Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой
предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым
организациям обычно крупными партиями (оптом). К числу оптовых цен
относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители
реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным
предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других
видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы.
НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством
материально-технических ресурсов. В международной торговле сделки, за
редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они
по оптовым ценам. Биржевая цена также считается оптовой.
Розничные цены - это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению. Отпускная цена на предприятиях общественного питания — особая форма розничной цены. Цены на услуги населению — также особый вид розничной цены. В сфере обращения действуют скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная). Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия- поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (наценку). Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.
Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые производителями
продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К
свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена
производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя.
Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном
предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на
основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь
авансированный капитал.
Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые соответствующими органами
управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых
перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо
ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены, в свою очередь, могут
быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые
(защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют: Предельные цены — это
такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей
продукции или услуг. Фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на
определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа
или субъекта рынка, утвердившего их.
3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.
Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые
устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего
срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Обычно
в договоре делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит».
Твердые цены применяются в сделках:
• с немедленной поставкой;
• с поставкой в течение короткого срока;
• предусматривающих длительные сроки поставки. При длительных сроках поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, изменению не подлежит» должна присутствовать обязательно.
Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена,
фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в
дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится
(повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена,
зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта
оговорка называется «оговорка о повышении и понижении цены». Обычно в
договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в
размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены не производится. При
установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по
которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно
устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные, поставляемые
по долгосрочным договорам товары.
Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем
пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках
производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.
(Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы
и т.д.) Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным
сроков изготовления. Например, сложное промышленное оборудование, суда. При
подписании договора в этом случае, фиксируется исходная (базисная цена), то
есть цена, применяемая в качестве базы для расчетов. Оговаривается ее
структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы,
зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизацию),
прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны
будут пользоваться. Следует отметить, что эти виды цен широко используются
в международной торговле. В условиях оживленной конъюнктуры рынка при
установлении скользящей цены в интересах покупателя (импортера) в договор
(контракт) могут быть внесены некоторые ограничительные условия. Например,
установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого
пересмотр цены не производится, определен процент возможного изменения цены
(например, не свыше 10% от общей суммы затрат). Этот предел называется
лимитом скольжения. В договоре или контракте может быть предусмотрено, что
скольжение распространяется не на всю сумму издержек производства, а лишь
на определенные их элементы (например, на металл при постройке судна) с
указанием величины в процентах от общей стоимости заказа.
4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре или контракте.
Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Справочные цены — это цены, публикуемые в различных печатных изданиях.
Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы,
специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты. Справочные цены
могут быть, во-первых, номинальными, то есть не связанными с реальными
коммерческими операциями. Номинальные цены применяется в качестве базы при
заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной
цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой, так как
она применяется в качестве исходной базы при установлении цены на
аналогичные изделия. В качестве базисной цены понимают цену товара
определенного качества, спецификации, в заранее установленном
географическом пункте (так называемом базисном пункте). Эти цены, как
правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер
скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%.
Номинальной называют биржевую котировальную цену за товар, по которому в
день котировки не было заключено сделок.
Во-вторых, справочные цены могут быть ценами, отражающими прошлые сделки,
операции, совершенные за истекший период (месяц, неделю), т.е. – Базовыми.
Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так, при исчислении
процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных средств
используются базовые цены. Базовыми ценами считают цены, действовавшие на 1
число месяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в
соглашении.
Цены фактических сделок также являются справочными. Однако эти цены регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически. Цены предложения крупных фирм также есть справочные цены, так как первоначальные цены в результате уторговывания обычно снижаются.
Прейскурантные цены — это вид справочной цены, публикуемый в прейскурантах, то есть справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на запросы покупателей.
В целом справочные цены играют роль отправной точки, с которой начинаются уторговывание цен при заключении сделок.
Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после в исполнения заказа. На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает то обстоятельство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускают фирм фактически господствующие в данной сравнительно узкой области. Производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на специальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены.
Цены предыдущих сделок используются в случае относительной стабильности цен на машины и оборудование. Они практикуются при размещении заказов в условиях устойчивых связей между контрагентами.
5. Вид цены довольно часто определяется видом рынка, на котором она образуется. В зависимости от вида рынка различают: цены товарных аукционе биржевые котировки, цены торгов.
Цены товарных аукционов— это цены публичной продажи по максимально
предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию
товаре (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения
соотношения между спросом и предложением. Особенностью аукциона является
наличие в большинстве случаев многих покупателей и одного или нескольких
продавцов. На аукционах, в отличие, например, от бирж, продаются реальные
товары со строго индивидуальными свойствами. Аукционная цена может
существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее),
поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также
в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.
Цены аукционов используются на продукцию лесного, сельского хозяйство
рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями,
предметами старины и искусства.