Основы методологии и методики комплексного экономического анализа

Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж. Она характеризует абсолютную эффективность хозяйствования. На величину данного показателя оказывают влияние многие факторы как внутренние, так и внешние.

К группе внутренних факторов, зависящих и контролируемых предприятием, относятся:

§основные факторы, определяющие сущностные результаты деятельности;

§факторы, связанные с нарушением предприятием хозяйственной дисциплины.

К основным факторам формирования прибыли от продаж относятся: количество и качество продукции, ее себестоимость, цены на продукцию и на элементы себестоимости, структурные сдвиги в составе продукции.

Нарушением хозяйственной дисциплины, являются:

·нарушение действующего порядка установления и применения цен;

·экономия, полученная в результате невыполнения мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и технике безопасности, невыполнения плана текущего ремонта основных средств и др.;

·экономия, полученная от выпуска продукции с отступлениями от условий, стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии.

Алгоритм расчета влияния названных выше факторов на прибыль от продаж, предложенный профессором А. Д. Шереметом, выглядит следующим образом [20]:

1. Влияние изменения цен на продукцию рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции в действующих ценах и выручкой от продажи в отчетном году в ценах базового года:



где  цена единицы продукции в отчетном и базисном периодах;  количество проданной продукции в отчетном и базисном периодах.

2. Влияние изменения тарифных ставок (окладов) оплаты труда, цен на материалы, тарифы на энергию, перевозки определяется с использованием данных о себестоимости продукции.

3. Влияние нарушений хозяйственной дисциплины устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся в результате указанных выше нарушений.

4. Влияние изменения объема продукции определяется путем корректировки базовой прибыли на коэффициент роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости и вычитанием из нее базовой величины прибыли:



где  коэффициент роста объема продаж продукции, который рассчитывается как отношение себестоимости реализованной продукции анализируемого периода, исчисленной в ценах и условиях базисного периода, к фактической себестоимости проданной продукции анализируемого периода.

5. Влияние изменения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции определяется путем корректировки базовой прибыли на разность коэффициента роста объема продаж в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости:


где  коэффициент роста объема продаж в оценке по отпускным ценам.

6. Влияние изменения затрат на один руб. продукции за счет режима экономии выражается разницей между базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины.

7. Влияние изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базовой полной себестоимости , скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции :



К группе внешних, независящих или неконтролируемых предприятием, факторов относятся:

§чрезвычайные события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обуславливающие дополнительную прибыль у других;

§изменение государственными и инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок (наценок), норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы и начислений на нее, ставок налогов и сборов;

§нарушение поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими, хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

Наряду с абсолютными показателями эффективность продаж может быть оценена с помощью относительных показателей рентабельности. Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли (П) к объему продаж (РП):

Rпр = П : РП.

Заметим, что в качестве числителя указанной модели может быть выбрана валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль. Такие показатели рентабельности получили название промежуточных уровней доходности.

Величина рентабельности продаж значительно варьируется в зависимости от вида деятельности. Различия в уровнях рентабельности продаж в рамках одной отрасли непосредственно определяются эффективностью управления на конкретном предприятии. Поэтому данный показатель часто называют коэффициентом эффективности управления.

Моделирование коэффициента рентабельности продаж показывает зависимость этого показателя от показателей интенсификации:


Rпр = ПР : РП = (РП – З) : РП =

[РП – (ФЗП + МЗ + А)]: РП = 1 – (Зе + Ме + Ае).


В свою очередь рентабельность продаж является одним из факторов рентабельности активов – обобщающей количественной характеристики доходности операционной деятельности.


7. Анализ деловой активности (капиталоотдачи)


Термин «деловая активность» трактуется по-разному. В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала [9, с. 341]. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия.

Для оценки и анализа деловой активности используются как качественные критерии, так и количественные показатели. Качественными критериями оценки деловой активности являются: широта рынков сбыта, наличие продукции, поставляемой на экспорт, репутация организации и др. Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по следующим направлениям:

§оценка степени выполнения плана по основным показателям и анализ отклонений;

§оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансово-хозяйственной деятельности;

§оценка уровня эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

 В настоящем пособии рассматриваются только те показатели деловой активности (капиталоотдачи), которые являются факторами основного показателя эффективности хозяйственной деятельности – рентабельности активов предприятия.

Общая капиталоотдача всех активов (основного и оборотного капитала) определяется по формуле:

Ко = РП : К = РП : (ВНА + ОА).


Обратным к данному коэффициенту будет коэффициент капиталоемкости продукции (Ке), который моделируется следующим          образом:


Ке = К : РП = (ВНА + ОА) : РП =

ВНА : РП + ОА : РП = ,

где  коэффициент капиталоемкости продукции по основному капиталу;  коэффициент капиталоемкости по оборотному капиталу.

Взаимосвязь общей капиталоотдачи всех активов с коэффициентом капиталоотдачи внеоборотных активов (основного капитала) и капиталоотдачи оборотных активов (оборотного капитала) можно выразить формулой:



где  капиталоотдача внеоборотных активов (основного капитала);  – удельный вес внеоборотных активов в общей стоимости активов;  капиталоотдача оборотных активов (оборотного капитала);  – удельный вес оборотных активов в общей стоимости активов предприятия.

В свою очередь капиталоотдача внеоборотных активов (основного капитала) зависит от отдачи основных производственных средств и их удельного веса во внеоборотных активах:



где  удельный вес основных производственных средств в составе внеоборотных активов.

Фондоотдача является основным показателем оценки эффективности использования основных производственных средств. Моделирование показателя фондоотдачи (или обратного показателя – фондоемкости) выявляет определяющие их факторы:


ФО = (РП : ОПФ) = РП : А · А : ОПФ,

Фе = (ОПФ : РП) = А : РП · ОПФ : А,


где РП : А – амортизациоотдача; А : ОПФ – обратный коэффицент оборачиваемости или коэффициент амотртизации; А : РП – амортизациоемкость продукции; ОПФ : А – оборачиваемость основных производственных средств.

Оборачиваемость основных производственных средств характеризует срок их службы. Амортизациотдача (или амортизациоемкость) характеризует эффективность использования основных производственных средств в отчетном периоде: более высокая фондоотдача означает, как правило, снижение доли амортизации в один руб. продукции, т. е. снижение себестоимости по этому элементу затрат.

Капиталоотдача оборотных средств (или прямой коэффициент оборачиваемости оборотных средств) характеризует отдачу продукции на один руб. оборотных средств или количество оборотов. При необходимости можно рассчитать показатели оборачиваемости оборотных средств в запасах, в дебиторской задолженности и т. д.

Коэффициент закрепления оборотных средств на один руб. продукции является обратным коэффициентом капиталоотдачи.

Также рассчитывается оборачиваемость оборотных средств в днях (То):


То = ОА · РП : Т,


где Т – продолжительность периода в днях.

Оборачиваемость оборотных средств в днях рассчитывается как по всей сумме оборотных средств, так и по отдельным элементам.

В целом при оценке показателей деловой активности рекомендуется сделать ряд расчетов. В части использования основных производственных средств порядок расчетов был рассмотрен в п. 7.2. «Анализ использования производственных ресурсов». Здесь же остановимся на расчетах экономической эффективности использования оборотных средств.

Расчет 1. Определить динамику качественных показателей использования оборотных средств, т. е. капиталоотдачу оборотных активов, коэффициент закрепления оборотных активов, оборачиваемость оборотных активов в днях.

Расчет 2. Определить прирост оборотных средств на 1% прироста продукции.

Расчет 3. Определить относительное отклонение в оборотных средствах:

.

Расчет 4. Определить влияние экстенсивности (величины оборотных средств) и интенсивности в использовании оборотных средств (коэффициента оборачиваемости) на приращение продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать