Особенности развития народного хозяйства России на современном этапе
p> В этом году «Сибнефть» окончательно помирилась с Кеннетом Дартом.
Последний имел небольшие пакеты дочерних компаний «Сибнефти» и препятствовал переходу на единую акцию. В обмен на свои пакеты Дарт получил
5% «Сибнефти», а его представитель Майкл Хантер вошел в совет директоров. А тем временем один из акционеров «Сибнефти» — компания «Руником» практически завершила обмен акций компании на акции дочерних предприятий. Теперь
«Сибнефть» должна завершить переход на единую акцию, выпустив дол-эмиссию и обменявшись с «Руникомом».

В марте 1998 года при посредничестве компании Salomon Brothers были выпущены шестимесячные бескупонные долговые бумаги на 200 млн долларов.
Компания сумела погасить их в срок. В настоящее время краткосрочная задолженность «Сибнефти» по другим кредитным обязательствам (в частности, за кредитами компания обращалась к австрийскому банку RZB) составляет 100 млн долларов.

Летом 1999 года при посредничестве «МФК-Ренессанс» состоялась сделка по продаже 1% акций компании неким иностранным инвесторам (имена их пока не оглашаются).

"Тюменская нефтяная компания" образована 9 августа 1995 г.

Ее нефтедобывающие компании -"Нижневартовскнефтегаз",
"Тюменьнефтегаз", "Обьнефтегазгеология", Рязанский нефтеперерабатывающий завод, 5 нефтепродуктообеспечивающих предприятий и по одному в строительстве и геологоразведке.

Добыча нефти по сравнению с 1997 годом снизилась на 5,9% и составила
19,65 млн тонн. Минувший год стал пиком активности ТНК на рынке: помимо попыток поглощения основных структурных подразделений «Сиданко» компания вела весьма активную кредитную политику. Первой из нефтяных компаний ТНК возобновила практику привлечения кредитов с Запада: была достигнута договоренность о предоставлении кредита Eximbank на 110 млн долларов.
Правда, до урегулирования вопроса о совместной разработке Самотлорского месторождения на условиях СРП давать деньги банк не спешит.

Вслед за «ЛУКойлом» и «Газпромом» компания выпустила корпоративные облигации.

Следующим после «Сиданко» объектом поглощения может стать «Славнефть»
— в декабре ТНК просила правительство отдать ей госпакет акций этой компании. Слияние с Центральной топливной компанией, не состоялось. Между тем 49% самой ТНК пока принадлежат государству и, возможно, будут проданы уже в этом году.

"Интеррос" создана в 1995 г. (Внесена в Государственный реестр
12.1.1995 г. под номером 95001. Инициатива создания была поддержана указом президента РФ "О выработке мер государственной поддержки создания и деятельности финансово-промышленных групп на базе ФПГ "Интеррос" от 28 октября 1994 г. С 1 сентября 1995 г. группе "Интеррос" присвоен статус межгосударственной с внесением в Государственный реестр за № 001.) Главным направлением ее инвестиционной деятельности является производство экспорториентированой продукции (химических удобрений, алюминия, никеля, меди, высококачественного проката). Сегодня можно говорить не только о взаимном проникновении интересов в холдинге и разделении обязанностей, но и о выделении специализированных функциональных блоков: внешнеэкономического
(свыше 10 специализированных компаний, в том числе АОЗТ "Разнотрейд", АОЗТ
ВАО "Союзпло-доимпорт", АОЗТ ВАО "Экспортхлеб", АОЗТ "Совинторг", ГП ВО
"Продинторг", ГП ВО "Союзпромэкспорт", ГП ВО "Союзтранзит", ГП ВО
"Тяжпромэкспорт"), финансово-кредитного (АКБ "МФК", АКБ "ОНЭКСИМ", НПФ
"Интеррос-Достоинство", АООТ "ИНРОС Капитал", АООТ "Технохим",
"Интеррослизинг"), страхового (СК "Интеррос - Согласие"), производственного
(главная цель - создание экспорториентированной продукции — АООТ
"Новокузнецкий металлургический комбинат", АООТ "Новокузнецкий алюминиевый завод", АООТ РАО "Норильский никель"), транспортного ("Северо-Западное пароходство" - 25,5% его акций, принадлежащие государству, находятся в залоговом управлении МФК), обеспечивающего (ИФК "Микродин" и др.).

Отраслевая принадлежность группы: цветная (никель, медь, кобальт -
60%), черная металлургия (6%), химический комплекс (3-10%).

"Роспром" создан группой "Менатеп" в сентябре 1995 г. для эффективного управления 30 российскими промышленными предприятиями разных отраслей.
Основной стратегический партнер - нефтяная компания "Юкос".

Таким образом, многие ФПГ в настоящее время испытывают трудности, находятся на гране банкротства и (или) поглощения. Конъюнктура меняется с завидной регулярностью. На сентябрь 1999 года можно выделить следующие крупнейшие холдинги, группы и альянсы (см. рис. 3.1).[14]

4 ФПГ и перспективы развития российской экономики

Хотя в отечественной публицистике финансово-промышленные группы нередко фигурируют как синоним неконструктивных олигархических сил, в экономических программах самой разной идеологической направленности преобладает более взвешенный подход — вклад ФПГ в решение антикризисно- реформационных задач увязывается с экономической политикой государства.
Вырисовываются различные сценарии сопряжения развития экономики России в целом и рассматриваемых групп, зависящие прежде всего от готовности государства: а) «перепоручить» реструктурирование российской промышленности
«мировому рынку» (а фактически — зарубежному финансовому и промышленному капиталу); б) способствовать сохранению и наращиванию инвестиционных возможностей отечественных корпораций, энергично стимулировать задействование этих возможностей для модернизации российской промышленности.

С определенной долей условности можно спрогнозировать три сценарные варианта эволюции отечественной экономики.

1. «Ловушка стагнации»: сжатие спроса и сомнительные перспективы его увеличения провоцируют сокращение инвестиций, придающее депрессии хронический характер. Поскольку основой инвестиционного потенциала являются амортизационные ресурсы, то недостаточное внимание в экономической политике к проблеме их сохранения и мобилизации ведет к неоправданным их потерям. На практике это может быть следствием курса на безотлагательное придание рынку роли доминирующего перераспределительного механизма. В качестве средств реализации такого курса выступают: свертывание государственного имущественного контроля над экономикой (приватизация), отказ от протекционизма во внешнеэкономических отношениях и ужесточение контроля над денежной базой. Последняя линия сопряжена не только с противодействием инфляции, но и с фактическим блокированием доступа нерентабельных производств к ресурсам. Рыночным принципам отвечает остановка таких производств безотносительно к их способности создавать добавленную стоимость. Соответствующие потери инвестиционных ресурсов усугубляются сжатием спроса и сомнительными перспективами его увеличения, что обусловливает дальнейшее сокращение капиталовложений. Депрессия, таким образом, становится хронической.

К развитию событий по этому сценарию подталкивают и высокие налоги.
Они вынуждают рыночных субъектов уходить в «теневую экономику» — для удержания цен на продукцию на конкурентоспособном уровне. Если уровень НДС высок, даже льготное налогообложение инвестируемой прибыли не компенсирует коммерческих минусов от «засвечивания» (легализации) реальных объемов продаж и прибыли. Возникает порочный круг: налоговая система сначала провоцирует сокращение числа платежеспособных предприятий, а затем требует от оставшихся восполнить результаты сжатия налогооблагаемой базы. Нежелание обнаруживать фактические экономические результаты проявляется и в снижении инвестиционной активности: незаинтересованность в раскрытии внутренних возможностей накопления обусловливает преобладание среди внутренних инвестиций в производство капиталовложений «поддерживающего» характера, обеспечивающих лишь замену выбывающего оборудования. В подобных условиях неизбежны становление «неформальных» ФПГ, нацеленных на обслуживание
«теневого» оборота капитала, и ослабление у реальных деловых групп стимулов к получению официального статуса ФПГ При этом, впрочем, сохраняются некоторые надежды на использование этого статуса в качестве рычага при размежевании сфер влияния групп и при распределении государственных заказов
(последнее особенно актуально для ФПГ «в оборонке»), однако естественными становятся завышенные запросы зарубежных и отечественных инвесторов
(включая официальные ФПГ) по государственным компенсациям инвестиционных рисков (соответствующим госгарантиям), Но даже при таком необнадеживающем сценарии логично ожидать демпфирующего влияния ФПГ на спад производства и инвестиций.

Народнохозяйственное развитие до августа 1998 г сопрягалось с чередой мер, затягивающих в «ловушку стагнации», и паллиативных усилий по ослаблению ее негативных последствий, Фактически экономика развивалась в
«коридоре» между охарактеризованным и следующим (вторым) сценарием,

2. Рост за счет валютного сектора, сопровождающийся «голландской болезнью». При сокращении и неопределенности динамики внутреннего спроса и деформировании внутреннего рынка неплатежами в относительно привилегированном положении оказываются производства, способные работать на экспорт; иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства прежде всего именно в экспорте-ориентированные сырьевые отрасли. При угнетении легальных сбережений и внутренних накоплений привлечение капитала из-за рубежа предстает необходимым условием и фактором развития экспортного сектора. Однако значительная доля подлинно иностранных инвестиций (а не репатриируемого «теневого» капитала) носит связанный, предусматривающий импорт оборудования, характер, что влечет за собой дополнительные для российского машиностроения потери и усиливает дистанцирование валютного сектора экономики от отраслей, работающих главным образом на внутренний рынок. Реальной при таком сценарии становится перспектива превращения экспортных производств в своего рода анклав в российской экономике,
Ослабление обрабатывающих отраслей на фоне развития сырьевого экспорта свидетельствует о подверженности российской экономики «голландской болезни». И если не укреплять собственный инвестиционный потенциал российских ФПГ и не стимулировать межотраслевое сотрудничество, эта
«болезнь» становится неизбежной платой за выход из «ловушки стагнацию».

Если говорить о связанных с рассматриваемым сценарием опасностях, следует отметить прежде всего обострение соперничества между федеральными и региональными элитами за контроль над экспортными доходами, чреватое попытками пересмотра экономических основ федерализма и углублением дифференциации регионов страны на относительно благополучные и депрессивные. В регионах с высокой концентрацией обрабатывающей промышленности обусловленный ее кризисом рост социальной напряженности вынуждает активизировать поиски собственных выходов из «ловушки стагнации».
Новое повышение интереса к региональным ФПГ свидетельствует о том, что подобные поиски, связанные с группированием предприятий, уже ведутся. В этой связи логично ожидать сочетания центробежных и центростремительных тенденций. Первые инициируются стремлением ослабить конкурентное и налоговое давление на региональную промышленность хотя бы на первом этапе ее модернизации, вторые сопряжены с возможностями использования общероссийского рынка для реализации эффекта масштаба производства. При рассматриваемом сценарии экспортные производства заинтересованы в создании финансово-промышленных групп с участием обслуживающих предприятий инфраструктуры— для контроля над ценовой политикой последних: для производителей алюминия, скажем, важен контроль над ценами на электроэнергию. При достижении компромисса с субфедеральными властями таким
ФПГ обеспечена поддержка на уровне регионов. Влияние на предприятия территориальной инфраструктуры — один из аргументов региональных властей в согласовании интересов с ФПГ (федеральная инфраструктура выступает аналогичным рычагом в руках центральной власти).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать