Основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики

Основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики

Основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики

Глобализация мировой экономики является объективным процессом, отражающим реальности современного этапа хозяйственного развития зарубежных стран и потребности крупного транснационального производства. Основные движущие силы глобализации, делающие ее необратимым и динамичным процессом, – ускорение научно-технического прогресса, расширение деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и международной производственной кооперации, интенсификация обмена наукоемкой продукцией и высокими технологиями, активизация торговли финансовыми, компьютерными, информационными и другими видами деловых услуг. Процессы глобализации, создающие благоприятные возможности для стабильного и эффективного развития всей системы мирохозяйственных связей, одновременно выдвигают перед их участниками – странами и отдельными предприятиями — новые и все более жесткие требования в отношении стандартов коммерческой деятельности, технического уровня и качества поставляемых товаров и услуг. Тем, кто не соответствует этим требованиям, грозит неизбежный проигрыш в конкурентной борьбе и прозябание на периферии мировой экономики.

Россия пока еще слабо использует преимущества глобализации для повышения национальной конкурентоспособности, осуществления структурной перестройки хозяйства и технической модернизации производства. Такая ситуация обусловлена действием ряда факторов, среди которых – снижение общеэкономического потенциала страны, технического уровня эффективности отечественного производства в ходе реформ, особенности развития международной специализации России в условиях переходного периода, ухудшение геоэкономических позиций страны в системе мирового хозяйства.

1. Россия в глобальной мировой экономике

Ежегодные темпы снижения реального ВВП в паритетных ценах в расчете на душу населения в период 1990–1999гг. составили для России примерно

6,4%, тогда как в Китае среднегодовой прирост достигал 8,8%, Малайзии

– 4,5%, США – 2,1%, Германии – 1,4%. В результате к концу XX века общеэкономический потенциал России более соответствовал уровню развивающихся стран, а не промышленно развитых государств: 10-е место по абсолютному размеру ВВП в паритетных ценах (в 2 раза меньше Индии и в 4,2 раза ниже аналогичного показателя для Китая) и 40-е место по величине паритетного ВВП в расчете на душу населения (в итоге этот показатель оказался ниже среднемирового уровня).

Несмотря на значительное сокращение общеэкономического потенциала,

Россия по-прежнему занимает прочные позиции в производстве отдельных видов промышленной продукции, прежде всего сырья и материалов, что, однако, не обеспечивает ей стратегических преимуществ на мировом рынке, ориентированном на торговлю продукцией высокой степени обработки.

В реальном выражении российский товарный экспорт на протяжении 90-х годов рос значительно медленнее среднемирового, в том числе в

1996–2000гг. он увеличился на 22% (на 20% в 1999–2000гг.) по сравнению с 46% по миру в целом.

Традиционно более прочными и относительно стабильными являются позиции

России на рынках топливно-сырьевых товаров и материалов. В частности,

Россия занимает первое место по экспорту природного газа, необработанных алмазов, алюминия, никеля и азотных удобрений; третье- четвертое места по экспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнергии, калийных удобрений и проката черных металлов. В разрезе укрупненных товарных групп доля России в стоимостном общемировом итоге во второй половине 90-х годов составляла по минеральному топливу – 9–10%, удобрениям – 12–14%, черным и цветным металлам – 5–6%.

За исключением рынков сырья и материалов имеется крайне ограниченное число позиций, где значимость России как экспортера достаточно велика.

Прежде всего речь идет об оборонных и связанных с ними товарах и технологиях. Так, на рынке обычных вооружений Россия прочно удерживает второе место, обеспечивая порядка 13% мировых потребностей (удельный вес в суммарном мировом экспорте вооружений за 1995–1999гг., по данным

Стокгольмского института проблем мира и разоружения). Кроме вооружений и военной техники, Россия занимает традиционно прочное положение на рынке энергетического оборудования и комплектного строительства энергетических объектов за рубежом.

Однако в подавляющем большинстве случаев позиции России на рынках гражданской готовой продукции и высокотехнологичных изделий крайне слабы.

В последнее время Россия ежегодно экспортирует высокотехнологичных изделий на сумму порядка $2,5–3 млрд., что составляет не более 0,3% всего объема международной торговли указанной продукцией. Сегодня

Россия вывозит в 5 раз меньше высокотехнологичных изделий, чем

Таиланд, в 8 раз меньше, чем Мексика, в 10 раз меньше, чем Китай, и в

14 раз меньше, чем Малайзия и Южная Корея.

Как и в случае с торговлей товарами, развитие международной торговли услугами в последние годы заметно опережало динамику соответствующих российских показателей. При этом участие России в международной торговле услугами по аналогии с товарным экспортом также ориентируется на традиционные и низкотехнологичные ниши, в первую очередь туризм и услуги транспорта. На две указанные позиции во второй половине 90-х годов приходилось от 75 до 80% всего российского экспорта услуг.

В то же время в экспорте услуг из развивающихся государств туристическая и транспортная деятельность занимала в конце 90-х годов около 67%, промышленно развитых стран – 53%. Наиболее слабы позиции

России как поставщика современных деловых услуг в области освоения новых технологий и «ноу-хау», информатики, связи, предпринимательского консалтинга, финансовой деятельности и страхования. Место России на мировом рынке капитала определяется особенностями социально- экономического положения страны и состоянием национального инвестиционного климата. В структуре привлекаемых иностранных инвестиций на протяжении значительной части переходного периода преобладали спекулятивные капиталы, направляемые на приобретение ГКО и других высокодоходных государственных и корпоративных ценных бумаг.

В отличие от спекулятивных капиталов привлекательность России как объекта прямого инвестирования в 90-х годах находилась на чрезвычайно низком уровне. Удельный вес страны в мировых накопленных прямых иностранных инвестициях (ПИИ) оценивался в 2000г. в 0,25%, что составляло немногим более $16 млрд.

Российские ПИИ за границу по-прежнему незначительны, хотя в последние годы отмечается их устойчивый рост. Повышение экспортных доходов отечественного топливно-энергетического комплекса привело к увеличению инвестиций в создание транспортной и сбытовой инфраструктуры за рубежом.

Одним из характерных примеров в этой области стала покупка в конце

2000г. российской нефтяной компанией «ЛУКойл» известной американской корпорации «Гетти Петролеум Маркетинг Инк.», специализирующейся на реализации нефтепродуктов. В результате сделки на сумму $71 млн. российская компания получила в свое распоряжение сеть из 1260 автозаправочных станций на территории 13 штатов США. На протяжении большей части 90-х годов на мировом рынке капитала Россия рассматривалась в основном как крайне ненадежный партнер, не способный обеспечить приемлемую степень защиты для инвесторов. Соответственно, многочисленные зарубежные кредитные и инвестиционные рейтинги ведущих мировых агентств («Moody's», «Standard & Poor’s», журналов «Euromoney» и «Institutional Investor») помещали Россию, как правило, на одно из последних мест в соседстве с наиболее проблемными странами и одиозными режимами. Рейтинговые оценки резко ухудшились после августовского

1998г. валютно-финансового кризиса и лишь в самое последнее время под влиянием экономического роста в стране стали повышаться. Главные причины низкого российского рейтинга – в высоких политических, законодательных, экономических, валютных, социальных, криминальных и других рисках для инвесторов и кредиторов.

По данным исследования аудиторской компании Price Waterhouse-Coopers

(PWC), обнародованным в начале 2001г., из-за непрозрачности экономической и финансовой политики, законодательной системы и отношений в бизнесе, низких стандартов бухучета и чрезвычайно высокой коррупции Россия недосчиталась в 2000г. около $10 млрд. иностранных инвестиций, а стоимость ее заимствований на международном рынке капитала была на 12,25% годовых выше, чем для эталонных США и

Сингапура. Так называемый индекс непрозрачности (opacity index) оказался одним из самых высоких для России (34-е место из 35 обследованных стран) и сравним с 43-процентным дополнительным налогом на прибыль для потенциальных зарубежных инвесторов. По определению

PWC, непрозрачность – это отсутствие ясных, четких, облеченных в формальные процедуры, легко понятных и общепринятых методов ведения деятельности на мировых рынках капитала и в национальной экономике.

Иными словами, если бы в России были приняты необходимые организационные и иные меры по повышению прозрачности экономики до эталонного уровня, то это дало бы такой же эффект, как существенное снижение налога на прибыль.

Сводная оценка мирохозяйственных позиций той или иной страны содержится в ежегодно публикуемых авторитетными зарубежными организациями рейтингах международной конкурентоспособности. В самое последнее время рейтинговые оценки России несколько повысились, в том числе по шкале Всемирного экономического форума, страна переместилась с 59-го места в 1999г. на 52-е место в 2000г., в рейтинге швейцарского

Международного института развития менеджмента – поднялась с 47-го места в 2000г. на 45-е место в 2001г.

Однако следует учитывать, что повышение рейтингов конкурентоспособности России произошло преимущественно под влиянием двух факторов – высоких темпов экономического роста и значительного увеличения валютных доходов в условиях благоприятной мировой конъюнктуры. В то же время такие важнейшие факторы национальной конкурентоспособности, как эффективность предпринимательской деятельности и государственного управления, оцениваются для России по- прежнему низко.

2. Плюсы политики открытой экономики для России

Либерализация внешнеэкономической деятельности и повышение степени внешней открытости национального хозяйства в целом сыграли важную положительную роль в преодолении кризисных явлений, характерных для экономики переходного периода. Экспортная деятельность способствовала поддержанию производства и занятости в стране в условиях сокращения внутреннего платежеспособного спроса, позволяла осуществлять минимально необходимые инвестиции в развитие материально-технической базы экспортно-ориентированных и смежных отраслей, обеспечивала значительные бюджетные поступления. В пересчете по официальному валютному курсу Банка России доля товарного экспорта в ВВП достигает сегодня 40%, в пересчете на основе паритета покупательной способности валют – приближается к 10%. Последний показатель более чем вдвое превосходит уровень начала десятилетия.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать