; расчета с работниками; вознаграждения.

При прямой (индивидуальной и коллективной) сдельной заработной плате ее величина определяется- в зависимости от объема выполненной работы по единой расценке за единицу продукции. При этом индивидуальная сдельная оплата используется там, где люди либо трудятся самостоятельно, либо совместно выполняют одинаковую по квалификации работу, например, в бригаде каменщиков. Коллективная сдельная применяется там, где лица разной квалификации и специальности порознь или совместно работают над сложным комплексным объектом и связаны конечным результатом.

Косвенная сдельная заработная плата (индивидуальная и коллективная) применяется в отношении работников, обслуживающих других, оплачиваемых по прямым сдельным расценкам. Обычно она касается тех исполнителей, от которых реально мало что зависит.

При сдельно-прогрессивной заработной плате в пределах установленной исходной нормы выработки труд оплачивается по прямым расценкам, а сверх нее
— по повышенным. Степень увеличения расценок определяется с помощью специальной шкалы, характеризующейся числом "ступеней" оплаты, которых бывает обычно до 3-х, и их "крутизной".

Сдельно-премиальная система оплаты труда сочетает сдельный заработок с премией за качественные и количественные результаты деятельности, такие как рост ее производительности, снижение затрат, освоение новой техники и технологии и пр.

Наконец, при аккордной системе заработной платы вознаграждение определяется сразу за весь объем выполненной работы.

Стимулирующая функция коллективной оплаты труда и премирования во многом обеспечивается использованием коэффициента трудового участия (КТУ), дающего обобщенную количественную оценку вклада каждого в конечный результат. КТУ учитывает индивидуальную производительность труда, сложность и качество работы, помощь другим, соблюдение трудовой и производственной дисциплины. За высокий профессионализм, инициативу, совмещение специальностей, участие в изобретательстве и рационализаторстве, передаче опыта, руководство коллективом и т.п. КТУ может повышаться, а в обратном случае — снижаться.

Помимо основной заработной платы, важную роль в деле стимулирования производительного труда играет дополнительная, в форме различного рода доплат за профессионализм, квалификацию, деловые навыки, носящих в основном компенсационный характер..

Часто заработная плата может быть неявной, то есть существовать в виде различного рода льгот, на практике значительно увеличивающих доходы субъекта.

Уровень основной и дополнительной заработной платы дает формальную оценку вкладу работника в конечные результаты, исполнительности, профессионализму, квалификации, поэтому должен возрастать вместе с ними.
Однако более действенным стимулирующим средством он становится при дополнении другим не менее важным элементом экономической мотивации — системой итогового вознаграждения.

Рабочие обычно премируются по итогам за достижение 1—2 показателей; служащие и специалисты — 2—3 показателей. Основанием для премирования служат: экономия ресурсов, увеличение прибыли, различного рода научные достижения, успешное проведение мероприятий по предотвращению возникновения тех или иных проблем, исключительные заслуги перед организацией.

Для того чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина, как в свое время показал Ф. Тейлор, должна составлять не менее 30% основного заработка. Кроме того, эффективность премирования предопределяется правильным выбором системы показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей; ориентацией на реальный вклад в конечные результаты, эффективность и качество работы, общие итоги деятельности организации; конкретностью, справедливостью, гибкостью критериев оценки достижений работников.

Общим принципом премирования является вознаграждение за любые, пусть самые малые успехи, своевременность, потенциальная неограниченность величины, регулярный пересмотр его критериев в связи с изменением условий деятельности организации и ее экономического положения.

Денежные выплаты, используемые в качестве рычагов стимулирования, могут быть в зависимости от конкретной ситуации и его целей пропорциональны и непропорциональны достигнутым результатам. В последнем случае применяются так называемые акцентирующие и нивелирующие выплаты, а иногда и штрафы. При акцентировании они растут быстрее результата, а при нивелировании — медленнее. На практике существуют самые различные их комбинации.

Так, в рамках системы отрицательного стимулирования нивелируются передовики, а акцентируются отстающие, что дает возможность подтянуть их до необходимого уровня. При положительном стимулировании происходит наоборот — акцентируются передовики, что позволяет вывести организацию на наивысшие стандарты деятельности.

Кроме заработной платы и премий, за последнее время для сотрудников коммерческих организаций все большее распространение получает еще один вид денежного вознаграждения — участие в прибылях. Прежде всего это относится к дополнительной прибыли, до 75% которой может доставаться персоналу.
Осуществляются такие выплаты обычно ежемесячно, чтобы люди могли наглядно видеть конкретные результаты своих усилий. Для руководителей же с давних форм практикуются бонусы — крупные единовременные выплаты из прибыли 1 — 2 раза в год, заинтересовывающие их в том, чтобы приложить все усилия для ее роста.

В целом система денежных выплат призвана обеспечить большинству работников желательный уровень дохода при условии добросовестного отношения к работе и выполнению своих обязанностей. Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем стимулирует инициативу людей, формирует у них приверженность к организации, привлекает к ней новых членов.

Еще, я считаю, необходимо остановиться на косвенной экономической мотивации, то есть мотивации свободным временем. Ее конкретными формами являются: сокращенный рабочий день или увеличенный отпуск, призванные компенсировать повышенные физические или нервно-эмоциональные затраты организма (например, на транспорте, горных работах, в сфере образования и пр.); скользящий или гибкий график, делающие режим работы более удобным для человека, что позволяет ему дополнительно заниматься другими делами; предоставление отгулов за часть сэкономленного при выполнении работы времени, пока не получившее в отечественной практике достаточного распространения.

Говоря о системе оплаты труда, отмечу, что в нашем городе в торговле в основном применяется сдельная оплата труда. В бывших государственных предприятиях торговли кое-где осталась повременная оплата. В магазине
«Старт» применяется повременно-премиальная система оплаты труда. Средний уровень заработной платы в этом магазине ниже среднего по городу в сфере торговли. В принципе, у предприятия есть резервы увеличения фонда заработной платы, но этому мешает колоссальный налоговый пресс на фонд оплаты труда – более 40 %.
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ


4.1. Сущность, критерии и показатели эффективности управления.

Конечным фактором, определяющим эффективность управления, я считаю можно назвать рентабельность функционирования организации. Потому что, если по итогам года предприятие не получило прибыли, более того – получило убытки – значит управление на этом предприятии является неэффективным. У этой проблемы есть также этико-социальная сторона. Руководство предприятия, которое неэффективно ведет управление предприятием, не только ставит под угрозу существование организации как юридического лица, но и может нанести ущерб благополучию своих сотрудников.

Для оценки эффективности функционирования предприятия (а через это и оценки эффективности управления предприятием) используется целый ряд финансово-аналитических показателей. Анализ может проходить по различным направлениям:

|Направление анализа |Показатели |
|1. Оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования. |
|1.1. Оценка имущественного |Величина основных средств и их доля в общей|
|положения |сумме активов. |
| |Коэффициент износа основных средств. |
| |Общая сумма хозяйственных средств, |
| |находящихся в распоряжении предприятия. |
|1.2. Оценка финансового |Величина собственных средств и их доля в |
|положения. |общей сумме источников. |
| |Коэффициент покрытия (общий). |
| |Доля собственных оборотных средств в общей |
| |их сумме. |
| |Доля долгосрочных заемных средств в общей |
| |сумме источников. |
| |Коэффициент покрытия запасов. |
|1.3. Наличие «больных» |Убытки. |
|статей в отчетности. |Ссуды и займы, не погашенные в срок. |
| |Просроченная дебиторская и кредиторская |
| |задолженность. |
| |Векселя выданные (полученные) просроченные.|
|2. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности. |
|2.1. Оценка прибыльности. |Прибыль. |
| |рентабельность общая. |
| |рентабельность основной деятельности. |
|2.2. Оценка динамичности. |Сравнительные темпы роста выручки, прибыли |
| |и авансированного капитала. |
| |Оборачиваемость активов |
| |Продолжительность операционного и |
| |финансового цикла. |
| |Коэффициент погашаемости дебиторской |
| |задолженности. |
|2.3. Оценка эффективности |Рентабельность авансированного капитала. |
|использования |Рентабельность собственного капитала. |
|экономического потенциала. | |

Для принятия решения об эффективности функционирования предприятия и об эффективности управления конкретным предприятием приведенные показатели наиболее значимы.

По обществу с ограниченной ответственностью «Магазин «Старт» расчет данных коэффициентов не может быть произведен в связи с отсутствием необходимой бухгалтерской информации, которую руководство магазина «Старт» предоставить отказалось. Но расчет финансово-аналитических показателей и не входит в круг задач данной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе были рассмотрены экономические механизмы менеджмента. Базой для рассмотрения некоторых вопросов был магазин «Старт», который по своим характеристикам удовлетворяет понятию «супермаркет».

В процессе работы на курсовой были сделаны выводы о большом значении менеджмента в жизни общества, о важности и необходимости дальнейшего развития отечественной науки управления на федеральном уровне.

Были также рассмотрены некоторые стороны функционирования спортивного магазина «Старт». На основе имеющихся данных были сделаны соответствующие выводы о проблемах функционирования как конкретного хозяйственного субъекта, так и практически всех коммерческих организаций страны.

Кроме того, в работе рассмотрена ответственность менеджера за принятие решений. Ответственность не только перед работодателями и фискальными органами, но и перед работниками предприятия.

Подводя итог проделанной работе, я могу сказать, что я овладел новыми знаниями и упрочил навыки в области анализа управленческой деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Таблица № 1.

Принципиальная схема внутрифирменного управления

|Принципы |Функции |Экономические методы |
|Централизация в управлении |Маркетинг |Коммерческий расчет |


Децентрализация в управлении
| |Планирование |Внутрифирменный расчет|


Сочетание централизации и децентрализации
| |Организация |Цены и механизм |
| | |ценообразования |


Ориентация на долгосрочные цели развития
| |Контроль | |


Демократизация управления: участие работников в высшем звене управления
| |Мотивация | |

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М.: Изд. «Юрист», 1994.

Вудок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджмент. М.: Изд. «Дело», 1991.

Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Изд. «Банки и биржи», 1995.

Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М.: Изд. «Экономика»,
1990.

Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. М.: «Финансы и статистика», 1998.

Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… М.: Изд. «Дело», 1993.

Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Том 1 и 2. Курс лекций – М.:
Изд. БЕК, 1994.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Изд. «Дело»,
1993.

Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Менеджмент организаций. Учебное пособие. М.: Изд. «Инфра-М», 1995.

Уткин Э.А. Профессия менеджера. М.: Изд. «Экономика, 1992.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать