Основные этапы развития и предмет экономической теории

2.       Создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона

3.       Формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.д.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Т.о. разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Этот центральная проблема перехода к рыночной экономике.

     Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельным гражданам и юридическим лицам.

     Объектами приватизации могут быть:

ü      Крупная промышленность

ü      Мелкие и средние предприятия промышленности и торговли

ü      Предприятия сферы услуг

ü      Жилищный фонд

ü      Жилищное строительство

ü      Предприятия с/х

После приватизации субъектами собственности становятся:

ü      Частное лицо

ü      Работник приватизируемого предприятия

ü      Трудовой коллектив

ü      Банки

ü      Холдинги

ü      Акционерные общества (товарищества)

ü      И т.д.

     Приватизация отражает процесс коренной трансформации отношений собственности.

    Разгосударствление – понятие, охватывающее весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики в большей степени независимой от государства.

     Целями приватизации в России были:

1.       Формирование слоя частных собственников-предпринимателей

2.       Повышение эффективности деятельности предприятий

3.       Создание конкурентной среды

4.       Содействие демонополизации экономики

5.       Привлечение иностранных инвестиций

6.       Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации

     В конце 80-х гг. в были приняты основополагающие законы для развития рыночных отношений в нашей стране:

ü      Закон о собственности, который определил равноправие различных форм собственности (государственная, колхозно-кооперативная, личная), ввел частную собственность в форме индивидуальной и коллективной собственности.

ü      Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности определил понятие коммерческого предприятия, которая создается с целью получения прибыли. Были определены организационно-правовые формы предприятий.  

ü      Закон о кооперативах (т. е. личное участие)

     Государство, начиная с 92-го года, проводит масштабную компанию по разгосударствлению собственности, государство отказывается от собственности и 2 этап - ее приватизация.

     Процессы приватизации и разгосударствления за последние годы резко изменили структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции в развитии собственности. На смену монопольному господству одной ее формы приходит реальный полиморфизм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, к ним относятся отсутствие законов или существенные проблемы в законодательстве, обусловленные десятилетним невниманием к правовой стороне собственности.

 

Билет 12. Пределы возможностей рыночного механизма. Роль государства в рыночной экономике

   

 Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынков. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, конкуренции, падающего спроса, изменения предложения, равновесной цены и др.

     Рыночный механизм – механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу определения их количества, качества, структуры производства.

     Известно, что рыночный механизм, хотя и представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать важнейшие экономические задачи, стоящие перед обществом, все же не срабатывает в ряде областей хозяйственной жизнедеятельности. Такие ситуации, при которых рыночный механизм не может обеспечить эффективное использование ресурсов, принято называть провалами (фиаско, несостоятельностью) рынка.

     Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

1.       Общественные блага – товары и услуги, предоставляемые государством на благо всех граждан или большинства населения страны (образование, здравоохранение, жилье). Прямая плата за них отсутствует. Большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками. Это связано, прежде всего, с тем, что потребление этих благ обладает такими свойствами:

а) включенность (или проблема безбилетника – free rider). Free rider – этот тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его производство, ничего не платя за него. Например, национальная оборона. Чтобы разрешить проблему бесплатного пользования (не решаемую рынком) обществу надо найти некоторый способ совместного решения того, сколько тратить на оборону. Государство и призвано принимать такие решения.

б) нулевые предельные издержки. При увеличении количества людей, потребляющих благо, роста издержке не происходит.

в) неделимость, что тесно связано с включенностью. Благо столь велико, что не может быть продано индивидуальным покупателям.

г) высокий уровень положительных эффектов, т.е. полезность для всего общества в целом.        При этом производство таких благ рынком невозможно в силу действия принципов неделимости и включенности.

2.       Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не находящие отражение в ценах, которые распространяются также на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но использующих побочные эффекты деятельности других, т.е. они касаются и производителей и потребителей. Отрицательные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Например, загрязнение воды, почвы, воздуха в результате работы частного предприятия. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом. Положительные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительным внешним эффектом.

Т.о. рыночная система способствует перепроизводству и перепотреблению товаров и услуг, вредных обществу, и, напротив, недопроизводятся и недопотребляются товары и услуги, полезные обществу.

3.       Несовершенная (асимметричная)  информация – ситуация, в которой часть участников рыночной сделки владеет важной информацией, которой не владеют другие заинтересованные лица; характерная для многих ситуаций в бизнесе. Как правило, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. Асимметричная информация приводит к несостоятельности рынка в регулировании распределения ресурсов. Факт асимметричной информации требует более активного участия правительства в регулировании экономики, ибо недостаточная информация может разрушить рынки.

4.       Монополии – тип структуры рынка, в которых существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, т.е. обладает монопольной властью. Монопольная власть – возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Монопольная власть ведет к росту цен и сокращению объема выпуска. В результате ухудшается благосостояние потребителей и растет благосостояние фирм-монополистов.

5.       Иногда сюда относят также неспособность рынка обеспечить нужным количеством денег обращение.

Во всех этих случаях требуется вмешательство государства.

     Функции выполняемые государством по предоставлению общественных благ, регулированию внешних эффектов, регулированию монополий и антимонопольному законодательству, пресечению асимметричной информации и эффективной организации денежного обращения, образуют минимально необходимые границы регулирования государством реального рынка.

     1. Общественные блага связывают коллективные потребности с налоговой и бюджетной политикой государство, поэтому государство призвано решить сложнейшую задачу согласования доходов и расходов в госбюджете. Государство должно проводить определенную экономическую политику:

1.1.   Поскольку гражданин страны покупает общественный товар по цене, равной налогу. То необходимо поддержание равновесия между доходами бюджета, формируемыми из налогов, и его расходами;

1.2.   Структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные блага;

1.3.   С увеличением или уменьшением спектра общественных товаров должен соответственно увеличиваться или уменьшаться госбюджета;

1.4.   Серьезное значение в современных условиях хозяйствования имеет соотношение частного и общественного блага

     2. Регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Оно может вводить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать