Федеральные резервные банки
Активы
Обязательства и собственный капитал
+ Ценные бумаги (а)
+ Резервы коммерческих банков (в)
(а) Ценные бумаги
(в ) Резервы
Коммерческие банки
Активы
Обязательства и собственный капитал
- Ценные бумаги (а)
+ Резервы (в)
У НАСЕЛЕНИЯ. Если федеральные резервные банки должны купить ценные бумаги просто у населения, воздействие на резервы коммерческого банка будет, по существу, то же самое. Допустим, компания по упаковке мяса "Гризли" владеет несколькими отчуждаемыми государственными облигациями, которые она продает федеральным резервным банкам на открытом рынке. Сделка проходит так:
а. Компания "Гризли" передает ценные бумага федеральным резервным банкам и в уплату получает чек, выписанный на себя федеральными резервными банками.
б. Компания "Гризли" незамедлительно вкладывает этот чек на свой счет в банке Уоху.
в. Банк Уоху предъявляет этот чек федеральным резервным банкам к оплате, посылая его федеральным резервным банкам для учета. В результате банк Уоху получает увеличение своих резервов.
ГЛАВА 17 303
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВНЫЕ БАНКИ И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
Обратите внимание на то, что продажа федеральными резервными банками облигаций на 1000 дол. системе коммерческих банков понижает ее фактические и избыточные резервы на 1000 дол. Но продажа 1000-долларовой облигации населению понижает избыточные резервы на 800 дол., поскольку в результате продажи на 1000 дол. уменьшилось и количество денег на текущем счету. В этом случае продажа облигаций населению равносильна тому, что система коммерческих банков уменьшила находящиеся в обращении текущие счета на 1000 дол., чтобы смягчить уменьшение избыточных резервов до 200 дол.
Однако в обоих случаях продажи облигаций Федеральной резервной системой главные результаты одинаковы: когда федеральные резервные банки продают ценные бумаги на открытом рынке, резервы коммерческого банка понижаются. Если первоначало все избыточные резервы были израсходованы на ссуды, это уменьшение резервов коммерческого банка перейдет в понижение предложения денег в стране. В нашем примере продажа государственных ценных бумаг на 1000 дол. приведет к 5000-долларовому падению денежного предложения, независимо от того, продавались ли облигации коммерческим банкам или просто населению. Вы должны заставить себя убедиться в этом факте, вновь изучив рисунок 17-1 и проследив влияние продажи 1000-долларовой облигации федеральными резервными банками либо коммерческим банкам, либо населению.
Вопрос: Что заставляет коммерческие банки и население идти на продажу или покупку государственных ценных бумаг у федеральных резервных банков? Из главы 15 мы знаем, что цены и процентные ставки облигаций находятся в обратной зависимости. Когда Федеральная резервная система решает покупать государственные облигации, спрос на них возрастает. Следовательно, цены государственных облигаций поднимутся, а. их процентные ставки упадут. Возросшие цены и понизившиеся процентные ставки облигаций побуждают банки и владельцев государственных облигаций среди населения продавать их федеральным резервным банкам. И наоборот, когда Федеральная резервная система решает продавать государственные облигации, дополнительное их предложение на рынке понижаетцены на облигации и поднимает их процентные ставки, делая тем самым государственные облигации привлекательной покупкой для банков и населения.
РЕЗЕРВНАЯ НОРМА
Как может Совет управляющих посредством манипулирования установленной законом резервной нормой влиять на способность коммерческих банков к кредиту? Ответ на этот вопрос дает простой пример. Рассмотрим 2-ю строку таблицы 17-2 и предположим, что, согласно балансовому отчету, резервы равны 5 тыс. дол., а бессрочные вклады
— 20 тыс. Если установленная законом резервная норма составляет 20%, обязательные резервы банка
— 4 тыс. дол. Поскольку фактические резервы
— 5 тыс. дол., ясно, что избыточные резервы банка равны 1000 дол. Мы видели, что на основе этих 1000 долларов избыточных резервов отдельный банк может дать в ссуду 1000 дол., но банковская система в целом может создать путем кредитования 5 тыс. дол.
Увеличение резервной нормы. Что произойдет, если Совет управляющих поднимет юридически установленную резервную норму с 20 до 25%? (см. строку 3). Обязательные резервы возрастут с 4 тыс. до 5 тыс. дол., сжимая избыточные резервы с 1000 дол. до нуля- понятно, что рост резервной нормы увеличивает количество необходимых резервов, которые должны держать банки. Либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо же они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. В только что приведенном примере избыточные резервы превращаются в обязательные резервы и способность нашего отдельного банка к созданию денег понижается с 1000 дол. до нуля. Способность же к созданию денег банковской системы падает с 5 тыс. дол. до нуля.
Что произойдет, если Совет управляющих объявит о предстоящем увеличении установленного законом резервного требования до 30%? (см. строку 4). Коммерческий банк окажется перед перспективой невозможности выполнения этого требования.
Таблица 17-2. Воздействие изменений резервной нормы на способность коммерческих банков к кредитованию (цифры условные)
(1) Установленная
(2) Бессрочные
Фактические
(4) Обязательные
Избыточные
(б) Способность
(7) Способность
законом резервная
вклады (тыс. доя.)
резервы (тыс. дол.)
резервы (тыс. дол.)
резервы или (3)-(4)
отдельного банка к созда
банковской системы
норма (в %)
(тыс. дол.)
нию денег =(5)
к созданию
(тыс. дол.)
денег (тыс. доя.)
(1)10
20
5
2
3
3
30
(2)20
20
5
4
1
1
5
(3)25
20
5
5
0
0
0
(4)30
20
5
6
—1
—1
—3,333
Тема 6:Показатели измерения национального производства
1.Определение валового национального продукта (ВНП).
2.Способы расчета ВНП.
3.Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.
Ответы
Рассмотрим основной показатель национального производства (ВНП) ,который точнее всего отражает представление об изменениях физического объема наци-
онального производства. Система национальных счетов была создана в целях из-
мерения совокупного производства. Общественное счетоводство выполняет для экономики в целом те же функции ,что и бухгалтерский учет для отдельных пре-дприятий или домохозяйства.
Любое предприятие интересует насколько хорошо идут дела в его фирме.
Для этого необходимо измерить доходы и расходы фирмы. Бухгалтерская инфо-рмация может объяснить причины успеха или неудач. Система национальных сч етов т. е. различные показатели позволяют измерить объем производства в конк-ретный момент времени и раскрыть факторы ,непосредственно раскрывающие функционирование экономики. Сравнивая уровни национального дохода за опр-едиленный отрезок времени ,можно охарактеризовать функционирование экон-омики в долгосрочной перспективе ,чего ожидать: подъема или спада.
Счета национальной экономики дают информацию ,которая является ос-новой для формирования такой государственной политики ,которая была бы направлена на улучшение функционирования экономики в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10