Особенности развития народного хозяйства России на современном этапе

Особенности развития народного хозяйства России на современном этапе

смотреть на рефераты похожие на "Особенности развития народного хозяйства России на современном этапе"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А на тему:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

(создание финансово-промышленных групп, холдинговых компаний и др. )

Выполнил: студентка группы 122

Филиппенко Ольга Сергеевна

Проверил: доц.

Житников Василий Григорьевич

Ростов-на-Дону, 1999

Содержание

Введение 3
1 Финансово-промышленные группы: специфика России 4
2 Основы функционирования ФПГ 5

2.1 Цели и задачи ФПГ 5

2.2 Типы ФПГ 6

2.3 Функции ФПГ 11
3 Крупнейшие ФПГ 15
4 ФПГ и перспективы развития российской экономики 29
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Введение

Процесс интеграции промышленного и банковского капитала стал заметным явлением уже в начале нынешнего века. Исходно преобладающими формами интеграции были концерны и семейные группы. Поиск эффективных форм организации межфирменных отношений, которые занимали бы некое промежуточное положение между чисто рыночной средой и внутрифирменной организацией, продолжается в течение всего столетия. Эти искания диктуются стремлением к оптимальному сочетанию преимуществ концентрации материальных и нематериальных ресурсов с преимуществами децентрализации управления и ответственности.

Перспективы развития финансово-промышленных групп в России - это создание не только федеральных, но и региональных, а также межрегиональных и субрегиональных групп. Следует усиленно продвигать идею создания транснациональных корпораций, большую роль в развитии которых призвана сыграть ассоциация групп. Новое российское "экономическое чудо" возможно лишь при наличии прочного союза сильного государства и крупного бизнеса, сознающих свою общую ответственность за судьбу нашей страны. Для выживания российской экономики необходим альянс мощных компаний, индустриальных наукоемких отраслей, крупных диверсифицированных финансово-промышленных групп. Необходимо мобилизовать имеющиеся ресурсы самой России, приступить к кардинальным структурным реформам всей хозяйственной системы.

В предложенной работе будут рассмотрены особенности развития народного хозяйства России на современном этапе через призму функционирования финансово-промышленных групп.

1 Финансово-промышленные группы: специфика России

Экономическая ситуация в народном хозяйстве России характеризуется инвестиционным кризисом, не очень успешной денежной приватизацией, кризисом фондового рынка. России также свойственны ограниченные рамки развития совместного предпринимательства и привлечения иностранного капитала, желание государственных органов удержать на плаву все производственно- хозяйственные единицы без учета эффективности их деятельности.
Экономический фундамент довольно отсталый. Сказывается возрастание роли торговли и услуг, ведущее к вымыванию промышленного капитала. На таком экономическом фундаменте пробивает себе дорогу идея создания финансово- промышленных групп (ФПГ). Нормативные документы об этих группах рождались в
Госкомимуществе, подготовившем указ президента от 5.12.93г. № 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации". Поскольку
ФПГ подрезали крылья еще в младенческом возрасте, то должного эффекта в структурной перестройке экономики так и не было достигнуто. Этому препятствовали ограничения, исключавшие слияние банковского капитала с промышленным, а значит, и перелив денег в сферу промышленного производства.
Следует отметить, что государство в последнее время хотя и медленно, но поворачивается к нуждам групп. Показательно, что на Западе рынки практически целиком контролируются аналогом финансово-промышленных групп -
ТНК, которых насчитывается свыше 40 тыс. Располагая в 150 с лишним странах более чем 180 тыс. филиалами, они контролируют от 1/3 до 1/2 промышленного производства, половину внешней торговли, около 4/5 патентов и лицензий на новейшую технику, технологии, ноу хау.[1]

2 Основы функционирования ФПГ

1 Цели и задачи ФПГ

Вступивший в конце 1993 г. в силу закон о группах определяет их как
"совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово- промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест".

Таким образом, группы представляют собой организационную форму соединения капитала с характерным для России промышленным производством крупного масштаба. Принципиальная особенность состоит в том, что в группах привлечение финансовых ресурсов совмещается с процессом их концентрации на направлениях, обеспечивающих закрепление и расширение собственной доли внутреннего рынка, а также активное продвижение на мировой рынок.

Важными целями создания финансово-промышленных групп являются[2]:

- управление и контроль за финансовыми потоками:

- получение мощных источников финансирования расширенного воспроизводства;

- повышение эффективности собственного производства;

- ориентация производства на активное продвижение на внешний рынок;

- подключение к товарообороту с внешним рынком не только отдельно взятых предприятий, но целых технологических связок.

Исходя из перечисленных целей перед группами стоят следующие задачи:

- концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

- финансирование промышленных НИОКР, ускорение научно-технического прогресса;

- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;

- содействие демонополизации рынков промышленной продукции;

- осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности, конверсии оборонных предприятий;

- формирование рациональных технологических и кооперативных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.[3]

2 Типы ФПГ

Исходя из специфики российского рынка, группы можно подразделить на три основных типа:

1. Группа промышленных предприятий с банком в качестве спонсора, образованная по распоряжению властей ("официозные");

2. Холдинг, создающий банки ("холдинговые");

3. Банк, создающий холдинг («банковские империи»).

Если первый и второй типы (где по сути банк является расчетно-кассовым центром) имеют один основной недостаток - финансовая составляющая является их ахиллесовой пятой, то третий тип претендует на то, чтобы оказаться потенциально ТНК.

Среди лидеров в этой области - "ОНЭКСИМ - МФК" (более 35), "Российский кредит" (свыше 30), "Мост-Банк" (42), "Альфа-банк" (около 26 юридических лиц), «Энергомашиностроительная корпорация (ЭМК)» ( около 30). Естественно, что их состав изменяется, в том числе и в сторону роста числа участников.

Финансово-промышленные группы условно можно разделить на две категории: построенные по технологическому признаку (куда входят предприятия-смежники, связанные производственным процессом) и построенные по территориальному признаку (куда могут входить предприятия разных отраслей, но относительно компактно расположенные в пределах, к примеру, одной области). Кроме того, создаются неформальные финансово-промышленные группы (отраслевой ориентации) - "ЛУКойл", "Юкос", "Сургутнефтегаз", лидеры среди вертикально-интегрированных групп нефтегазового комплекса.

Сочетание ряда типов экономической интеграции показано на рис. 2.1, где круги разного диаметра представляют различающиеся по величине компании, а стрелки — имущественные связи с указанием направления имущественного контроля.[4]

[pic]

Рис. 2.1. Комбинирование межкорпоративных структур:

1 — универсальная (многоотраслевая, диверсифицированная) ФПГ
(«intermarket keirctsu»); 2 — вертикально интегрированная ФПГ («vertical keiretsu»); 3а — виртуальная корпорация или близкая ей сетевая индустриальная организация; 3б — стратегический альянс с учреждением компании для совместных разработок.

Что касается характера деятельности объединяемых предприятий, то соотношение здесь между универсальными и отраслевыми ФПГ представлено на рис. 2.2.

[pic]

Рис. 2.2. Соотношение между универсальными (1) и отраслевыми (2)
ФПГ.[5]

В универсальных (многоотраслевых) ФПГ объединение участников чаще всего идет вокруг универсальной торговой компании («sogo shosha») и банка; в соответствии с ведущей ролью банка эти ФПГ называют еще «финансовыми кэйрецу». Применительно к вертикально интегрированным группам можно говорить о производственной (технологической), распределительной и имущественной вертикалях, Производственный альянс («production keiretsu») выступает как иерархия субподрядчиков разных уровней, поставляющих свою продукцию головной фирме; такого рода группы («производственные кэйрецу») более всего распространены в электронной, авто- и иной машиностроительной промышленности, где продукт состоит из многих комплектующих.
Распределительный альянс («distribution keiretsu») представляет собой систему распределения, возглавляемую крупным производителем или оптовым торговцем; этот тип групп («торговые кэйрецу») имеет много общего с системами сбыта продукции, создаваемыми крупными американскими производителями. Имущественный альянс или холдинг («capital keiretsu») характеризуется направленным «сверху вниз» контролем над деятельностью участников группы.

Стратегические альянсы охватывают широкий ряд межфирменных организаций, создаваемых для решения некоторых конкретных задач. К таким альянсам относятся: совместные предприятия; консорциумы для реализации инвестиционных проектов; различные формы кооперации, обеспечивающие уже функционирующим ФПГ освоение новых для них видов деятельности и технологий.
Стремясь выйти за рамки своей традиционной ориентации, крупные фирмы устанавливают связи с небольшими высокотехнологичными фирмами,

К стратегическому альянсу близка концепция «виртуальной корпорации».
По мнению многих ведущих специалистов в области управления, в будущем она может стать общепринятой организационной моделью американского бизнеса,
Виртуальная корпорация — это создаваемая на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков, зачастую даже бывших конкурешов), объединяемых современными инфорационными системами с целью взаимного пользования ресурсами (людскими, материальными, финансовыми), снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Эта модель организации бизнеса прежде всего ориентирована на быстрое использование вновь открывающихся возможностей за счет целенаправленных действий по решению некоторой конкретной задачи. Как только дело сделано, объединение обычно распадается. Если стратегические альянсы направлены на создание новых благоприятных возможностей для партнеров, то виртуальные корпорации больше ориентированы на использование имеющихся ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать