Основы технологии и энергетики
смотреть на рефераты похожие на "Основы технологии и энергетики"
СОДЕРЖАНИЕ
| |Информационные технологии….….………...………..…..…...…... |2 |
| |Микроэлектронные и лазерные технологии …………….…...…. |6 |
| |Новые виды топлива и энергии…………………………………… |7 |
| |Роль солнечного, космического излучения и превращения его в | |
| |энергию химических связей (фотосинтез)….…………..…….… |8 |
|5. |Задачи…………………….…………………………………………… |23 |
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Начало и середина XXI века будут ознаменованы неизбежным переходом от индустриального к информационному обществу, в котором информация станет важнейшим фактором производства, создающим общественное богатство.
Но информационное общество не может появиться на пустом месте.
Необходима очень серьезная интеллектуально-технологическая база. И такой
основой сегодня является информационный бизнес.
Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую сферу предпринимательской деятельности в виде крупнейшего многоотраслевого комплекса со своей сложившейся инфраструктурой.
Сначала информационные технологии использовались, в связи со сложностью и дороговизной, только в научных центрах и крупных промышленных компаниях. По мере совершенствования и удешевления информационные технологии проникли в разные отрасли и дали возможность совершенствования и улучшения эффективности последних.
В результате развития информационных технологий появились и сформировались новые потребности общества. Мировое потребление информационных технологий в 1990 году достигло 2 трлн. долларов.
Информационное производство в США и Японии по уровню занятости превзошло сферу материального производства. Причем в США в этой сфере к началу 80-х годов было занято уже около 60% всех работающих. Сегодняшние тенденции развития информационного бизнеса таковы, что он стабильно опережает традиционные отрасли по темпам роста, занятости и другим экономическим показателям.
Информационные технологии вторгаются в нашу повседневную жизнь, изменяют мировое сообщество, изменяют человека и его окружение, дают основу для поступательного развития общества. Новая отрасль приводит к коренным изменениям в самом бизнесе, делая его более динамичным, совершенным.
В связи с развитием рыночных отношений в России и необходимостью сокращения разрыва в технологическом отставании России от западных стран, актуальным становится эффективное использование новых информационных технологий. Информационный бизнес, являясь составной частью бизнеса, придает общее ускорение развитию экономики.
Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.
Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.
Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.
Информационная технология, согласно определению, принятому ЮНЕСКО, - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники.
По мнению американского специалиста в области управления Г. Поппеля, под информационными технологиями (ИТ) следует понимать использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни.
ИТ рассматривают и как часть информационного бизнеса - его некоторую технологическую основу, и как отдельный сектор инфраструктуры, часто развивающийся автономно.
В последние десятилетия в наиболее развитых странах, в частности, в
США и Японии, развиваются творческие (созидающие) информационные технологии
так называемого третьего (высшего) уровня. Они охватывают полный
информационный цикл - выработку информации (новых знаний), их передачу,
переработку, использование для преобразования объекта, достижения новых
более высших целей.
Информационные технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации менеджмента, позволяют задействовать ЭВМ в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники.
Полная интегрированная автоматизация менеджмента предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, подготовка текста, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач.
Основные направления автоматизации информационно-управленческой деятельности компаний следующие: автоматизация процесса обмена информацией, включая учрежденческую АТС, “электронную почту”.
К информационным технологиям относятся:
- персональные компьютеры, объединенные в сети;
- электронные пишущие машинки;
- текстообрабатывающие системы (проблемно-ориентированные компьютерные системы, имеющие большие функциональные возможности);
- копировальные машины;
- коммуникационные средства, телефонную технику;
- средства для автоматизации ввода архивных документов и поиска информации (к ним относятся нетрадиционные носители информации: магнитные и лазерные диски и ленты, микрофильмы, диски с оптическими записями);
- средства для обмена информацией - “электронная почта”;
- видеоинформационные системы;
- локальные компьютерные сети;
- интегрированные сети учреждений.
Признавая, как факт, поразительные технологические достижения наступившей эры информационных технологий, американские специалисты спрогнозировали дальнейший прогресс в этой области, движущей силой которого являются пять основных так называемых “информационных тенденций”:
- возрастание роли информационного продукта;
- развитие способности к взаимодействию (совместимости);
- ликвидация промежуточных звеньев (непосредственность);
- глобализация;
- конвергенция.
Дадим этим тенденциям определение и кратко их охарактеризуем.
Возрастание информационного продукта. Определены шесть секторов экономики, в которых применение ИТ наиболее вероятно повысит эффективность торговых операций: промышленные товары и поставки, расфасованные потребительские и фармацевтические товары, страхование коммерческих предприятий и отдельных лиц, коммерческие банки и кредиты, оптовая торговля и услуги специалистов, фондовая торговля.
Информационный продукт (ИП) выступает в виде программных средств, баз
данных и служб экспертного обеспечения (определение дано Г. Поппелем и Б.
Голдстайпом). ИП в форме различного рода информации является источником
человеческих знаний. Р. У. Эмерсон определяет информацию как “накопленные
мысли и опыт бесчисленных умов”.
Следовательно, деятельность интеллектуальных работников в большей степени зависит от содержания, точности и своевременности получаемой информации. ИТ призвана донести информацию до места создания и использования знаний.
Создание ИП включает 3 основные стадии: разработку, синтез и распространение. Через эти стадии проходят 8 основных типов ИП: новости, документальные программы, знания и мнения, данные и факты, протоколы, игры, художественные и драматургические произведения, музыка и юмор.
Отсюда возрастающее значение ИП, причем в разных плоскостях.
Информационная часть ИП расширяет кругозор людей, позволяет более
эффективно использовать ресурсы, а развлекательная обеспечивает досуг.
Качество и доступность обеих составляющих оказывают существенное влияние на
чувство самоудовлетворения отдельного человека.
Способность информационных технологий к взаимодействию. Следующей тенденцией развития ИТ является способность к взаимодействию между всеми физическими и логическими элементами системы. Один из важнейших факторов для обеспечения совместимости взаимодействия - появление новых стандартов на программные и аппаратные средства, дисплеи, базы данных и сети, что повлекло за собой процессы стандартизации.
В настоящее время технология может являться и сдерживающим фактором:
отсутствие способности к взаимодействию средств автоматизации делает
нерациональной ее реализацию. Это обусловлено взрывным расширением ИТ, в
результате чего стандартизация продуктов не успевает за техническими
стандартами. С другой стороны, в результате более активной маркетинговой
деятельности и успехов в распространении ИП, захвате большой рыночной доли
какой-либо компанией, её продукт становится стандартом для всех остальных.
В качестве примера можно привести персональные компьютеры фирмы IBM,
операционные системы корпорации Microsoft, локальная сеть Novell, стандарты
бытовой видеозаписи VHS фирмы JVC, Video-8 фирмы Sony.
Ликвидация промежуточных звеньев. По мере того как информационные
технологии все глубже проникает в различные сферы бизнеса, она изменяет
различные стоимостные показатели, на которых базируется конкуренция.
Ликвидация промежуточных звеньев означает устранение тех стадий, которые
включают посредников между потребителями и производителями. В частности, в
банковской сфере уменьшается роль мелких банков, так как на внедрение
информационных технологий требуются значительные ресурсы.
Информационные технологии уже в настоящее время обеспечивают возможности для ликвидации промежуточных функций внутри компаний и между ними. Телемаркетинг и система заказов “компьютер—компьютер” устраняют, например, промежуточные торговые организации.