Основные макроэкономические показатели России

Налоги косвенные - налоги на товары и услуги, взимаемые путем установления надбавки к цене или тарифу. В отличие от налогов прямых налоги косвенные не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика, т.е. физического или юридического лица, на которое законом возложена обязанность выплачивать налог. Таким лицом обычно является производитель или продавец товаров и услуг. Здесь налоговое бремя через механизм цен может перекладываться на другое лицо, каковым обычно выступает покупатель товаров и услуг. Существуют три основные разновидности косвенных налогов: акцизы, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины. В свою очередь акцизы подразделяются на индивидуальные, или выборочные, которые взимаются с отдельных видов товаров и Услуг, и универсальные. К последним относятся налог с оборота и налог на добавленную стоимость. Фискальные монопольные налоги древний, но отмирающий вид косвенных налогов. Они характеризуются тем, что налоговая ставка не устанавливается, просто государство монополизирует производство отдельных продуктов, таких, как винно-водочные изделия, соль, спички и т.п.


Валовой внутренний продукт (ВВП) - один из обобщающих статистических показателей развития национального хозяйства; основной показатель в системе национальных счетов. ВВП представляет собой совокупную рыночную стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг как в материальном, так и в нематериальном производстве за определенный статистический период (обычно за год). Под конечным производством понимаются товары и услуги, покупаемые для конечного использования, а не для перепродажи или дальнейшей переработки. Продажа промежуточной продукции не учитывается при подсчете ВВП. Это означает, что ВВП можно определить, подсчитывая и суммируя добавленные стоимости, созданные всеми фирмами в экономике. Добавленная стоимость -это рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья, полуфабрикатов, материалов, приобретенных у поставщиков. Это производственный метод подсчета ВВП. Кроме того, существуют метод расчета ВВП по расходам и метод расчета ВВП по доходам. Первый означает, что объем ВВП равен сумме денежных расходов всех секторов в экономике (домашних хозяйств, частного бизнеса и государства), необходимых для того, чтобы выкупить на рынке весь объем производства. При этом методе суммируются расходы домашних хозяйств на личное потребление, инвестиционные расходы частных предприятий, государственные расходы на покупку товаров и услуг и сальдо экспортно-импортных операций с товарами и услугами. Метод расчета ВВП по доходам предполагает суммирование всех доходов физических и юридических лиц, полученных ими от производства всего объема продукции за данный статистический период. К доходам относятся: заработная плата с отчислениями на социальное страхование, рентные платежи, проценты, прибыль (которая может распадаться на дивиденды и нераспределенную прибыль корпораций), а также амортизация и налоги косвенные. Теоретически все три метода подсчета ВВП должны дать одинаковый результат. Однако на практике существуют расхождения при определении ВВП различными способами. Так, например, многие граждане и предприятия умышленно занижают величину своих доходов, укрывая часть из них от налогообложения. Это приводит к тому, что объем ВВП, исчисленного по доходам может оказаться ниже, чем ВВП, рассчитанный по расходам.


Чистый внутренний продукт (ЧВП) - один из обобщающих статистических показателей развития национального хозяйства, использующийся в системе национальных счетов. ЧВП представляет собой разницу между валовым внутренним продуктом и величиной амортизационных отчислений. Таким образом, ЧВП можно рассматривать как суммарные доходы, полученные в течение статистического периода (обычно года) только на территории данного государства как в отраслях материального, так и в отраслях нематериального производства.


Взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой:

валовой внутренний продукт (ВВП) – амортизация =

чистый внутренний продукт (ЧВП) – косвенные налоги =

взносы на социальное страхование – индивидуальные подоходные налоги – нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платежи =

располагаемый доход (РД)


Динамика основных макроэкономических показателей в России

Потенциал позитивных изменений, проявившихся в посткризисный период (после августа 1998 г.), благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и внутренняя социально-экономическая стабильность позволили сохранить положительную динамику важнейших макроэкономических показателей на протяжении большей части 2000 года. В последние месяцы года экономический рост приостановился.

Вместе с тем в целом за 2000 год по всем основным макроэкономическим параметрам отмечается существенная положительная динамика, причем лучшая по сравнению с 1999 годом.

Особенно заметное увеличение темпов роста (против 1999 года) отмечается в динамике ВВП, инвестиций в основной капитал, показателей, характеризующих внешнеэкономическую деятельность и уровень жизни населения. В целом за 2000 год темп прироста ВВП к предыдущему году составил, по нашей оценке, 7.7% против 3.2% в 1999 году, объема промышленной продукции – 9% против 8.1%, инвестиций в основной капитал – 17.7% против 5.3%, экспорта – 38.9% против 1.3%, реальных располагаемых доходов населения – 9.1% против спада в 1999 году на 14.2%.

Наиболее высокие темпы прироста среди промышленных отраслей в целом за 2000 год продемонстрировали: легкая промышленность – на 22%, черная металлургия – на 15.6%, машиностроение и металлообработка – на 15.5%, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - на 9.5%.

Рост промышленного производства и высокие цены на энергоресурсы наряду с улучшением собираемости налогов способствовали обеспечению высоких доходов федерального бюджета (на уровне 16.2% от ВВП). Заметно повысилась степень монетизации расчетов в экономике. Доля оплаченной продукции в объеме отгруженной за январь-ноябрь 2000 г. достигла 86.8%, что на 17.7 процентного пункта превышает показатель января-ноября 1999 года. При этом доля бартера в продажах по промышленности снизилась, по оценке, примерно до 20%.

Высокий объем внешнеторгового положительного сальдо (за 2000 год, по оценке, свыше 61 млрд. долл.) и поддержание профицита федерального бюджета дали возможность обслуживать внешний государственный долг без дополнительных внешних заимствований. Сбалансированность бюджета и адекватное применение денежно-кредитных инструментов Банком России позволили сдержать инфляционное давление на экономику в условиях существенного роста резервных денег. Темп инфляции за 2000 год (к декабрю предыдущего года) составил 20.2% против 36.5% в 1999 году. Вместе с тем платой за достижения в сокращении внешнего долга и стерилизации денежной эмиссии стало то, что использовать расширение доходов государства для стимулирования экономического роста не удалось: непроцентные расходы консолидированного бюджета остались практически на уровне 1999 года.

Ключевым фактором начала экономического оживления явилось происшедшее после августа 1998 г. значительное реальное обесценение рубля, в результате чего импорт сократился против докризисного уровня наполовину и обеспечилось пространство для расширения внутреннего производства; в сочетании со сдерживанием цен на продукцию естественных монополий и более медленным в этот период ростом заработной платы это также снижало издержки производства. Со второй половины 1999 года девальвационный эффект был поддержан значительным ростом цен на товары российского экспорта. В целом прямой вклад внешних факторов в рост российской экономики в 2000 году составил, по нашей оценке, около 35%, а косвенное их влияние (через улучшение бюджетной ситуации, расширение инвестиционных возможностей и другие) - еще выше.

Высокие темпы роста конечного спроса в 2000 году поддерживались также оживлением внутреннего спроса (инвестиционного, обеспечивавшего около 26% прироста ВВП, и потребительского – примерно 36% прироста).

Одновременно сказывалось и общее улучшение социально-политической ситуации в стране после завершения выборной кампании на федеральном уровне, начало реализации долгосрочной экономической стратегии Правительства и ответственная политика властей в финансовой и денежной сферах. В частности, осуществлялась работа по налоговой реформе, пересмотру налоговых и социальных льгот, частичному изменению Таможенного тарифа, одобрены основные принципы Пенсионной реформы, разработаны законопроекты, направленные на снижение административных барьеров предпринимательской деятельности (по проблемам лицензирования, регистрации, упорядочения контрольных и надзорных функций органов исполнительной власти). До начала 2001 года принят федеральный бюджет, принципиально отличающийся от предыдущих бюджетов.

Вместе с тем позитивные тенденции в экономике не приняли фундаментального, устойчивого характера.

Темпы роста промышленного производства, "очищенные" от сезонных и календарных факторов, в 2000 году по сравнению с 1999 годом в целом замедлились. С сентября практически прекратился рост, а в декабре отмечено снижение "очищенной" помесячной динамики промышленного производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать