· работы (услуги) промышленного характера, выполненные по заказам со стороны, для своего капитального строительства, своих непромышленных подразделений, работы по модернизации и реконструкции собственного оборудования;
· работы по изготовлению продукции с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном периоде не завершено.
Товарная продукция, в отличие от валовой, не включает незавершенное производство. На предприятиях, где имеет место производство продукции с длительным (более одного года) производственным циклом, а значит, колебания незавершенного производства значительны, о произведенной продукции судят по валовой продукции. На тех предприятиях, где длительность производственного цикла менее одного года, а значит, остатки незавершенного производства не подвержены значительным колебаниям, о произведенной продукции судят по товарной продукции, т. е. стоимости товаров (работ, услуг), предназначенных для продажи.
Стоимость проданной (реализованной) продукции также может учитываться в двух вариантах в зависимости от учетной политики предприятия: 1) по отгруженной продукции; 2) по оплаченной продукции. Объем отгруженной продукции представляет собой стоимость продукции собственного производства, фактически отгруженной (переданной) в отчетном периоде потребителю, выполненных работ и услуг, принятых заказчиком, независимо от того, поступили деньги на счет производителя или нет.
Самым обобщающим стоимостным показателем продукции является объем продаж или оплаченная отгруженная продукция. Основные факторы, определяющие этот обобщающий показатель, отражает формула товарного баланса:
РП = ВП + ΔНЗП+ ΔГП + ΔТО,
где РП – объем оплаченной отгруженной товарной продукции; ВП – объем валовой продукции; ΔНЗП – приращение незавершенного производства; ΔГП – приращение остатков товарной продукции на складе; ΔТО – приращение остатков товаров отгруженных, но еще не оплаченных.
В процессе анализа объема производства продукции дается оценка степени выполнения плана по выпуску продукции, изучается динамика выпуска за ряд лет.
Важную роль при анализе объема производства и продаж продукции играют измерители продукции. Для управленческого анализа используются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Применение натуральных и условно-натуральных измерителей ограничено, как правило, условиями многономенклатурного производства, когда используют трудовые и стоимостные измерители. Для разных целей могут использоваться различные стоимостные измерители: брутто-выручка (валовая выручка), нетто-выручка, сопоставимая себестоимость, нормативно-чистая продукция.
На динамику обобщающих показателей хозяйственной деятельности (выпуск и реализацию продукции, себестоимость и прибыль) оказывают влияние сдвиги в структуре продукции. Поэтому большое значение для целей исследования хозяйственной деятельности имеет анализ структуры продукции.
Особое внимание в процессе анализа уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и продаж продукции. Их можно подразделить на производственные и рыночные.
Продукция создается тремя производственными факторами: средствами труда, предметами труда и живым трудом, каждый из которых характеризуется показателями экстенсивности и интенсивности. Причем производственные факторы взаимосвязаны и оказывают комплексное воздействие на выпуск продукции. Отсюда факторную модель объема выпуска продукции можно выразить следующим образом:
ВП = ЧР · ГВ = ОПФ · ФО = МЗ · МО.
Алгоритм факторного анализа продукции строится по следующим этапам:
1) определяется лимитирующий из трех производственных факторов, для чего рассчитывают максимально возможный объем продукции по каждому фактору при полном обеспечении всеми другими факторами;
2) по каждому производственному ресурсу определяют показатели экстенсивности и интенсивности;
3) определяется приращения экстенсивных и интенсивных показателей по каждому производственному фактору;
4) одним из методов факторного анализа определяют влияние экстенсивности и интенсивности на приращение продукции.
В качестве основных рыночных факторов, оказывающих влияние на объем производства и продаж продукции, принято рассматривать изменение конъюнктуры рынка, инфляционные процессы, изменение уровня потребительского спроса, сезонные колебания спроса.
Важным направлением анализа продукции является анализ ее качества. Влияние этого фактора на общий объем производства определяется, как правило, прямым счетом на основе разницы в цене изделий повышенного качества по сравнению с ценой изделий более низкого качества. Если продукция подразделяется по сортам (по другим критериям качества) и соответственно по цене, то влияние изменения качества на объем продукции определяется с помощью средней взвешенной цены.
Объем продаж продукции зависит от многих факторов, но, с другой стороны, сам является фактором еще более обобщающих показателей – прибыли от продаж и капиталоотдачи.
4. Анализ себестоимости продукции, взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли
Выживание субъекта хозяйствования в условиях конкуренции во многом зависит от способности поддерживать оптимальный уровень себестоимости продукции. Важнейшая роль в решении этой задачи принадлежит анализу себестоимости, главная цель которого – выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию, обеспечение роста прибыли.
Обобщающими показателями себестоимости являются: полная себестоимость произведенной продукции, производственная себестоимость проданной продукции, полная себестоимость продаж продукции как сумма производственной себестоимости и расходов периода (общехозяйственных и коммерческих), затраты на один руб. продукции. Анализируются также произведенные организацией расходы по обычным видам деятельности, показатель себестоимости единицы продукции.
Себестоимость продукции изучается в следующей последовательности: 1) оценка выполнения плана по обобщающим показателям и их динамики; 2) измерение факторов изменения показателей себестоимости; 3) выявление резервов снижения себестоимости.
Анализ себестоимости продукции проводится как в поэлементном, так и в постатейном разрезе.
Поэлементный разрез себестоимости состоит из однородных элементов затрат:
З = А + МЗ + ФЗП + НР.
Прочие расходы обычно занимают небольшой удельный вес (1,5–3%). При анализе их распределяют пропорционально трем основным элементам затрат.
В процессе анализа определяются абсолютные отклонения по общей сумме затрат и по каждому элементу, изучаются их причины. Однако такие отклонения не дают представления об экономии или перерасходе. Поэтому целесообразно выполнить расчет относительного отклонения в затратах с учетом изменений объема продаж.
Оценка структуры затрат и их динамики позволяет определить материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость продукции, выяснить характер изменений и их влияние на себестоимость продукции.
С целью более полного выявления внутренних резервов снижения себестоимости она анализируется по отдельным статьям или группам статей.
Наиболее универсальным показателем себестоимости продукции считается уровень затрат на один руб. продукции. Он рассчитывается как отношение полной себестоимости продукции к стоимости этой продукции в отпускных ценах производителя. Основными факторами, влияющими на уровень затрат на один руб. продукции, являются: изменение структуры продукции, изменение цен на продукцию, изменение себестоимости продукции. Следует отметить, что данный показатель тесным образом связан с долей прибыли в отпускной цене. Поэтому анализ уровня затрат на один руб. продукции приемлем и для анализа рентабельности продукции.
Большое значение в анализе, планировании и прогнозировании себестоимости продукции имеет методика маржинального (предельного, операционного) анализа, которая базируется на изучении соотношения между тремя группами экономических показателей себестоимости, объема продаж и прибыли и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.
Основу методики составляет деление операционных затрат в зависимости от изменения объема деятельности хозяйствующего субъекта на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональны) и использование предельных (маржинальных) величин.
Заметим, что переменные расходы будут переменными по отношению ко всему объему продаж, но для каждой единицы продукции они будут постоянными, так как по существу представляют технологическую себестоимость, которая, как правило, является нормативным расходом и не может меняться без ущерба для качества изделия. С другой стороны, постоянные расходы являются постоянными для всей массы продаж, но они являются переменными для каждого единицы продукции. Снижение себестоимости продукции практически не зависит от переменных затрат, а обусловлено постоянными расходами, поскольку каждая последующая единица продукции будет иметь меньшую себестоимость за счет уменьшения доли постоянных расходов, приходящихся на эту единицу.
Возникает новая категория предельной прибыли (маржинального дохода), которая определяется как разница между выручкой от продаж и переменными затратами. Это дает возможность оценивать динамику таких взаимосвязанных показателей, как критический объем продаж, запас прочности, операционный рычаг и делать выводы о рисках хозяйственной деятельности, связанных с нерациональной структурой затрат и последствиями вероятного снижения объема продаж.
Критический объем продаж определяется как частное от деления постоянных расходов на маржу с единицы продукции. Под единицей продукции можно понимать как натуральный показатель, так и стоимостной. При критическом объеме продаж выручка становится равной совокупным затратам на производство и продажу продукции.
Разница между годовым фактическим объемом продаж и критическим объемом составляет запас финансовой прочности, который рассматривается как показатель риска. Если снижение объема продаж станет равным запасу прочности, то финансовый результат будет равен нулю. При снижении объема продаж, превышающем запас прочности, финансовый результат обратится в убыток. Чем ниже запас финансовой прочности, тем выше риск не покрыть постоянные расходы и получить убыток при сокращении объема продаж.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8