Создание единого рынка, где было бы обеспечено свободное хождение товаров, потребовало не только смещения таможенных границ, но и поднятие количественных ограничений. Данные ограничения вводятся обычно для того, чтобы защитить внутренних производителей от наплыва импорта, что выражается в создании определенных количественных или стоимостных квот. Однако меры подобного рода противоречат Соглашениям, и странам-участницам приходится с этим считаться. Поэтому на данный момент все количественные ограничения на внешнюю торговлю с Сообществом сняты.
Стоимостные ограничения перекликаются, по сути, с количественными, как бы являясь их выражением. То есть, сами, не являясь квотами или запретами, они делают импорт некоторых товаров неэффективным или даже невозможным.
Много лет Сообщество пыталось убрать эти торговые барьеры и привести
эти национальные правила к общеевропейским стандартам. Переломным пунктом
стал в 1979 году процесс в Суде Справедливости по делу “Cassis de Dijon”, с
помощью которого было найдено наиболее прагматичное решение проблемы, как
обезопасить свободное движение товаров. Суд должен был решить,
соответствуют ли германские законы о минимальном содержании алкоголя в
винных изделиях — как местного производства, так и импортируемых — со
статьей 30 Соглашения по ЕЭС (в том, что касается свободного движения
товаров). Традиционные продукты, изготовленные в других странах Сообщества,
с низким содержанием алкоголя , включая французское “Cassis de Dijon”, не
могли продаваться на территории Германии как алкогольные напитки. Суд
постановил, что любой продукт, произведенный в странах Сообщества на
законных основаниях и продающийся в одной из этих стран, может также
продаваться в любой другой стране Сообщества. И защита от импорта
устанавливается только в случаях, предусмотренных Статьей 36 Соглашения по
ЕЭС в том, что касается защиты общественной морали, порядка и безопасности,
защиты здоровья и жизни людей, животных или растений, защиты национальных
богатств, представляющих собой художественную, историческую или
археологическую ценность, а также защиты промышленной и коммерческой
собственности.
3 Устранение налоговых барьеров.
Ключевым фактором, гарантирующим свободное движение товаров, является
уменьшение налоговых различий, препятствующих торговле между странами
Сообщества. Существуют также две основные причины, по которым налоговые
границы все-таки должны существовать.
Во первых, они дают гарантию того, что налоги на потребление (то есть
непрямые налоги), которыми облагаются товары на едином рынке, идут в
конкретную страну Сообщества, где они потребляются. На практике это
выглядит как возмещение налогов на экспорт. Поэтому, если товар,
произведенный в Германии, экспортируется во Францию и там потребляется, то
германскому производителю возмещаются непрямые налоги, уплаченные в
Германии, а французский импортер платит соответствующий налог во Франции.
Таким образом данная система гарантирует равные налоговые условия для
отечественных и импортируемых товаров. И налоговые границы, исходя из
этого, являются как бы платой за справедливость.
Во вторых, налоговые границы играют важную роль в борьбе против уклонения от налогов и предотвращения теневой торговли. Без налоговых границ и соответствующего пограничного контроля, невозможно было бы проверить, действительно ли товар экспортируется, что дало бы возможность незаконного провоза товаров как экспортируемых, и тем самым возмещение непрямых налогов. Соответственно это дало бы возможность устанавливать демпинговые цены на отечественные товары.
Поэтому, на данный момент налоговые границы все еще нужны. Это,
однако, не означает невозможность общего (без границ) налогообложения .
Фактически с 1 января 1993 года пограничный контроль был заменен более
сложной системой деклараций, которая позволила убрать налоговый контроль на
границах. После1996 года целью стало ввести систему, известную как принцип
происхождения. Эта система позволит уйти и от неудобного декларирования, и
от возмещения налогов экспортерам, и от обложения налогами импортеров, а
также всех проверок, которые это влечет за собой. Вместо этого, в стране-
производителе при производстве товара уплачивается VAT. А для того, чтобы
эта система работала, во всех странах Сообщества ставки VAT должны быть
одинаковыми. Старая система (с непрямыми налогами) до сих пор применялась в
отношении алкогольных напитков, табака и нефтепродуктов. Но с переходом к
единому рынку ушли в прошлое любые ограничения для физических лиц,
путешествующих из одной страны Сообщества в другую.
2 Свободное движение рабочей силы.
Статьи 48-51 Соглашения по Европейскому Сообществу.
Свободное движение рабочей силы — уже реальность. Это право было
зафиксировано в Соглашениях и включено в компетенцию Совета в 1968 году.
Оно заключает в себе равные права для всех наций, входящих в Сообщество, по
трудоустройству, заработным платам и условиям работы в любой стране
Сообщества. Гражданам гарантируется географическая и профессиональная
мобильность и минимальный уровень социальной интеграции в любой из стран,
входящих в Сообщество, в которых они захотели работать.
1 Географическая мобильность.
Под географической мобильностью подразумевается право человека уехать
и остановиться в любой стране Сообщества для того, что найти работу или
получить образование по специальности. Практически же это право
распространялось только на рабочих и тех, кто ищет работу. Но принятые в
1990 году дополнительные директивы распространили это право еще на
студентов, пенсионеров и безработных, при условии, что у них есть
достаточные средства, чтобы содержать себя, а также покрывать расходы по
медицинской страховке. Право на жительство для получивших работу
сохраняется 5 лет, после чего может быть продлено еще на 5 лет. В случае с
теми, кто ищет работу, Суд Справедливости постановил, что им должно быть
дано достаточное время, чтобы ознакомиться с вакансиями, на которые они
могли бы претендовать, и в этом случае они имеют право оставаться в стране
так долго, как они смогут показывать, что действительно активно ищут работу
с некоторыми положительными перспективами. Если человек не смог получить
работу, он, при соответствующих обстоятельствах, может остаться жить в том
месте, где он был трудоустроен последний раз.
Национальные иммиграционные правительства не могут отказывать кому- либо в праве на жительство, гарантированном законом Сообщества (на основе общественной политики, безопасности и здоровья), кроме очень серьезных случаев, и любой такой отказ должен быть представлен Суду Справедливости.
2 Профессиональная мобильность.
Под профессиональной мобильностью подразумевают право людей на выбор любой профессии, сроков трудоустройства и условий работы. То есть, к работникам из других стран Сообщества не должно быть другое отношение, чем к местным работникам ни в отношении оплаты труда, ни к доступу к образовательным центрам, ни в повторном трудоустройстве в случае временной утраты трудоспособности.
3 Социальная интеграция.
Социальная интеграция заключается в праве работника пользоваться всеми
социальными благами, возможными в данной стране. Другими словами, работники
из других стран Сообщества должны иметь те же права и привилегии, что и
местные жители, как в плане условий жизни, так и в плане социальной защиты.
Правилами Сообщества гарантируется социальная защита, как для работников,
так и для их семей.
4 Свобода истеблишмента.
В широком смысле, свобода истеблишмента это право людей выбрать или получить любую работу. Это касается докторов, адвокатов, архитекторов, агентов по недвижимости, брокеров, рекламных агентств так же, как и технических, художественных или ремесленных образований.
Это также касается свободы ведения бизнеса, в частности компаний, агентств компаний, их отделений и филиалов.
Но это право не относится к постоянной или временной работе в органах власти. Страны Сообщества сами решают, кому поручить управление властными структурами. Но каждый спорный случай должен рассматриваться как с точки зрения соблюдения прав и свобод человека, так и точки зрения национальной безопасности.
Право на истеблишмент должно предотвратить любые открытые или скрытые попытки дискриминации при выборе занятия, как впрочем, и в случае со свободным движением рабочей силы.
3 Свобода предоставления услуг.
Свобода предоставления услуг, в принципе включает в себя те же принципы, что и свобода истеблишмента, но в случае с услугами, действия ограничены во времени и должны каким-то образом пересекать внутреннюю границу Сообщества. Также это право не распространяется на государственные структуры власти.
Лицо, предоставляющее услуги имеет право ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы.
Судом Справедливости также установлено, что лицо, желающее получить какие-либо услуги также может пользоваться данной свободой. Под эту категория попадают как лица, желающие воспользоваться медицинскими услугами в другой стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну получать образование или вести свой бизнес.
Данная свобода также применима в случаях, если заказчик и лицо, предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только предоставляемая услуга пересекает границу. Типичным примером могут служить телевидение и радиовещание.
Принцип одинакового отношения означает, что у гражданина Европейского
Союза, желающего открыть какое-либо образование или предоставить услугу в
другой стране-участнице, не должны требовать выполнения каких либо более
строгих условий, чем для местных жителей в сфере образования, квалификации
или знаний. То есть, квалификация, равная по значению, но полученная в
другой стране Союза, должна быть признана равной соответствующей местной
квалификации. Но на практике, внесение этой свободы в национальное
законодательство — чрезвычайно тяжелый и долгий процесс, и одно время
предлагалось внести свои правила для каждой профессии отдельно.
Наибольшие проблемы возникают из-за профессий, связанных со
здравоохранением.
4 Свободное движение капитала и платежей.
Статьи 67-73 Соглашения по Европейскому Сообществу.
Свободное движение капитала и либерализация платежей являются
дальнейшими важными шагами для завершения работы по созданию единого рынка.
В перспективе, нельзя будет говорить о свободном движении товаров или
услуг, пока не будут сняты ограничения на движение капитала, и
инвестированию будут подлежать наиболее экономически выгодные сегменты
единого рынка.
1 Свободное движение капитала
Первые директивы относительно освобождения движения капитала, принятые
Советом в 1960, 1962 и 1986 году, были направлены только на уменьшение
ограничений на операции с иностранной валютой. Но эти попытки были еще
далеки от того, чтобы расширить национальные рынки капиталов. За годы после
этого национальными парламентами было принято целый ряд законодательных
актов, регулирующих специфические аспекты рынка капиталов, такие как
Государственное регулирование деятельности банков, налоговые законы,
требования безопасности к операциям с обменом валюты и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8