В октябре 1950 года, когда Соглашение по ECSC еще не было подписано,
Франция выступила с инициативой Европейского Сообщества по Безопасности
(EDC), которое более известно как план Плевена. Всплеск военных действий в
Корее и ухудшение отношений между Востоком и Западом привели к
необходимости усиления позиций безопасности Западной Европы, включая
Западную Германию. Но во Франции были еще свежи события Второй мировой
войны, так что идея Немецкой Национальной Армии была в особенности
неприемлема. И опять единственным выходом было привязать Германию к
многонациональному Сообществу – на этот раз военному – для усиления
контроля за разоружением. Тем не менее, в августе 1954 года план не был
принят в связи с тем, что Французская Национальная Ассамблея отказалась
ратифицировать Соглашение, тем самым, давая выход амбициям национального
суверенитета.
Провал Европейского Сообщества по безопасности поставил под удар все предпринятые усилия в отношении политической интеграции в Европе, что пока не давало поводов для оптимизма. Но затем, в июне 1955 года министры иностранных дел шести стран-основательниц ECSC выступили с инициативой создания объединенной Европы.
3 Европейское Сообщество по атомной энергии и Европейское экономическое
Сообщество.
На конференции в Мессине они решили вернуться к цели, которой было
большее Европейское единство, но на этот раз с подходом, предложенным ECSC
– то есть, прежде всего, экономической интеграции. Хотя план EDC имел более
высокую идею, нынешнее предложение звучало скромнее, но более реалистично.
Был сформирован Комитет, во главе с Министром иностранных дел Бельгии,
Полем-Анри Спааком, на который была возложена ответственность продумать
шаги дальнейшей интеграции. В 1956 году Комитет окончил свою работу, и его
отчет лег в основу переговоров, результатом которых явились Соглашения,
учреждающие Европейское Сообщество по атомной энергии (EURATOM) и
Европейское экономическое Сообщество (EEC), подписанные странами Шестерки в
марте 1957 года и вступившие в силу 1 января 1958 года.
Воодушевленные достигнутыми успехами, особенно в сфере экономики, страны Шестерки решили в начале 60-х вернуться к идее, которая никогда до конца не забывалась – более тесная политическая интеграция.
На встрече на высшем уровне в Бонне в 1961 году лидеры стран Шестерки поручили Комитету, который возглавлял Кристиан Фуше, посол Франции в Дании, рассмотреть предложения политической хартии для “союза их наций”. Пытаясь найти формулу, которая бы подходила всем, Комитет представил два удачных проекта (более известные как первый и второй планы Фуше). Но существующие различия между странами-участница-ми по поводу видения сути союза и его формы оказались настолько непреодолимыми, что на встрече 17 апреля 1962 года в Париже, министрами иностранных дел было принято решение о приостановлении переговоров.
В течение нескольких последующих лет практически не было предпринято
шагов к “закладыванию основ самого тесного союза народов Европы” и только к
концу 70-х произошли какие-то сдвиги в этом направлении. Подхватив призыв к
развитию экономического и политического союза, прозвучавший на встрече на
высшем уровне в Гааге в декабре 1969 года, политические лидеры Сообщества
на Парижских Саммитах 1972 и 1974 годов провозгласили своей целью создание
Европейского Союза до окончания этого десятилетия. Премьер-министру Бельгии
Лео Тиндемансу было поручено выработать последовательный план для
Европейского союза на основе идей, выдвинутых Комиссией, Европейским
Парламентом, Верховным Судом и Социально-экономическим Комитетом в более
ранних отчетах. Его план (Отчет Тиндеманса) предопределял завершение
создания союза к 1980 году посредством учреждения экономического и
валютного союза, реформирования институтов Сообщества, осуществления общей
внешней политики, а также региональной и социальной политики. Это явилось
еще одним доказательствам сильной амбициозности поставленной цели для
установленных сроков. Как показывают последние исследования, провал был
следствием непримиримых основополагающих разногласий между странами-
участницами по поводу конституционной структуры и институциональных реформ,
которые требовалось провести.
Несмотря на это, 70-е годы принести ощутимый прогресс, а также целый ряд новых политических инструментариев для Сообщества, расширяющих спектр политики координации и национальной политики.
4 Европейское политическое сотрудничество.
Первым из них было Европейское политическое сотрудничество (EPC),
которое было основано в 1970 как инструмент добровольного регулирования
внешней политики, и с тех пор стабильно расширяется и усовершенствуется.
Вторым крупным шагом было создание Европейской Валютной Системы (EMS) в
марте 1979 года, которая вывела на качественно новый уровень европейское
сотрудничество в этой области. Ее целью было и является создание зоны
валютной стабильности в Европе, по возможности свободной от стихийных
колебаний валюты. Сейчас EMS является одним из краеугольных камней цели
Европейского Союза – экономического и валютного единства.
5 Европа второго поколения.
В начале 80-х г.г. был дан старт интенсивным реформаторским дебатам,
проходившим как “Европа второго поколения” или “Европейский Союз”. Наиболее
значительные из идей и предложений по реформам легли в основу “проекта
Соглашения, учреждающего Европейский Союз”, принятого Европарламентом 14
февраля 1984 г. Плод ума Альтиеро Спинелли, он стал качественно новой вехой
для Парламента на пути к Европейскому Союзу. Соглашением предлагалось
передать полномочия Союзу в таких сферах как экономическая и валютная
политика (включая социальную сферу и здравоохранение) и в сфере внешней
политики (вопросы безопасности, мира и разоружения), что должно было иметь
некоторую привлекательность в глазах местных политиков. Законодательство
Союза вводилось бы в действие двухпалатной организацией, что очень похоже
на федеральную систему, и имело целью достичь равновесия между
демократически избираемым Европарламентом и Советом Союза, где заседали бы
представители национальных правительств. Несмотря на то, что проект
Соглашения не имел никаких шансов быть ратифицированным национальными
Парламентами и таким образом приобрести законную силу, он бросил вызов
странам-участни-цам, и явился как бы проверкой серьезности их намерений по
отношению к реальным действиям в сторону Европейской интеграции, заставив
их показать их настоящие намерения.
Этот вызов был принят. На Европейском Совете в Штутгарте в июне 1983
года они оказались не способными договориться о чем-либо более серьезном,
чем “широкий спектр мер по расширению сотрудничества в Сообществе”. Но на
встречах глав государств в Фонтенбло и Милане в июне 1984 и 1985 г.г. они
приняли во внимание инициативу Парламента, осмысливающую более ранние
заявления о намерениях путем адаптации решений для практических действий на
двух параллельных фронтах по приданию ускорения Европейской интеграции.
Первая область действий – институциональная реформа. Был утвержден Комитет
по иностранным делам, возглавил который Ирландский сенатор Джеймс Дудж. Так
же как Комитет Спаака, который подготовил отчет, послуживший основой
переговоров по учреждению ЕЕС и EURATOM, Комитет Дуджа был составлен из
личных представителей Глав государств или правительств. Его заданием было
выработать предложения для расширения сотрудничества в Европе и в рамках
Сообщества, и в плане Европейского политического сотрудничества, и
предвидеть возможные области для продвижения к Европейскому Союзу. Вторая
концепция заключалась в выработке шагов по проекту «Европа для людей», что
предполагало повышенное внимание к нуждам и интересам рядовых граждан. И
опять работа по формированию конкретных предложений была возложена на
комитет ad hoc, который приступил к работе 7 ноября 1984 года под
председательством Пьетро Адоннино. Его полномочия включали спектр
направлений для совместной деятельности, таких как образование,
здравоохранение, судебная власть, борьба с наркотиками и терроризмом, а
также нахождение областей продвижения к Европейскому Союзу.
Деятельность этих двух комитетов легла в основу дискуссий между лидерами государств на встрече в Милане в июне 1985 года. Эти встречи наметили направления на пути к Европейскому Союзу посредством создания экономической зоны без внутренних границ, укреплению Европейского политического сотрудничества путем объединения усилий в области безопасности и защиты, и улучшения механизма принятия решений при помощи расширения прав Европарламента.
6 Единый Европейский Акт.
Важным шагом на пути к созданию Европейского Союза стал Единый
Европейский Акт, который вступил в силу 1 июля 1987 года. В его преамбуле
повторилась основная цель — создание Европейского Союза — которую должны
были воплотить Европейское сообщество и Европейское политическое
сотрудничество. Затем был принят ряд законодательно закрепленных мер,
предусматривающих создание единого рыночного пространства к 1992 году, и
более общей политики в области экологии, исследований и технологий.
Формально это было оформлено в качестве дополнений и приложений к
Соглашениям, учреждающим Сообщества. Наконец, третья часть Единого Акта
касалась сотрудничества по внешней политике, под эгидой ЕРС, в которой
учреждалась законодательная сеть, в то время как до этого в этой области
все было на уровне неофициальных образований.
7 Европейский Союз.
Работа над проектом по созданию единого рыночного пространства дала
большой толчок вперед, и к началу 1990-х начала обретать новое направление
и цель, с перспективой на Европейский Союз. В декабре 1990 года лидеры
стран Сообщества провели две межправительственные конференции, первую для
наработки шагов по учреждению экономического и валютного союза, вторую –
для устранения препятствий к политическому союзу. Результатом этих двух
конференций стало Соглашение по Европейскому Союзу, подписанное странами-
участницами в Маастрихте 7 февраля 1992 года. Но для его окончательной
ратификации и вступления в силу 1 ноября 1993 года существовало несколько
препятствий. На референдуме в Дании 2 июня 1992 г. люди проголосовали
против ратификации Соглашения, и только после того, как для Дании были
выработаны специальные условия и меры, на втором референдуме в мае 1993
года было принято решение о ратификации. Во Франции общественное мнение
также разделилось “за” и “против” Соглашения – и на референдуме в сентябре
1992 года решение о ратификации было принято, но лишь незначительным
большинством. В Великобритании ратификация затягивалась до 2 августа 1993
года оппонентами правящей Консервативной партии. В Германии ратификация
была оспорена в Конституционном суде, с формулировкой, что Соглашение
подрывает конституционную структуру страны. Несмотря на это,
Конституционный суд отклонил иск 12 октября 1993 года, хотя и обратил
внимание на следующие моменты, например, ужесточение мер для политических
маневров в вопросе интеграции. И даже в остальных странах-участницах, где
Соглашение было ратифицировано до 31 декабря 1992 года, присутствовала
изрядная доля критики. В основном дискуссии возникали по поводу того, что
решение о создании Европейского Союза было принято за закрытыми дверями. В
отличие от ситуации, когда создавалось единое рыночное пространство,
межправительственные конференции почти не освещались в прессе, так что
рядовые граждане не имели возможности ни понять цели и мотивы своих лидеров
по созданию Европейского Союза, ни каким-то образом повлиять на процесс,
внести в него свои коррективы. Последствие этого информационного голода
всплыли на первом референдуме в Дании, и только после этого начались
широкие и плодотворные дискуссии по вопросам будущего Европейской
интеграции. Но, несмотря на то, что невозможно было убедить всех в
преимуществах объединения Европы, эти дебаты дали возможность всем понять
одну истину: Европейская интеграция не может возникнуть стихийно, она
должна органически развиваться — по общему согласию народов, собранных в
Союз.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8