Основы бизнеса
Основы бизнеса
2008 г.
Введение
Основное назначение предлагаемого вашему вниманию учебного пособия заключается в том, чтобы дать изложение курса «Основы бизнеса», закладывающего базис управления организациями, как бизнес — единицами.
Структура курса построена таким образом, что вначале рассматриваются основные концепции бизнеса как объекты исследования деятельности организаций крупного и малого бизнеса.
Поскольку бизнес является самостоятельной категорией экономической системы, он изучает общие свойства организации как единого целого. В зависимости от языка описания (экономического, юридического, социологического, технического и т.д.) можно получить различное представление об организации как об объекте управления. Поэтому организация остается до конца непонятным объектом, представляющим собой, как говорят специалисты, черный ящик.
Чтобы преодолеть указанную неопределенность, необходимо использовать междисциплинарный подход к рассмотрению вопросов в сфере изучения бизнеса. Таким подходом является системный подход.
В учебном пособии рассмотрен не только ряд междисциплинарных направлений, способствующих структурному формированию делового мышления, но и основы базовых экономических дисциплин, таких как менеджмент, маркетинг, финансы предприятий, управление персоналом. Особое внимание уделено историческому возникновению бизнеса и основным его направлениям.
В пособии даны классификации организационных структур и классификации самих организаций. Если же в основу классификации положить отношение к собственности, то можно сформировать модель состава системы управления собственностью в масштабах страны, а также построить модель антимонопольного регулирования бизнеса и управления экономикой на общегосударственном уровне.
Определены процедуры формирования моделей состава проблем и целей организации на разных стадиях ее развития.
Показано, что структура системы управления организацией определяется не столько содержанием проблем и целей, сколько связями внутри них и между собой. Среди проблем в первую очередь заслуживают внимания те, которые являются причиной возникновения других более мелких проблем в сфере бизнеса.
Тема 1. Понятие и сущность бизнеса. Три концепции
Вся история человеческого общества, а также его современное состояние, так или иначе связаны с бизнесом. При всем многообразии видов и направлений деятельности людей — от проникновения в космические дали, в тайны плазменной реакции и строения клетки до создания шедевров изобразительного искусства — общим свойством этой деятельности является бизнес. Иначе говоря, какому бы делу ни отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом. Чтобы понять, почему происходит именно так, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса. Условно они все могут быть объединены в три основные концепции: позитивную, критическую, прагматическую.
Концепция — система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо.
Позитивная концепция. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей. Такой подход весьма популярен в среде преподавателей американских университетов. Бизнес — это система ведения дела. Бизнес — создание продукции, нужной людям. Бизнес — это работа. Бизнес — это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе. Бизнес — это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний. Бизнес — это то, как мы живем. Бизнес в этой концепции трактуется как основное содержание экономики. Поэтому он является типичной чертой жизни людей в целом. Он нацелен на всеобщее благо, подчинен всеобщим интересам, люди работают на благо общества. Бизнес — это непротиворечивое явление. Позитивная концепция абсолютизирует положительные аспекты бизнеса.
На основе такой концепции в разные времена возникали ненаучные теории вроде «Общества всеобщего благосостояния», «Государства всеобщего благоденствия», которые пытались объяснить экономические процессы с позиции их, якобы имевшей место, бесконфликтности. Экономисты, заслужившие мировую известность, такие как Дж.М. Кларк, Дж. Гэлбрейт, М.Редер (США), А. Коул, Н.Кэлдор (Великобритания), Г. Мюрдаль (Швеция) и многие другие, отмечали, что «Капитализм» трансформировался. Одним из направлений этой трансформации стало изменение функций капиталистического государства, деятельность которого направлена главным образом на то, чтобы обеспечить «благосостояние для всех». Благосостояние для всех, согласно этим представлениям, достигается с помощью справедливого распределения жизненных благ между членами общества. Поэтому главным элементом в содержании теории «Государства всеобщего благоденствия» считается деятельность государства по распределению богатств и установлению равенства с помощью реформ в сферах социального страхования, налогового обложения, трудового законодательства, занятости, заработной платы, цен. Основой «трансформации» отношения к народному благосостоянию признается «осознание» государством ответственности перед членами общества.
Критическая концепция. Эта концепция бизнеса исходит из того, что бизнес- это деятельность людей, направленная на получение доходов или прибыли. Ради дохода бизнесмен готов использовать любые приемы поведения. Погоня за прибылью означает навязывание собственных интересов другим людям.
В прошлом такой подход разделяли многие люди в нашей стране, он составлял основу принятых в обществе моральных норм.
Считалось, например, само собой разумеющимся, что честный человек должен быть озабочен не приращением личных доходов и не деланием личной карьеры, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других и построения будущего. Напротив, стремление к личному богатству в результате роста прибыльности бизнеса расценивалось как антиобщественное.
Хуже того, критическая концепция бизнеса была положена в основу системы законодательного регулирования экономики. Так, занятие практически любыми видами частного предпринимательства рассматривалось как уголовно наказуемое деяние.
Под бизнесом в нашей стране привыкли понимать деятельность людей в западных экономических системах, т.е. в обществе, где, якобы, господствует «чистоган», отношения между людьми окутаны товарно-денежным фетишизмом, а деньги являются мерилом не только стоимости товаров, но также ума, чести и совести граждан.
Раньше в сознании соотечественников преобладали негативные оценки бизнеса и бизнесменов. Весьма популярной и часто используемой для характеристики мотивов и способов поведения бизнесменов-капиталистов была цитата из «Капитала» Карла Маркса: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он ни рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Неприглядность картины, воспроизведенной основоположником научного коммунизма, на которой запечатлены потенциальные преступники, способные попирать все человеческие законы даже под страхом виселицы, наверняка становилась еще более основательной после обращения к беллетристике, к некоторым книгам Т. Драйзера, Ф. Норриса, Э. Синклера, О. Бальзака, В. Шишкова, О. Генри (впервые включившего в бытовой оборот знаменитую «деловую» фразу: «Боливар двоих не вынесет») и даже И. Ильфа и Е. Петрова.
Почитатели «Золотого теленка», как правило, были едины в своих симпатиях к веселому жулику Остапу Бендеру, сумевшему в отличие от «компетентных органов» «расколоть» отталкивающе-хладнокровного и расчетливого подпольного дельца-миллионера, и столь же едины в своих антипатиях к империалистической акуле Корейко, в образе которого соединились многочисленные пороки, присущие деловым людям.
Как уже отмечалось, частнопредпринимательская деятельность, имеющая целью извлечение доходов, была в России официально запрещена. В уголовном кодексе страны предусматривались меры наказания — от тюремного заключения сроком на два года до смертной казни — за операции с валютой, спекуляцию, коммерческое посредничество, частное предпринимательство в производстве, торговле, выполнении строительных и других работ, выдаче ссуд. Разрешена была лишь так называемая индивидуальная трудовая деятельность в личных подсобных хозяйствах и кустарных промыслах без применения наемного труда. И хотя продукцию, созданную личным трудом, можно было продавать на так называемых колхозных рынках, ни один продавец не мог чувствовать себя спокойно, ибо в любой момент мог быть обвинен в нарушении уголовного кодекса.
В целом, суммируя изложенное, можно выделить следующие составляющие второго (критического) подхода к толкованию бизнеса:
Бизнес нацелен на навязывание частью людей
(бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям;
Бизнес — это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее
разнообразные конфликты в обществе;
Бизнес — это нежелательный компонент жизни людей в целом, рассадник
криминогенных процессов;
Бизнес — исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить
место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.
Критическая концепция абсолютизировала и абсолютизирует противоречия, присущие экономике. Их трактовка велась и ведется с позиции якобы имеющей место безысходности данных противоречий. Именно на такой основе в прошлом веке сформировалась теория научного коммунизма, согласно которой экономика, базирующаяся на началах, присущих бизнесу, исторически обречена и должна с развитием общества и по мере нарастания экономических и политических конфликтов уступить место новой, коммунистической системе отношений, лишенной противоречий, присущих бизнесу. В этой, коммунистической системе нет частной собственности на средства производства, поэтому нет конкуренции интересов. Она бесконфликтна или мало конфликтна, экономика развивается на началах не стремления к получению доходов, а движения в сторону взаимопомощи и процветания на коллективной основе.
Коммунизм как теория появился еще в античные времена. Его принципы в основе платоновской философии. В некоторой степени они отразились в жизни первых христианских общин. Эти идеи в XVIII веке использовали Морелли и Бабеф, в XIX веке Оуэн, Фурье, Сен-Симон.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17